Лучший педагог года

Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях

Майя Исаева
Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях

Воспитание ребёнка является, на наш взгляд, основной составляющей становления его как личности. От того, насколько полно и доступно в детском возрасте будут донесены основные постулаты морали и правил поведения, напрямую зависит успех в его дальнейшей жизни в рамках социума. При этом важную роль играет не только влияние близких родственников, в первую очередь – родителей, но и других людей, окружающих ребёнка – его сверстников, воспитателей.

Публикация «Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях» размещена в разделах

Важно не допустить нарушений закона ребёнком, помочь понять, «что такое хорошо, а что такое плохо», сформировать представление о правилах морали и нравственности. Такая задача непосредственно разрешается педагогическим персоналом дошкольных образовательных учреждений. Безусловно, никто лучше родителей не может знать своего ребёнка, однако зачастую возникает необходимость в применении специальных познаний в области педагогики, дошкольной психологии, которыми и обладают воспитатели.

Основой формирования первичных навыков об уголовном законодательстве является, по нашему мнению, правовое воспитание. Необходимо в общих чертах давать ребёнку представления о нормах поведения, нарушение которых помимо каких-либо моральных порицаний может повлечь юридическую ответственность.

В области дошкольного образования правовое воспитание личности ребенка исследуется как необходимое условие его социально-нравственного становления и развития. Формирование у ребенка привычки действовать в соответствии с правилами поведения во многом зависит от степени усвоения системы элементарных представлений о социальной, в том числе, правовой действительности. Овладевая основами знаний о правах и обязанностях человека, приобщаясь к правовой культуре, ребенок формируется как правомерная личность, способная к целесообразному использованию прав человека в процессе своего поведения и взаимодействия с окружающим миром в соответствии с нормами права и морали.

Особое значение имеют положения, характеризующие правовое воспитание ребенка как процесс создания условий для ознакомления детей с национальными и духовными ценностями, на основе которых происходит освоение доступных правовых норм и формирование навыков активной жизненной позиции (Н. Ю. Майданкина, М. А. Ковардакова, др.); как воспитательный процесс получения знаний о своих правах и свободах, формирующий уважительное отношение к правам и свободам других людей, а также ответственность к выполнению собственных обязанностей (Н. Ф. Дубровский, А. Ю. Червинская). Осознанное освоение детьми дошкольного возраста правил и норм в процессе взаимодействия и реализации различных видов детской деятельности рассматривается в качестве условия воспитания правовой культуры (С. А. Козлова).

В исследованиях подчеркивается, что психофизиологические особенности детей дошкольного возраста обуславливают восприятие достаточно общей информации о правах (как своих, так и другого человека). Поэтому в теории правового воспитания в области дошкольного образования определены следующие группы прав, которые должен усвоить ребенок:

- права на достойное существование, выживание (право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство);

- права на развитие, образование, отдых и досуг;

- права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.

- права на свободу слова, мысли и деятельности[1].

Ребёнок уже в детском саду должен понимать, что его права – это обязанности других людей. Например, право на его развитие и благополучное существование в большинстве своём обязанность его родителей. Следовательно, ребёнок тоже обладает обязанностями, которые проявятся в дальнейшей взрослой жизни, являющимися гарантией на реализацию прав других лиц.

В соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста шестнадцати лет и лишь в исключительных случаях – четырнадцати лет[2]. Это означает, что субъект преступления как неотъемлемый элемент его состава будет наличествовать лишь в случае, когда лицо, совершившее деяние, за которое Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрено наказание, достигло указанного возраста. В иных ситуациях мы не можем говорить о преступлении в виду отсутствия субъекта.

Тем не менее, это не означает, что совершить противоправные деяния ребёнок в более раннем возрасте не может. Именно поэтому считаем целесообразным среди правового воспитания детей выделять получение первичных знаний об уголовном законодательстве, касающихся непосредственно действий, которые могут повлечь за собой юридическую ответственность в рамках УК РФ.

Необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста присутствуют преступные проявления, связанные, как правило, с незаконным завладением чужим имуществом. Безусловно, такая проблема должна решаться с опорой на нормы морали, однако исключать из внимания и юридический аспект нельзя.

Присвоение или хищение чужого имущества в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные. У детей от двух до четырёх лет отсутствует сформированное понятие «свое – чужое». Полагаем, что здесь важно участие воспитателей в детских садах, поскольку именно там ребёнок контактирует и взаимодействует с другими детьми, не являющимися ему близкими. И если в семье с учётом отношений невозможно разграничить принадлежность тех или иных вещей конкретному лицу, то в коллективе группы детского сада это является важным фактором. Формирование понятия принадлежности предметов самому ребёнку или окружающим его позволит развить его сознание и избежать конфликтов, которые довольно часто возникают между родителями в случаях присвоения себе игрушки чужого ребёнка, утраты или поломки.

К четырём годам дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству. Это возраст формирования нравственных привычек, однако, это не даёт оснований для того, чтобы судить об их стабильности.

В возрасте шести лет обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Но у некоторых детей с формированием произвольного поведения возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на занятиях и внимательно слушать педагога. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность, и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу)[3].

Эффективным инструментом преодоления проблемы, связанной с «посягательствами» детей на чужие вещи, являются коллективные занятия в игровой форме и профилактические беседы с родителями. В случаях, когда за каким-либо ребёнком замечается подобное поведение, принятие мер должно носить индивидуальный характер для того, чтобы понять причины и условия, способствующие совершению таких действий. Важно изучить психологическое состояние ребёнка, отношения родителей в семье, их статус, наличие вредных привычек и иных факторов, которые могут деструктивно влиять на поведение ребёнка.

Дети должны осознавать, что их действия могут содержать в себе признаки преступления и в дальнейшем это может повлечь уголовную и иные виды юридической ответственности. Воспитателю необходимо внимательно наблюдать за поведением детей в группе детского сада в целях своевременного выявления склонностей к тому или иному отклоняющемуся от нормы поведению, в особенности – преступному.

Учитывая особенности развития детей в дошкольном возрасте, считаем целесообразным формировать первичные знания об уголовной ответственности посредством просмотра мультипликационных фильмов со сценами противоправных действий героев и последующим их наказанием. Далее следует в форме беседы обсудить поведение героев, определить, почему они понесли наказание.

Таким образом, нами обоснована целесообразность формирования первичных знаний об уголовном законодательстве у детей в дошкольном возрасте. Немаловажная роль при выполнении данной задачи принадлежит педагогам дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то, что дети, посещающие детский сад не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не исключена возможность преступных проявлений в их поведении, которые чаще всего связаны с посягательствами на чужое имущество. Для профилактики таких явлений необходимо в общем и индивидуальном порядке проводить занятия в игровой форме, сопряжённые с просмотром тематических мультфильмов, а также беседы с детьми и их родителями.

Публикации по теме:

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знанийКонспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знаний Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за кузнечиком» Цель:расширять знания детей о кузнечике,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином»Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдения за георгином" Цель: расширить знания детей о растении.

Формирование знаний дошкольников о здоровом образе жизниФормирование знаний дошкольников о здоровом образе жизни Проблема здоровья человека, его сохранения и укрепления остаётся особенно острой, требующей серьёзного педагогического осмысления и решения.

Формирование знаний о геометрических фигурах Образование — лицо разума. Кей-Кавус Формирование знаний о геометрических фигурах в старшей группе Математическому развитию отводится значительное.

Формирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗФормирование знаний о работе службы спасения у детей с ОВЗ Службы всякие нужны! Службы всякие важны! А сегодня наш рассказ о службе от бед спасающей нас. Если – пожар, наводненье, обвал – Сразу.

Фотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города ПионерскийФотоотчет о городских спортивных соревнованиях между детьми дошкольных образовательных учреждениях города Пионерский Этой осенью проходили очередные городские соревнования между детьми детских садов города Пионерский. В них принимали участия дети старших.

Использование нестандартного оборудования в дошкольных учрежденияхИспользование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях Использование нестандартного оборудования в дошкольных учреждениях. Лидия Волкова. "Весёлые лужицы". Цель:Развитие мышц нижних конечностей,.

Консультация для председателей первичных профсоюзных организаций ДОУКонсультация для председателей первичных профсоюзных организаций ДОУ Консультация для председателей первичных профсоюзных организаций ДОУ. «Профсоюзная страничка на сайте образовательной организации». Здравствуйте,.

Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста»Консультация «Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста» Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившийся ситуации и сознательного.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях
Опубликовано: 9 ноября 2021 в 21:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД