Папки-передвижки

Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике

ГАЛИНА ИВАНКИНА
Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике

Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду развития личности. Именно в этот период у детей происходит зарождение первичного, элементарного образа мира, который обогащается и совершенствуется в течение всей последующей жизни. Развитие у детей познавательной активности является одной из приоритетных задач дошкольного образования, решение которой вплетено в целостный воспитательно-образовательный процесс, как бы «пронизывает» развитие его сторон, и во многом предопределяет эффективность создания необходимых предпосылок дальнейшего успешного обучения детей в школе.

Публикация «Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике» размещена в разделах

Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Это может вести к увеличению числа неуспевающих детей в школе, а сам предмет им покажется недоступным.

В наше время, в эпоху компьютерной революции, математика играет особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитии личности. Знания нужны не ради знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эстетическое и физическое воспитание и развитие. Особая роль математики – в умственном развитии, в развитии интеллекта.

Поэтому для успешного обучения и воспитания детей необходимо пробудить их интерес к учебе, увлечь, мобилизовать внимание, активизировать их деятельность.

Наличие познавательных интересов к учебному предмету спо-собствует повышению активности детей на занятиях, повышению самостоятельности при выполнении практических и умственных задач.

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В дошкольном возрасте познавательная активность имеет специфику. У детей старшего дошкольного возраста, как отмечает А. А. Люблинская, активность проявляется в любознательности, стремлении к новому, эмоционально-положительном отношении к новому. Познавательная активность высокого уровня характеризуется как бескорыстная, избирательная и порождаемая потребностями ребенка в новых впечатлениях, новой информации - познавательными потребностями и мотивами. Потребности в новых впечатлениях, зарождающиеся уже в дошкольном возрасте, еще не могут опираться на устойчивый познавательный интерес; деятельность носит ориентировочный характер, поэтому многие исследователи дошкольного возраста (А. В. Запорожец, Л. А. Венгер, Ф. А. Сохин) обозначали такую активность термином «поисковая».

В развитии личности старшего дошкольника отмечаются такие новообразования, как формирование личностных качеств (потребностей, мотивов, поисковой активности, развитие эмоционально-мотивационной регуляции поведения, усвоение дошкольниками нравственных норм, психологические новообразования (любопытство, любознательность, потребность в новых впечатлениях). Это новообразования, которые способствуют формированию элементов активного поиска нового в уже известном.

Познавательную активность старшего дошкольника определим как интегративное свойство личности, выражающееся в интенсивном изучении предметов и явлений окружающего мира для достижения максимальной эффективности в сознательной деятельности на разных этапах ее осмысления и осознания.

Структура познавательной активности старших дошкольников содержит следующие компоненты:

мотивационный – активный интерес к познанию, восприятию и отра-жению в своей деятельности имеющихся знаний, умений и навыков; любо-знательность в процессе обучения и творческой деятельности;

креативный – беглость и гибкость мышления; оригинальность продукта творческой деятельности;

волевой – самостоятельность и инициативность в применении знако-мых способов действий в новых вариантах; осознание значимости проведенных занятий с определенной направленностью на содержание.

Занятия по формированию элементарных математических представлений обеспечивают познавательную активность детей, если педагог учитывает уровень имеющихся у детей знаний, ставит перед ними задачи, направленные на получение нового знания с максимальным включением в их решение самих детей, сочетает репродуктивные и продуктивные методы и приемы обучения. Важным условием развития познавательной активности является решение жизненных задач, в которых ребенок глубже осмысливает математические знания и понимает их практическую значимость.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКА[/h3]

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни ре-бенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и в первые годы их обучения в школе.

В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных неигровых условиях их не интересуют и на которых состредоточить внимание не получается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Дидактические игры позволяют установить преемственность между воспитанием ребенка в дошкольном учреждении и воспитанием и обучением в школе. Включение в занятие дидактической игры, которая удовлетворяет требованиям, вытекающим из задач обучения и воспитания, и носит обучающий характер, сближает новую деятельность ребенка с привычной и делает менее заметным для ребенка переход к серьезной учебной работе.

Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд детей. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу дошкольников.

