Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

Юлия Петрищева
Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

Петрищева Юлия Владимировна

Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время, как и в обществе в целом, как и в отдельных его институтах. Не является исключением школа и детский сад. Следует отметить, что предметом нетерпимости может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Обстановка в стране, в обществе в целом и в образовании в частности, наталкивает на необходимость проведения социальной работы по формированию планетарного сознания в дошкольных образовательных учреждениях.

Планетарное сознание – совокупность знаний и ценностных установок личности, определяющая характер ее деятельности и отношения к людям с иной культурой, национальной, религиозной, и социальной средой.

Планетарное сознание является одним из направлений нравственного развития ребенка – у детей формируются представления о доме, знакомятся с понятием «Планета Земля», изучают сходства и различия живущих на Земле людей, формируются представления о странах, их особенностях и общих чертах.

Если мы хотим, чтобы наши дети не только знали и понимали, в чем ценность терпимого, равноправного, уважительного отношения людей друг к другу, но и сами овладели этими качествами, то необходимо создавать условия, которые этому способствуют и помогут ребёнку познать себя, окружающих его людей, свою страну, свою планету:

проведение занятий, направленных на воспитание доброжелательных взаимоотношений между детьми разных национальностей и культур; желание играть вместе, умения не ссориться, «мирно» разрешать возникающие конфликты.

Содержание познавательных занятий может строится на основе:

- жизнедеятельности детей в семье, при общении с родственниками, то есть мы принимаем во внимание то, что каждая семья имеет свой уклад жизни, который отличается и этнокультурной спецификой;

- наблюдений, которые позволяют детям в ходе экскурсии, досугов и т. п. приобрести опыт и знания в области культуры разных народов и межнационального общения;

- образовательной работы, прежде всего обобщающих бесед, цель которых суммирование, уточнение и систематизация знаний детей. На каждом занятии следует обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей; учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным и дать ему моральную оценку; побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка, эффективным способом активного отношения ребенка к обсуждаемой нравственной проблеме является обращение к уже имеющемуся у него опыту, сравнению пережитых им самим чувств с чувствами тех сверстников, о которых он узнал из содержания художественного произведения или проблемной ситуации. Ситуации, требующие поставить себя на место другого, будут способствовать формированию осмысления переживаний других людей, животных;

знакомство детей с играми разных народов. Игра - важнейшая сфера жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, учением, искусством, спортом обеспечивает благоприятные эмоциональные условия для формирования планетарного сознания дошкольников. Дети могут совершать очное и заочное путешествие в историю другой страны, знакомится с традициями, обычаями, культурой и особенностями этого народа. Так же игра вводит у детей в мир народной культуры, этики, человеческих отношений. Любые игры легко насыщаются этнокультурным содержанием дидактического и развлекательного характера. Игра включает фольклорные прибаутки, считалки;

видеопросмотры, которые могут использоваться и на занятиях и в свободное время (чаще во вторую половину дня); видеоматериал включает специально созданные образовательные программы или записи популярных телевизионных передач соответствующей тематике. Можно использовать любые съемки, сделанные во время путешествий или экскурсий. Видеопросмотры позволяют, во – первых, создать у детей наглядные динамические образы жизни и деятельности разных народов; во – вторых, расширить кругозор – дошкольники получают представления о тех событиях, явлениях,которые не могут непосредственно воспринимать: об исторических фактах, о быте и архитектуре народов, проживающих в разных уголках Земли. Поэтому формирование планетарного сознания очень сложный по своему характеру процесс. Он требует не только разнообразных методов, целенаправленности, непрерывности, но главное – длительного времени и начинаться должен с дошкольного возраста.

Литература

1. Абакумова, М. В. О становлении толерантной личности в поликультурном обществе [Текст] / М. В. Абакумова // Вопросы психологии. - 2003. - №3. - С. 78 – 83.

2. Богомолова, М. И. Интернациональное воспитание дошкольников [Текст] / М. И. Богомолова. - М.: Просвещение, 1988. - 112с.

3. Захарова, Л. М. Концептуальные положения и программа по воспитанию у детей дошкольного возраста культуры межнационального общения [Текст] / Л. М. Захарова // Детский сад от А до Я. – 2006. - №6. - С. 60 –70.

4. Козлова, С. А. Мой мир приобщение ребенка к социальному миру [Текст] / С. А. Козлова. – М.: Линка-пресс, 2000. – 233с.

5. Козлова, С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью [Текст]: учеб. пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений / С. А. Козлова. – М.: Издательский центр «Академия», 1998. - 160с.

6. Поштарева, Т. Формы и методы формирования этнокультурной осведомленности [Текст] / Т. Поштарева // дошкольное воспитание. – 2007. -№12. – С. 33 – 38.

7. Толстякова, С. Особенности формирования межнационального общения в дошкольном учреждении [Текст] / С. Толстякова // Детский сад от А до Я. - 2006. - №6. - С. 81 – 84.

8. Трубина, Л. Толерантная и интолерантная личность у дошкольников [Текст] / Л. Трубина // Воспитание школьников. - 2003. - №3. - С. 33 – 35.

9. Шустова, Л. П.Воспитание толерантности: приемы для индивидуальной и групповой работы [Текст] / Л. П. Шустова // Классный руководитель. - 2006. - №4. - С. 77 – 80.

Публикации по теме:

Формирование графомоторного навыка у детей дошкольного возраста Низкий уровень развития графомоторного навыка является причиной целого ряда трудностей в обучении письму: низкий темп письма;.

Формирование культуры поведения у детей дошкольного возраста Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста в рамках ФГОС происходит через образовательную область «Социально-коммуникативное.

Формирование музыкальных навыков у детей дошкольного возрастаФормирование музыкальных навыков у детей дошкольного возраста Марченкова Раиса Борисовна, музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 14 «Родничок» г. Алатыря Чувашской Республики. Формирование пианистических.

Формирование навыков классификации у детей дошкольного возраста Цель: способствовать формированию у детей осознанного отношения к процессу классификации объектов материального мира и сужения поля поиска.

Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Статья: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста Осанка-это «привычная поза непринужденного стоящего человека без активного.

Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Формирование представлений о множестве у детей дошкольного возраста. Множество – это совокупность элементов, которые воспринимаются как.

Формирование этнокультурной компетенции у детей дошкольного возраста. Без памяти – нет традиций, без традиций - нет культуры, без культуры - нет воспитания, без воспитания - нет духовности, без духовности.

Обобщение педагогического опыта. «Формирование у ребёнка валеологической культуры, основ валеологического сознания». Надежда Яковлева. Обобщение опыта по формированию у ребёнка валеологической культуры,основ валеологического сознания". План: 1. Обоснование.

Программа формирования экологического сознания детей старшего дошкольного мира «Этот занимательный мир» ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯЭКОЛОГИЧЕСКОГОСОЗНАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Формирование правильной речи у детей дошкольного возраста Формирование правильной речи у детей дошкольного возрастаСлово- великое оружие жизни. (В. Ключевский) Первые слова ребёнок слышит ещё в утробе.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование планетарного сознания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 14 декабря 2016 в 18:39
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 августа. День пазлов на МААМ

Полезному развлечению для детей и взрослых посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь этой подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка пазлами и провести семейный турнир по их собиранию.

14 августа. День мёда на МААМ

Медовый спас, который из дня в день празднуют 14 августа, называют ещё Первым спасом (Вторым будет Яблочный, а Третьим – Ореховый). В этот тематический день вспоминаем обычаи этого старинного народного...

Мягкая развивающая игрушка «Гриб-домик для мышки»
Все уже знают, что умственное развитие ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Именно с этой целью сейчас стало очень актуально изготавливать...
Мастер-класс для детей «Пчёлка из кругов»
Мастер – класс для детей. Пчёлка из кругов. Цель: Учить детей делать поделки из кругов. Развивать мелкую моторику. Дать детям знания, что 14 августа...
Конспект наблюдения «Кто ты — улитка-ахатин?» в старшей группе
Цель : познакомить детей с внешним видом улитки на примере улитки-ахатин. Задачи: 1. Познакомить детей с особенностями содержания улиток-ахатин в...