Фёдорова Ольга Михайловна
Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
О. М. Федорова
МБДОУ «Детский сад № 100», воспитатель
«Человек, овладевший экологической культурой,
подчиняет все виды своей деятельности
требованиям рационального природопользования,
заботится об улучшении окружающей среды,
не допуская её разрушения и загрязнения…»
Плешаков А. А.
Публикация «Формирование основ экологической культуры дошкольника посредством патриотического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и всегда актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса нависла над человечеством и проблема экологической культуры, духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью.
Серьезнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внес существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации. Приблизительно с 60-х годов XX столетия, когда перед человечеством впервые остро встала проблема уничтожения всего живого в связи с промышленной деятельностью, стала оформляться новая наука – экология и, как следствие этого возникновения, появилась экологическая культура. За несколько десятилетий выявлено, уровень экологической культуры прямо пропорционален экологической обстановке в мире, находится в прямой зависимости от экологического воспитания. Именно на такую дисциплину, как «экологическая культура», сегодня возложена миссия спасения человечества, выработки механизмов противодействия вымиранию и гибели.
С экологическим воспитанием связано такое понятие, как экологическая ответственность. Соблюдение моральных требований, связанных с отношением к природе, предполагает развитую убежденность, а не страх за возможное наказание и осуждение со стороны окружающих.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать:
1) экологические знания;
2) экологическое мышление;
3) экологически оправданное поведение и чувство любви к природе.
Сложившаяся в настоящее время система дошкольного и внешкольного образования и воспитания включает в себя большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры.
Воспитание экологической культуры предполагает воспитание эмоциональной эстетической культуры, в которую входят: пробуждение у детей интереса к природе, растениям, животным, к самому себе; освоение элементарных природоведческих знаний о растениях и животных; приобщение ребенка к элементарному труду по созданию благоприятных условий для жизни живых существ, формирование элементарных представлений о природе, как о величайшей ценности, понимание её неприкосновенности, воспитание у ребенка элементарного чувства ответственности за всё живое.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности. «Экологически культурная личность» ребенка при познании природы и общении с ней через свои чувства (восхищение, радость, удивление, умиление, гнев, возмущение, сострадание и др.) переживает свое отношение к ней и стремится сохранить дикую природу, проявляя тем самым любовь к миру природы. Для того чтобы у дошкольника возникли определенные чувства по отношению к миру природы, необходимо воздействие на него как отрицательных, так и положительных естественных факторов мира природы.
Экологическое воспитание на современном этапе развития детских учреждений – проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решение проблем человечества в душе человека.
Уважение к жизни, к природе – вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и осторожно перешагиваем трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы – дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею.
Цель воспитателя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
При формировании экологического сознания и экологической культуры у детей дошкольного возраста большую роль имеет игра. В процессе общения с природой в игровой форме у детей воспитывается эмоциональная отзывчивость, формируются умение и желание активно беречь и защищать природу, понимать важность охраны природы, осознанно выполнять нормы поведения в природе.
Сущность и содержание экологического воспитания также определены Конвенцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и Конвенцией о правах ребенка.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной среде обитания человека.
Знакомить детей с родным краем нужно начиная с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с микрорайона, где находится его детский сад. Работа и знакомство ведется на занятиях в детском саду, от простого - к сложному.
Одно из слагаемых патриотизма – воспитание любви к родной природе на прогулках и экскурсиях. Постепенно у детей формируются представления о родном крае, природа становится ближе и понятнее, дети стараются что-то сделать для нее, испытывают чувство ответственности перед ней. Дошкольный возраст, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства любви к Родине, сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться или без какой эмоционально – познавательной основы она не может появиться.
Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребёнка ещё в дошкольном возрасте надо научить быть привязанным к чему-то, кому-то, быть ответственным уже в любом своём, пусть маленьком, деле. Прежде, чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он вообще должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами страны, её красотой и богатством возникает, если научить ребёнка видеть красоту вокруг себя. Прежде, чем человек сможет трудиться на благо Родины, он должен добросовестно и ответственно выполнять любое дело, за которое берётся.
Патриотические чувства к родному краю закрепляются в ходе природоохранной деятельности детей. Показать ребенку, что человек не «царь природы», а ее часть. И поэтому он должен оценивать свои действия с точки зрения экологии. От того, какую позицию он займет в вопросах охраны окружающей среды, зависит здоровье нации, будущее России в целом. Воспитатель может вести разъяснительную работу о том, что наша Родина не безгранично богата природными ресурсами и потребительское отношение к природе приведет к неизбежной экологической катастрофе. Воспитание экологической культуры — это единственный способ объединить человека с природой на основе ее глубокого понимания.
Анализируя вышесказанное, можно сказать, что патриотизм должен воспитываться в постоянном общении с родной природой. Уместно употребить мудрое изречение американских индейцев, которые ощущали свое единство с природой: «Мы не получили землю в наследство от предков, мы одолжили ее у наших детей». Патриотизм — это и есть бережное отношение к окружающей среде. Те, кто сознательно встал на защиту природы, — истинные патриоты!