Обучение детей играть и играя считать, решать, конструировать обеспечивает воспитание тех необходимых качеств, которые нужны ребенку в процессе обучения. Интерес к игре, к занимательному занятию, произвольное внимание, целенаправленность деятельности, стремление к достижению поставленных целей постепенно переключаются на учебные занятия. Первоначально эти занятия содержат некоторые элементы знакомых ребенку игр, чем старше ребенок, тем этих элементов становится меньше. Педагог привлекает новые средства пробуждения, сохранения и расширения познавательных интересов, чего нельзя сделать без обучения ребенка умению пользоваться дидактическими играми на начальных этапах обучения. Вначале ребенок заинтересовывается игрой, а затем и тем материалом, без которого невозможно участвовать в игре.

Потребность в игре и желание играть у детей необходимо ис-пользовать и направлять в целях решения определенных учебных и воспитательных задач. Игнорирование этих потребностей в учебно-воспитательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка.

Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку, учиться оперировать имеющимися знаниями в изменившейся обстановке, где трудно длительное время активизировать внимание дошкольников на однообразной работе, вызвать их активную деятельность, волевое усилие, настойчивость в достижении цели. Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку.

Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием произвольного внимания, памяти, ассоциативной деятельности и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения. Это свидетельствует о корригирующей роли дидактических игр.

Дидактические игры позволяют индивидуализировать работу на занятиях, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка.

В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы своих товарищей, сдерживать свои желания, у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер.

Почти все игры, созданные для обучения и воспитания, предполагают наличие дидактического материала, так как они рассчитаны на самообучение и на индивидуальное обучение детей. Положительным в построении всех игр является то, что дидактическим материалом в них служат предметы окружающей ребенка действительности, они ему знакомы, близки, будят мысль ребенка, активизируют его познавательную деятельность. Те знания и навыки, которые ребенок получает в таких играх, могут быть легко перенесены в быт, жизнь, самостоятельно использованы в любой обстановке.

Педагоги видели в игре источник физического и психического развития ребенка, могущественный фактор, способствующий развитию и упражнению всех детских способностей. Они считали, что игра оказывает благотворное влияние, в первую очередь, на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, слуха, моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, игра действует на них развивающе. В игре получают развитие такие интеллектуальные процессы, как память, мышление, воображение. Все высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.

Игра рассматривалась как способ обогащения знаний детей, расширение их кругозора, уточнения понятий, то есть, расширяя сферу игры, ребенок расширяет и сферу своего мышления, в игре он открывает новые сПодбор дидактических игр для обучения детей математике проводится в соответствии с программными требованиями. Каждая дидактическая игра должна быть направлена на решение той или войства вещей и явлений и получает о них более точные понятия.

иной учебной задачи.

При подборе игр необходимо учитывать особенности участия в дидактической игре детей, интерес к различным играм.

Исследования показали, что детей дошкольного возраста и особенно детей, испытывающих трудности в обучении математике, в дидактической игре больше всего увлекает игровое действие. Они с удовольствием производят действия с игрушками или дидактическим материалом, который привлекает их яркостью, разнообразием. Им нравятся такие игры, как «Расставь матрешек по росту» (дидактический материал – кукла матрешка, «Разложи кольца» (Дидактический материал – башенка из колец, «Угадай, что спрятано в мешочке» (дидактический материал - геометрические фигуры или тела) и т. д.

С большим интересом дети принимают участие в сюжетно-ролевых играх, например в играх «Школа», «Магазин», «У нас в гостях матрешки» и т. д. Роли увлекают их, а увлеченные игровой ситуацией и выполняемой ролью, они незаметно для себя решают учебные задачи. В сюжетно-ролевых играх дети не только в игровой форме ставятся перед необходимостью выполнять счетно-вычислительные или измерительные действия, но и воочию убеждаются в необходимости использовать математические знания и навыки в конкретных жизненных ситуациях. В данных играх дошкольники узнают много нового о жизни людей, об их деятельности и взаимоотношениях, происходит познание мира.

Особый интерес дети проявляют к играм, которые содержат элемент ожидания или неожиданности, например к играм «Что изменилось?», «Который по счету?» и т. д.

Планируя занятия по математике, важно соблюдать определенную последовательность при подборе игр математического содержания, учитывать, что играм с более трудным математическим заданием должны предшествовать игры с заданиями меньшей степени трудности, служащие как бы подготовкой для их проведения.

Зная, что у дошкольников трудно длительное время поддерживать интерес к одному виду деятельности, следовательно, и к одной, даже очень полезной, игре, необходимо больше внимания уделять играм с различными вариантами – одну и ту же игру следует видоизменять. Это позволяет снять трудности в усвоении правил игры и сохранит еще некоторое время интерес к уже знакомой детьми игре.

Изменение правил, некоторое усложнение содержания игры, новый дидактический материал позволяют еще ярче и полнее раскрыть игровой замысел и задержать внимание дошкольников на ценной в образовательном отношении игре. Это позволяет закрепить знания, выработать навыки в счете, в усвоении приемов математических действий на интересном для детей игровом материале.

При выборе дидактических игр следует учитывать не только обучающую задачу игры, но и ее воспитывающую роль.

Известно, что дошкольники легко возбудимы, быстро отвлекаются, с трудом можно сосредоточить их внимание на главном. Поэтому на занятии не следует применять такие игры, которые дезорганизовывали его, были излишне шумными. Лучше подбирать игры, которые служили бы дисциплинарным средством, воспитывали выдержку, терпение.

Следует учитывать, что любая дидактическая игра должна не только решать задачу расширения или закрепления знаний, не только развивать математические способности, но и выполнять коррекционную задачу.

Наиболее ценными дидактическими играми являются те, которые требуют от дошкольников проявления самостоятельности, преодоления неуверенности в своих знаниях для детей, которые нуждаются в постоянной педагогической помощи или хотя бы одобрении того, что они делают.

Если игра предполагает наличие дидактического материала, детей с ним нужно познакомить заранее.

Нередко материал к игре воспитатель готовит сам. Лучше всего при-влекать к изготовлению игр дошкольников. Это позволит воспитывать бе-режное отношение к играм, к материалам, из которого готовятся игры. При этом совместное изготовление игр или материалов для игр позволит воспитать у детей столь важные для них чувства красоты и аккуратности.

Воспитатель должен сам жить интересами детей. Он должен показы-вать живой интерес к игре и этим увлекать дошкольников. Тогда игра будет проходить эмоционально. В некоторых играх он создает ситуацию ожидания, загадочности. Много зависит от тона, каким воспитатель проводит игру. Вялость, безразличие очень быстро улавливаются детьми, и интерес к игре быстро угасает.

Большое значение имеет и правильный темп игры. Очень быстрый темп может привести к тому, что, вместо того, чтобы решать, считать, дети будут давать ответы наугад. Замедленный же темп игры может снизить интерес дошкольников к ней.

Игра должна быть преподнесена детям четко, ясно. Правила игры не должны быть многословны и многочисленны, а результат игры должен быть хорошо понятен им.

Учитывая, что дошкольникам свойственно недостаточное кри-тическое отношение к своей деятельности, особое внимание необходимо уделить подведению итогов игры, выявлению победителей. Вначале воспитатель подводит итоги, привлекая при этом детей, учит их оценивать результаты, указывает, на что следует обратить внимание при определении победителя. Впоследствии дети самостоятельно подводят итоги игры. Это будит их самостоятельность, инициативу, воспитывает умение критически относится к своей деятельности и деятельности своих товарищей.

Игровой фон уроку создают «участвующие» в нем любимые герои сказок, игрушки, которые выступают в различных ролях, как правило, нуждающиеся в математической помощи или просто зрителей.

Например, на занятие пришел доктор Айболит со зверушками, которых он вылечил. Дети узнают, каких зверей вылечил доктор Айболит, если они выполнят несколько математических заданий, которые «задает» ребятам каждый из зверей. В конце занятия подводится итог игры. Дети называют, каких зверей вылечил доктор Айболит, какие задания они приготовили ребятам. Воспитатель в течение занятия поддерживает игровой фон и эмоциональный настрой у детей, желание узнать очередного зверя, следовательно, правильно и добросовестно выполнить математическое задание. Такие занятия нравятся дошкольникам, они обогащают их память интересными сказками, дети запоминают героев этих сказок. Усвоение математических знаний происходит как бы исподволь: играя, дети с большим интересом считают, решают, запоминают название чисел, различают цифры и геометрические формы и т. д. Ценным в таких занятиях является развитие эмоций ребят, они начинают удивляться, радоваться, добиваться успеха в своей деятельности и проявлять отношение к ее результатам.

Педагогические условия формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста на занятиях математике

Отдельное взятое средство активизации и даже сочетание могут и не вызывать требуемого уровня активности дошкольников, если не будут со-блюдены определенные педагогические условия.

В работах советских дидактов по-разному трактуются условия познавательной активности. В. Ф. Шморгун в качестве таковых называет бодрое настроение, жизнерадостность, определенный темп работы, доброжелательный климат в группе. Одним из условий Н. А. Половникова считает систематичность нарастания познавательной трудности учебной работы, разнообразия форм учебной деятельности, индивидуальный подход к детям.

Поскольку познавательная активность – качество деятельности, в котором проявляется, прежде всего, отношение дошкольника к предмету и процессу деятельности, то на первое место среди всех условий следует поставить формирование у детей положительных мотивов учения.

Мотив учения – направленность ребенка на различные стороны учебной деятельности. В основе познавательного мотива лежит познавательная потребность. Именно ее необходимо формировать, так как потребность является первопричиной всех форм поведения и деятельности человека.

Потребность теснейшим образом связана с наличием у дошкольников устойчивых познавательных интересов. Интерес как мотив играет важную роль в обучении. Детям должно быть интересно учиться.

Одним из приемов возбуждения, поддержания и развития интереса к учению является показ дошкольникам практической и теоретической значимости изучаемого материала. Если дети узнают, что знания, которые предстоит усвоить на занятии, широко применяются в практике, жизни, они будут стараться хорошо их усвоить.

Одним из важнейших приемов мотивации учения является создание ситуации удовлетворения детьми успехами в обучении. Этот фактор в первую очередь важен для ребят, кто осваивает знания с трудом. Со временем им становится все труднее овладевать знаниями, они начинают терять веру в свои силы. Это, по-видимому, является одной из самых важных причин неуспеваемости и в результате этого проявляется отрицательное отношение к учению. Поэтому для воспитателя важно своевременно создать ситуацию успеха, вовремя подбодрить их, вселить веру в свои силы. Дети должны понять, что их усилия, направленные на овладения знаниями, не напрасны. Они обязательно принесут успех в учении. Этот прием мотивации несложно реализовать на занятии. Но для этого необходимо знать возможности каждого ребенка, определить тот уровень, на котором он «споткнулся» и к которому следует возвратиться. Только в этих условиях можно давать индивидуальные задания – сначала нетрудные, затем постепенно усложнять их, но при этом следить, чтобы каждый решил их самостоятельно, прилагая необходимые волевые усилия. Постепенно у дошкольников появляется ощущение успеха, душевный подъем, вера в свои силы, интерес к учению.

Нужно создавать ситуацию успеха и для способных детей. Поскольку учение таким ребятам дается легко, они не ощущают интеллектуального удовлетворения, радости успеха, преодоления трудностей. Их умственное развитие при постоянном выполнении заданий среднего т пониженного уровня тормозятся, формирование способностей задерживается. Поэтому столь важно использовать в процессе обучения дифференцированные задания различного уровня трудности.

Мотив деятельности формируется на всех этапах процесса обучения. Однако особое значение придается его формированию на начальном этапе процесса познания, на этапе первой встречи дошкольника с новым учебным материалом. Здесь, прежде всего, имеет место значение целенаправленная подготовка детей к усвоению нового материала.

Учитывая эту закономерность, передовые педагоги часто с целью формирования мотива деятельности используют прием эмоционального воздействия на детей. Эмоциональное воздействие на дошкольников – важное условие успешного осуществления активности в обучении. Физиологические данные свидетельствуют о том, что эмоции связаны с процессами, протекающими в подкорковых образованиях. Возникая в подкорке, эмоции влияют на процессы, протекающие в коре головного мозга, и поэтому они всегда связаны с деятельностью человека. Эмоции, с одной стороны, возникают в результате деятельности человека, с другой – влияют на ход ее протекания. Создание эмоционального фона является необходимым условием для превращения знаний в убеждения. Без субъективного отношения дошкольника к рассматриваемому вопросу нельзя превратить знания в его личное достояние.

Своеобразие эмоций в старшем дошкольном возрасте состоит в том, что дети этого возраста отличаются впечатлительностью, непосредственно-стью и внешней выраженностью эмоций. Они отличаются богатой сменой эмоций. Актуализации эмоций в старшем дошкольном возрасте способствуют дидактические игры, захватывающие ребенка и стимулирующие постановку их самостоятельных целей в учении. Так, проведенное мною анкетирование показало, что применение на занятиях дидактических игр и игровых моментов позволило повысить интерес у детей на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Чрезвычайно важным умением для осуществления управления процессом собственного учения является самоконтроль, психолого-педагогическая сущность которого состоит в умении соотнести полученный результат с поставленной задачей. Необходимо на занятиях специально обучать детей конкретным приемам самоконтроля и одновременно формировать его как общее учебное умение.

На своих занятиях по формированию элементарных математических представлений старалась учитывать все выше перечисленные условия по формированию познавательной активности дошкольников. Познавательная активность стимулировалась введением на занятиях дидактических игр, игровых моментов, проблемных ситуаций, элементарных эврестических бесед, экспериментирования. Раз-рабатывались интегрированные занятия на основе взаимосвязи математического содержания и конструирования. Существенным фак-тором возникновения интереса к учебному материалу являлись его эмоциональная окраска, живое слово педагога.

Наблюдения за детьми на занятиях по математике позволили отметить возросший интерес к математическому содержанию : появилась потребность узнать что-то новое. Поведение ребят изменилось: дошкольники внимательно слушали задания, самостоятельно определяли способ действия для его выполнения.

В целом, обобщая данные наблюдений, можно утверждать, что дети были положительно настроены на занятия по математике, оживленно вос-принимали новый материал, заинтересовано приступали к выполнению заданий. Стремились самостоятельно решить задачу и преодолеть трудности, в крайнем случае, обращались к педагогу за помощью, чаще задавали вопросы, проявляли положительные эмоции при оказании помощи товарищу. С удовольствием участвовали в обсуждениях заданий, адекватно реагировали на замечания по поводу выполнения заданий, на необходимость исправления ошибок.

Статистический анализ подтвердил предположение о том, что качество математических представлений дошкольников зависит от внедрения специальной работы по формированию познавательной активности старших дошкольников

Таким образом, использование в комплексе приемов и методов активизации познавательной деятельности старших дошкольников позволяет выработать у них интерес к знаниям на всех этапах учебного процесса.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности у детей путем вовлечения в экспериментально-исследовательскую деятельность 1 слайд. Титульный лист. 2 слайд. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное.

Основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП «Основы развития познавательной активности дошкольников в процессе ФЭМП» Наталья Чульжанова «Основы развития познавательной активности.

Развитие познавательной активности дошкольников Что я слышу — забываю.   Что я вижу — я помню. Что я делаю я понимаю». Конфуций. Познавательная активность не врождённа. Она формируется.

Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе детского экспериментирования» По мнению академика Н. Н. Поддьякова, «. в деятельности.

Использование ИКТ при формировании познавательной активности дошкольников Цель: повышение компетенции педагогов в применении ИКТ в воспитательной работе с детьми и родителями. Задачи: -побудить аудиторию педагогов.

Использование метода проектов в развитии познавательной активности дошкольников. Из опыта работы. Подготовила Худоногова А. В. Воспитатель МКДОУ №6 «Аленький цветочек» Использование метода проектов в развитии познавательной.

Формирование познавательной активности дошкольников посредством дидактических игр и упражнений Введение «Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов.

Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ МДОБУ «Руэмский детский сад «Родничок» Развитие познавательной активности дошкольников средствами ИКТ. Слайд 1. Мы живем в 21 веке, веке.

Система работы по повышению познавательной активности дошкольников. Дошкольный возраст – сензитивный период для развития познавательных потребностей, поэтому очень важно своевременное стимулирование познавательных.

Формирование познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста Хосиямо Галина Тацуовна. Воспитатель МБДОУ№33 «Дюймовочка» г. Южно-Сахалинск 2016 г.. Краткая аннотация Современные дети живут и развиваются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике
Опубликовано: 16 сентября 2017 в 21:49
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике» (включая файлы) размещена пользователем ГАЛИНА ИВАНКИНА (УИ 1208237) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД