Майя Исаева
Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитание ребёнка является, на наш взгляд, основной составляющей становления его как личности. От того, насколько полно и доступно в детском возрасте будут донесены основные постулаты морали и правил поведения, напрямую зависит успех в его дальнейшей жизни в рамках социума. При этом важную роль играет не только влияние близких родственников, в первую очередь – родителей, но и других людей, окружающих ребёнка – его сверстников, воспитателей.
Публикация «Формирование первичных знаний об уголовном законодательстве в дошкольных учреждениях» размещена в разделах
Важно не допустить нарушений закона ребёнком, помочь понять, «что такое хорошо, а что такое плохо», сформировать представление о правилах морали и нравственности. Такая задача непосредственно разрешается педагогическим персоналом дошкольных образовательных учреждений. Безусловно, никто лучше родителей не может знать своего ребёнка, однако зачастую возникает необходимость в применении специальных познаний в области педагогики, дошкольной психологии, которыми и обладают воспитатели.
Основой формирования первичных навыков об уголовном законодательстве является, по нашему мнению, правовое воспитание. Необходимо в общих чертах давать ребёнку представления о нормах поведения, нарушение которых помимо каких-либо моральных порицаний может повлечь юридическую ответственность.
В области дошкольного образования правовое воспитание личности ребенка исследуется как необходимое условие его социально-нравственного становления и развития. Формирование у ребенка привычки действовать в соответствии с правилами поведения во многом зависит от степени усвоения системы элементарных представлений о социальной, в том числе, правовой действительности. Овладевая основами знаний о правах и обязанностях человека, приобщаясь к правовой культуре, ребенок формируется как правомерная личность, способная к целесообразному использованию прав человека в процессе своего поведения и взаимодействия с окружающим миром в соответствии с нормами права и морали.
Особое значение имеют положения, характеризующие правовое воспитание ребенка как процесс создания условий для ознакомления детей с национальными и духовными ценностями, на основе которых происходит освоение доступных правовых норм и формирование навыков активной жизненной позиции (Н. Ю. Майданкина, М. А. Ковардакова, др.); как воспитательный процесс получения знаний о своих правах и свободах, формирующий уважительное отношение к правам и свободам других людей, а также ответственность к выполнению собственных обязанностей (Н. Ф. Дубровский, А. Ю. Червинская). Осознанное освоение детьми дошкольного возраста правил и норм в процессе взаимодействия и реализации различных видов детской деятельности рассматривается в качестве условия воспитания правовой культуры (С. А. Козлова).
В исследованиях подчеркивается, что психофизиологические особенности детей дошкольного возраста обуславливают восприятие достаточно общей информации о правах (как своих, так и другого человека). Поэтому в теории правового воспитания в области дошкольного образования определены следующие группы прав, которые должен усвоить ребенок:
- права на достойное существование, выживание (право на жизнь и здоровье, жилище, пищу, имя, семью, заботу родителей, гражданство);
- права на развитие, образование, отдых и досуг;
- права на защиту от унижения, насилия и эксплуатации, а также особые права детей-инвалидов и сирот.
- права на свободу слова, мысли и деятельности[1].
Ребёнок уже в детском саду должен понимать, что его права – это обязанности других людей. Например, право на его развитие и благополучное существование в большинстве своём обязанность его родителей. Следовательно, ребёнок тоже обладает обязанностями, которые проявятся в дальнейшей взрослой жизни, являющимися гарантией на реализацию прав других лиц.
В соответствии с нормами уголовного законодательства Российской Федерации, уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения преступления возраста шестнадцати лет и лишь в исключительных случаях – четырнадцати лет[2]. Это означает, что субъект преступления как неотъемлемый элемент его состава будет наличествовать лишь в случае, когда лицо, совершившее деяние, за которое Уголовным кодексом Российской Федерации (далее – УК РФ) предусмотрено наказание, достигло указанного возраста. В иных ситуациях мы не можем говорить о преступлении в виду отсутствия субъекта.
Тем не менее, это не означает, что совершить противоправные деяния ребёнок в более раннем возрасте не может. Именно поэтому считаем целесообразным среди правового воспитания детей выделять получение первичных знаний об уголовном законодательстве, касающихся непосредственно действий, которые могут повлечь за собой юридическую ответственность в рамках УК РФ.
Необходимо отметить, что у детей дошкольного возраста присутствуют преступные проявления, связанные, как правило, с незаконным завладением чужим имуществом. Безусловно, такая проблема должна решаться с опорой на нормы морали, однако исключать из внимания и юридический аспект нельзя.
Присвоение или хищение чужого имущества в дошкольном возрасте имеет свои специфические черты. В каждой возрастной группе причины воровства могут быть разные. У детей от двух до четырёх лет отсутствует сформированное понятие «свое – чужое». Полагаем, что здесь важно участие воспитателей в детских садах, поскольку именно там ребёнок контактирует и взаимодействует с другими детьми, не являющимися ему близкими. И если в семье с учётом отношений невозможно разграничить принадлежность тех или иных вещей конкретному лицу, то в коллективе группы детского сада это является важным фактором. Формирование понятия принадлежности предметов самому ребёнку или окружающим его позволит развить его сознание и избежать конфликтов, которые довольно часто возникают между родителями в случаях присвоения себе игрушки чужого ребёнка, утраты или поломки.
К четырём годам дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности. Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству. Это возраст формирования нравственных привычек, однако, это не даёт оснований для того, чтобы судить об их стабильности.
В возрасте шести лет обычно формируется произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам. Но у некоторых детей с формированием произвольного поведения возникают трудности. Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на занятиях и внимательно слушать педагога. Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность, и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу)[3].
Эффективным инструментом преодоления проблемы, связанной с «посягательствами» детей на чужие вещи, являются коллективные занятия в игровой форме и профилактические беседы с родителями. В случаях, когда за каким-либо ребёнком замечается подобное поведение, принятие мер должно носить индивидуальный характер для того, чтобы понять причины и условия, способствующие совершению таких действий. Важно изучить психологическое состояние ребёнка, отношения родителей в семье, их статус, наличие вредных привычек и иных факторов, которые могут деструктивно влиять на поведение ребёнка.
Дети должны осознавать, что их действия могут содержать в себе признаки преступления и в дальнейшем это может повлечь уголовную и иные виды юридической ответственности. Воспитателю необходимо внимательно наблюдать за поведением детей в группе детского сада в целях своевременного выявления склонностей к тому или иному отклоняющемуся от нормы поведению, в особенности – преступному.
Учитывая особенности развития детей в дошкольном возрасте, считаем целесообразным формировать первичные знания об уголовной ответственности посредством просмотра мультипликационных фильмов со сценами противоправных действий героев и последующим их наказанием. Далее следует в форме беседы обсудить поведение героев, определить, почему они понесли наказание.
Таким образом, нами обоснована целесообразность формирования первичных знаний об уголовном законодательстве у детей в дошкольном возрасте. Немаловажная роль при выполнении данной задачи принадлежит педагогам дошкольных образовательных учреждений. Несмотря на то, что дети, посещающие детский сад не могут быть привлечены к уголовной ответственности, не исключена возможность преступных проявлений в их поведении, которые чаще всего связаны с посягательствами на чужое имущество. Для профилактики таких явлений необходимо в общем и индивидуальном порядке проводить занятия в игровой форме, сопряжённые с просмотром тематических мультфильмов, а также беседы с детьми и их родителями.