Папки-передвижки

Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Бадина Елена Алексеевна
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста

Финансовая грамотность является важным аспектом в современном мире, и ее формирование уже в детском возрасте имеет большое значение. В статье рассматриваются основные проблемы, с которыми сталкиваются дети дошкольного возраста при освоении финансовых навыков. Одной из главных проблем является отсутствие понимания детьми значения денег и необходимости их умелого использования. Дети часто не осознают, что деньги не приходят сами по себе, а требуют усилий для их заработка. Это может привести к неправильному отношению к деньгам в будущем, когда дети станут взрослыми. Другой проблемой является отсутствие образования о финансовых инструментах и возможностях, которые предоставляются для управления деньгами. Дети не знают о существовании банковских счетов, кредитных карт, инвестиций и других финансовых инструментов. Это ограничивает их возможности и может привести к финансовым трудностям в будущем. Для успешного формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста необходимо создать специальные условия. Одним из таких условий является включение финансовой грамотности в программу дошкольного образования. В рамках этой программы дети могут изучать основы финансов, учиться планировать свои расходы и умело использовать деньги. Также важно проводить практические занятия, которые помогут детям на практике освоить финансовые навыки. Например, можно организовать игру-симуляцию, где дети будут иметь возможность управлять виртуальными деньгами, принимать финансовые решения и видеть результаты своих действий. Кроме того, важно вовлекать родителей в процесс формирования финансовой грамотности детей. Родители могут стать примером для своих детей, обучая их правильному использованию денег и показывая, как планировать свои финансы. В заключение, формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста является важной задачей. Необходимо создавать специальные условия, включая финансовую грамотность в программу дошкольного образования, проводить практические занятия и вовлекать родителей в этот процесс. Только так мы сможем обеспечить будущее поколение навыками, необходимыми для успешного управления своими финансами.

Публикация «Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: финансовая грамотность, экономические представления, дошкольное образование

Наши дети растут. И не успеем мы оглянуться, как они станут взрослыми. А вот станут ли они самостоятельными и благополучными в финансовом плане? Это вопрос. Если они будут владеть знаниями о деньгах, то скорее всего «ДА».

Так что же такое финансовая грамотность для дошкольника? Это образование, которое направлено на развитие нестандартного мышления в финансовой области и основ финансовой культуры.

Почему же необходимо говорить об этом начиная с детского сада? Потому что именно с детства закладываются способности по управлению финансами, что в будущем повлияет на материальное благополучие ребенка. В период дошкольного детства под финансовой грамотностью можно понимать бережное, рациональное и деловитое отношение в простых обменных операциях, здоровой оценке результатов любого труда (товары или деньги, верное представление у дошкольника о финансовом мире, которое в дальнейшем поможет стать успешным и самостоятельным человеком, который принимает взвешенные и грамотные решения в будущем.

Одной из актуальных задач современного дошкольного образования является формирование финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Финансовая грамотность – это одна из главных социальных компетенций, которая формируется под влиянием окружающей социально-экономической среды с детских лет жизни человека. Ребенок впервые сталкивается с экономическими представлениями в семье, знакомится с такими понятиями, как: «труд», «деньги», «товар», «цена» и т. д., видит множество рекламы, посещает магазин вместе с родителями, все это так или иначе влияет на развитие начальных экономических знаний и умений ребенка, но все это влияние носит ситуативный и бессистемный характер. Именно поэтому формирование финансовой грамотности в дошкольном возрасте необходимо в современных реалиях, так как грамотное отношение к финансовым ресурсам, поможет обеспечить финансовую самостоятельность и безопасность человеку в пору взросления.

В настоящее время, вряд ли найдется ребенок дошкольного возраста, который не держал в руках монетку. Бесспорно, многие дети знают, что такое деньги. Но проблема в том, что они растут без навыков обращения с ними. А ведь кто-то должен преподать им науку правильного отношения к деньгам. К сожалению, наука денег, это та наука, которой взрослые в отношении с ребенком очень часто пренебрегают. То ли родители не чувствуют себя уверенно в разговоре о деньгах. Не знают, как и с чего начать говорить о них в силу возрастных особенностей ребенка. То ли не считают, что это важно. Но именно на родителях лежит ответственность — научить ребенка быть финансово грамотным. Почему? Да потому что только в семье можно получить столь бесценный опыт.

Финансовая грамотность - достаточный уровень познаний и квалификации в области финансов, что позволяет правильно анализировать рыночную обстановку и делать разумные решения. Знание ключевых финансовых терминов и их практическое использование помогает индивидууму грамотно управлять своими финансовыми средствами.

В процессе формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте дети знакомятся с основными понятиями о финансах, приобретают необходимые представления о деньгах. Работа в этом направлении должна начинаться с раскрытия функции денег на понятном и доступном языке для ребенка дошкольника.

Дети должны знать, что деньги – это эквивалент труда, их родители трудятся на работе, чтобы получить заработную плату, и на эти средства живет семья в течение месяца. Дети старшего дошкольного возраста вполне могут понять, что такое семейный бюджет и на что он тратится. Говоря о семейном бюджете, не этично заострять внимание на таких понятиях, как «богатый» или «бедный», в процессе взросления у детей постепенно формируются понятия о разных финансовых возможностях людей. И напротив важно акцентировать внимание ребенка на том, что необходимо для существования семьи, а что является лишь желаемым и без чего можно обойтись. На примере похода в магазин можно поучить ребенка различать необходимые продукты питания, такие как хлеб и молоко, от желаемых, таких как конфеты и мороженое. Таким образом, родитель может донести до ребенка понятие финансовой осведомленности. Важно объяснить, что наличие ограниченных финансовых ресурсов позволяет нам выбирать только необходимые товары, чтобы обеспечить здоровое питание и удовлетворить все необходимые потребности. Умение правильно распоряжаться деньгами – это умение понять, какие товары являются приоритетными, а какие – запасными.

Учить ребенка быть финансово грамотным, это значит:

-рассказывать, откуда берутся деньги, как попадают к нам в карманы, что они не приходят ниоткуда и не даются просто так;

-разъяснять, что деньги необходимы для того, чтобы что-то купить и не только;

-учить его понимать ценность денег, что к деньгам нужно относиться уважительно и бережно;

-учить экономить деньги;

-принимать решение — потратить деньги сейчас или сохранить их «на мечту»;

-распределять свои деньги, чтобы хватало на все необходимые нужды;

-учить контролировать свои желания, объяснять, что желания должны соизмеряться с возможностями, а потребности отличаются от просто «хочу»; и т. п.

Это только самая необходимая часть этой науки, чтобы они росли в уверенности о своем финансовом состоянии.

Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

На это есть несколько причин:

-чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами;

-чтобы мог позволить себе жить самостоятельно, когда станет взрослым;

и просто был финансово благополучным.

Когда нужно начинать учить ребенка финансовой грамотности?

Именно дошкольный возраст является самым продуктивным в плане заложения таких индивидуально-психологических особенностей личности, как ответственность, бережливость, сила воли, которые так необходимы для становления финансово грамотного человека. Именно с младшего дошкольного возраста стоит начинать учить ребенка знаниям о деньгах. Именно в этом возрасте он знакомится с деньгами. А уже в пятилетнем возрасте у детей появляются финансовые привычки.

Часто родители поощряют ребенка за какие-либо достижения с помощью денег, в результате у ребенка формируется потребительское отношение к взрослым. С социально-психологической точки зрения – это неверно, ведь ребенок должен понимать, что он посещает детский сад или школу для собственного развития, получения знаний, а выполняя какие-либо обязанности по дому он оказывает посильную помощь взрослым в ведении хозяйства. Но в то же время полезно ребенку давать карманные деньги, которые он может потратить по своему усмотрению, и ребенок должен знать, что эти средства принадлежат только ему.

В рамках дошкольного образовательного учреждения решаются следующие задачи, которые позволяют формировать финансовые представления у детей дошкольного возраста : это создание условий для формирования элементарных экономических представлений и развитие интереса детей к аспектам финансовой грамотности и использованию этих знаний в жизни, например, правильно относиться к деньгам, как к предмету жизненной необходимости (копить, тратить, вкладывать, управлять своим поведением, понимая разницу между «надо» и «хочу», познакомить с такими понятиями как «бережливость», «трудолюбие» и т. д.

Работа в данном направлении в дошкольном образовательном учреждении заключается не в организации какого-либо специального обучения, а в использовании различных видов деятельности детей, наполненных экономическим содержанием. Основную роль в формировании финансовой грамотности в дошкольном возрасте играет игровая деятельность детей. Именно через игру дети без труда осваивает мир социальной действительности и приобщается к миру финансов.

Для организации необходимой предметно-развивающей среды в группе детского сада были созданы игровые центры сюжетно-ролевых игр такие как «Магазин», «Банк», «Семья». А также была разработана картотека дидактических игр, включающая следующие игры: «Нужные покупки», «Много-мало», «Дорого-дешево», «Потребность-возможность», «Запланированная покупка», «Сдача», «Надо и Хочу», «Что важнее?», разработы презентации и многое другое. Данные игры могут проводиться и в ходе непосредственной образовательной деятельности, и во время самостоятельных, совместных игр детей.

Работа по формированию финансовой грамотности детей опирается на взаимодействие с родителями воспитанников. Они являются активными участниками в проектной деятельности. Примером такого познавательного проекта является проекты "Я финансист", «Первые шаги в экономику». В рамках этого проекта родители получают необходимую консультативную помощь по проблеме, участвуют вместе с детьми в создании мини-музея «Деньги».

Таким образом, можно отметить, что создание необходимых условий и правильно организованная игровая деятельность положительно влияет на становление экономической культуры детей и способствует формированию финансовой грамотности. И вместе с тем развивает познавательную активность и совершенствует коммуникативные навыки детей. Кроме того, дети знакомятся с людьми разных профессий, более бережно относятся к вещам, творчески решают игровые задачи, учатся взаимодействовать друг с другом.

Публикации по теме:

Комплекс дидактических игр как средство формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста Требования современного общества сделали актуальной проблему формирования финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 летДидактическая игра по формированию основ финансовой грамотности «Магазин» для детей 5–6 лет Цель: дать представление об ограниченности ресурсов при неограниченных потребностях. Задачи: • Дать представление детям о том, что товары.

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Дидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаДидактические игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста является одной из актуальных задач работы.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Игры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возрастаИгры по финансовой грамотности для детей старшего дошкольного возраста Предложенные игры познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности. "Создай свой дом" Цель: формировать навыки.

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ»Презентация «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста с ОВЗ» Безопасность жизнедеятельности в современном мире является одной из центральных проблем человечества. Каждый человек, и взрослый, и ребенок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ финансовой грамотности детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2023 в 11:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД