Вера Бурцева
Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время уделяется особое внимание проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. У педагогов и у дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта, как отзывчивость к переживаниям другого человека.
У старших дошкольников пока недостаточный опыт владения навыками общения, большинство из них не умеют разделять радость и огорчения других, не могут помочь преодолеть отрицательные переживания и откликнуться на помощь товарища. Достичь желаемых результатов не представляется возможным, так как не в полной мере происходит осознание родителями и педагогами необходимости тесного сотрудничества, совместной целенаправленной деятельности по формированию умения проявлять чуткость, отзывчивость у детей.
Публикация «Формирование отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2014
Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Основная общеобразовательная программа направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность. Дошкольник должен быть эмоционально отзывчивым, откликаться на эмоции близких людей и друзей, сопереживать персонажам сказок и рассказов. Достичь желаемых результатов можно с помощью построения образовательного процесса с учётом принципа интеграции образовательных областей, в совместной деятельности взрослого и детей и в самостоятельной деятельности дошкольников. Необходимо, чтобы смена видов детской деятельности была подчинена одной теме.
Вопросы организации воспитания дошкольников вызывают затруднения ииз-за большой наполненности группы, что усложняет индивидуальную работу с дошкольниками. Кроме этого, недостаточно наглядного материала для формирования у дошкольников умения проявлять сопереживание и сочувствие; недостаточно дидактических пособий на тему «Как бы ты поступил, если бы», «Уроки чуткости».
Планируемые образовательные результаты по формированию у старших дошкольников умения проявлять чуткость, внимание следующие:
• эмоционально отзывчивый, откликается на эмоции близких людей и друзей;
• развита способность понимать состояние, настроение окружающих по выражению лица, интонации речи, эмоциям;
• овладели способами эмоционального содействия, умением утешать и оказывать помощь тем, кто в ней нуждается;
• сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.
Работа по формированию умения проявлять отзывчивость к переживаниям сверстников и близких людей предполагает следующие изменения в педагогическом процессе:
1) В содержании:
• разработано комплексно-тематическое планирование для старшей группы;
• организованы сюжетно-ролевые игры «Больница» (ты с мамой ждёшь приёма врача, принесли девочку с высокой температурой, «Семья» (мама пришла с работы усталая, а в доме не убрано, «Детский сад» (девочки прыгали на скакалках, одна запуталась) с ситуациями, побуждающими оказать помощь, поддержку другому;
• организованы дидактические игры «Что это?», «Собери картинку», «Пантомима»;
• организованы (для подгруппы) игровые ситуации, поощряющие проявление доброжелательного внимания, сопереживания, сочувствия («Как нам поступить?», «Что бы ты сделал?», дидактические упражнения «Угадай моё настроение», «Передай своё настроение», «Поделись хорошим настроением»;
• проведены беседы «Я или мы», «Не жди, когда тебя попросят о помощи: учись сам видеть, кому нужна помощь», «О чуткости и равнодушии», «Кто скоро помог, тот дважды помог»;
• разработано дидактическое пособие «Как поступить?»;
• воспитателем проведен праздник в конце месяца «Дружба начинается с улыбки» и в конце года «Праздник доброты и вежливости»;
• посещение детьми старшей группы кружка «Улыбка»;
• функционирует детско-родительский клуб «Ласковое слово»;
• используется метод проектов «Давайте жить дружно», «Спешите делать добро».
2) В средствах обучения и воспитания:
• использованы ТСО: проектор, компьютер, магнитофон;
• использована художественная литература (М. Пляцковский «Настоящий друг», Р. Сеф «Дружок», «Хмурый день», М. Яснов «Горести-печалести», Э. Мошковская «Жду», «Не надо больше ссориться», Л. Пантелеев «Большая стирка», Л. Воронкова «Что сказала бы мама», В. Осеева «Печенье», «Сыновья»;
• созданы уголок настроения «Здравствуйте, я пришёл», коврик «мира» для решения конфликтных ситуаций с помощью бесед, «Шкатулка добрых дел» для анализа поступков детей;
• использован дидактический материал на тему «Пойми меня», «Мы радуем своих близких».