Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Дробышевская Светлана
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Задачи оздоровительного направления в системе дошкольного воспитания и образования продолжают оставаться наиболее значимыми. Один из путей решения этих задач — обоснование методики занятий интегрированного характера, обеспечивающих развитие познавательных способностей детей на фоне высокого уровня двигательной активности. Методика проведения занятий по физической культуре предусматривает сочетание выполнения физических упражнений с формированием первоначальных знаний и представлений о природе и воспитанием основ экологической культуры.

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ может осуществляться в различных формах: это экологические занятия, наблюдения за природными явлениями, специально организованные игровые обучающие ситуации, целевые экскурсии, праздники и др.

Особое место занимают занятия интегрированного типа — сочетающие различные виды деятельности, в том числе двигательную, игровую и творческую.

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста может проходить в процессе занятий по физической культуре.

Особенности методики

1. Предусматривается проведение одного из трех обязательных занятий по физической культуре, в форме прогулки по экологической тропе здоровья в естественных условиях природной среды. Маршрут экологической тропы определяется заранее и остается неизменным.

2. Содержание занятий составляют физические упражнения, подбор которых обусловлен возрастом и уровнем физической подготовленности детей, а также временем года и погодными условиями. Наряду с выполнением фи-зических упражнений в процессе занятий дети под руководством воспитателя проводят наблюдения за природными явлениями и сезонными изменениями.

3. В качестве физическихупражнений используются:

• дозированная ходьба в сочетании с бегом (объем нагрузки — время, длина дистанции, а также ее интенсивность — зависит от конкретных задач занятия);

•упражнения дыхательной гимнастики (например, «Листья шуршат» «Морозко», «Одуванчик» и т п.);

•общеразвивающие упражнения (например, «Листопад», «Поймай снежинку», «Колокольчик» и др.);

•подвижные игры (например, «Перелет птиц», «Льдинки, ветер и мороз», «Скворечник» и т п.);

•эстафеты (например, «Сбор картофеля», «Бегущие ручейки», «Эстафета пчелок» и др.);

4. Сочетание двигательной активности с формированием экологическихзнаний может быть различным:

•Наблюдения за природным явлениями могут проводиться в начале занятия в сочетании с ходьбой в спокойном темпе по тропе здоровья, а затем используются физические упражнения в общепринятой последовательности в соответствии с рекомендуемыми принципами распределения физической нагрузки.

Физические упражнения могут предшествовать наблюдениям, проводимым в конце занятия, при возвращении по тропе здоровья в детский сад.

•В начале занятия могут применяться физические упражнения (например, дозированная ходьба в сочетании с бегом по тропе здоровья, затем проводятся природоведческие наблюдения, которые заканчиваются подобранными в соответствии с темой упражнениями и подвижными играми, и, наконец, занятие завершается либо дозированным бегом в сочетании с ходьбой в спокойном темпе.

5. Формирование первоначальных знаний о природе должно проводиться в игровой форме, с учетом возрастных психологических особенностей детей (например, можно использовать персонаж кукольного театра — Лесовичка, который проводит с детьми экскурсию)

6. Так как подобные занятия являются интегрированными, их продолжительность несколько больше, чем обычных занятий по физической культуре. Поскольку в них сочетаются различные виды деятельности (как двигательной, так и умственной, игровой, творческой, это не вызывает переутомления детей.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Консультация «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста» Природа - источник жизнедеятельности человека. Каждому из нас необходимо овладеть набором экологических знаний, для того, чтобы поведение.

Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни»Методическая мастерская «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни» В конце апреля состоялось заседание методической мастерской по направлению «Использование инновационных педагогических технологий в физическом.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Формирование основ экологической культуры в процессе физического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 22 октября 2021 в 13:11
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 декабря. Международный день волонтера

 Тема сегодняшнего дня посвящена Международному дню добровольцев во имя экономического и социального развития — именно так звучит официальное название международного праздника «День волонтера». Этот день...

5 декабря. Всемирный день почв

Загрязнение почв – из-за быстрого роста населения планеты и растущего применения всевозможных химикатов – это всемирная проблема, которая незаметна, но касается каждого человека без исключения. Об этом и...


Горячие темочки