МААМ-картинки

Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания

Фёдорова Ольга Михайловна
Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы

О. М. Федорова

МБДОУ «Детский сад № 100», воспитатель

«Человек, овладевший экологической культурой,

подчиняет все виды своей деятельности

требованиям рационального природопользования,

заботится об улучшении окружающей среды,

не допуская её разрушения и загрязнения…»

Плешаков А. А.

Публикация «Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания» размещена в разделах

Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.

Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов XX столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. За несколько десятилетий выявлено, уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Именно на такую дисциплину, как «экологическая культура», сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.

С экологическим воспитанием связано такое понятие, как экологическая ответственность. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.

Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:

1) экологические знания;

2) экологическое мышление;

3) экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.

Сложившаяся в настоящее время система дошкольного и внешкольного образования и воспитания включает в себя большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.

Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.

Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. «Экологически культурная личность» ребенка при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Для того чтобы у дошкольника возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных факторов мира природы.

Экологическое воспитание на современном этапе развития детских учреждений – проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека.

Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.

Цель воспитателя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.

При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.

Сущность и содержание экологического воспитания также определены Конвенцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной среде обитания человека.

Знакомить детей с родным краем нужно начиная с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с микрорайона, где находится его детский сад. Работа и знакомство ведется на занятиях в детском саду, от простого - к сложному.

Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном крае, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться.

Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.

Патриотические чувства к родному краю закрепляются в ходе природоохранной деятельности детей. Показать ребенку, что человек не «царь природы», а ее часть. И поэтому он должен оценивать свои действия с точки зрения экологии. От того, какую позицию он займет в вопросах охраны окружающей среды, зависит здоровье нации, будущее России в целом. Воспитатель может вести разъяснительную работу о том, что наша Родина не безгранично богата природными ресурсами и потребительское отношение к природе приведет к неизбежной экологической катастрофе. Воспитание экологической культуры — это единственный способ объединить человека с природой на основе ее глубокого понимания.

Анализируя вышесказанное, можно сказать, что патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой. Уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Патриотизм — это и есть бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты!

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Формирование навыков культуры поведения младшего дошкольника Шепель М. В., Смирнова О. М. Согласно Федеральному государственному образовательному.

Формирование патриотического воспитания младших дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» Формирование патриотического воспитания дошкольников через реализацию проекта «Георгиевская ленточка» От прошлых дней – до вечности – И.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы»Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Проект по формированию основ нравственно-патриотического воспитания «Памятники Победы» Цель проекта: Формирование у детей дошкольного.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Экологическое воспитание и формирование экологической культуры у дошкольников Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и звон серебристых колокольчиков в бездонном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания
Опубликовано: 8 сентября 2022 в 12:48
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания» (включая файлы) размещена пользователем Фёдорова Ольга Михайловна (УИ 3039621) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД