Анастасия Свинухова
Формирование правильной осанки у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование правильной осанки у детей
Анастасия Свинухова
Формирование правильной осанки у детей
Статья для воспитателей дошкольных учреждений
На протяжении последних десятилетий в нашей стране сложилась тревожная тенденция ухудшения физического развития и состояния здоровья всего населения, в том числе детей. Высок процент дошкольников с нарушение телосложения и осанки.
Публикация «Формирование правильной осанки у детей» размещена в разделах
- Осанка. Формируем правильную осанку
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Главные причины: недостаточная двигательная активность вследствие переуплотнённости групп, несвоевременное оказание медицинской помощи и нерегулярная лечебно-профилактическая работа, нарушение режима питания и отдыха, недостаточное внимание к закаливающим и физкультурно-оздоровительным мероприятиям.
К нарушению осанки могут привести и такие заболевания как рахит, гипотрофия, избыточное отложение жира, а так же неправильное питание, при котором не выдерживается соотношение основных ингредиентов пищи- солей, микроэлементов, витаминов.
Следует помнить: лечить всегда труднее, чем предупредить развитие патологического процесса.
Наиболее часто встречающиеся нарушение осанки у дошкольников : искривление позвоночника в виде боковых его отклонений (сколиозы, чрезмерное отклонения позвоночника в грудном отделе (кифозы) и поясничном (лордозы); плоскостопие и врождённая косолапость; асимметрия положения печь, и др.
Небольшая асимметрия тела есть у каждого, но если нарушения осанки во фронтальной плоскости заметно выражено и тем более если они прогрессируют, надо идти к врачу.
Формирование правильной осанки надо начинать с того, что показать и объяснить детям, как надо ставить стул к столу: сиденье должно намного заходить за край стола, ближе к ножкам. Предложить поупражняться в этом. Показать, что сидеть надо так, чтобы стола находился на ширину ладони от груди.
В перерыве между занятиями необходимо проводить физкультминутки, предлагая ряд упражнений стоя.
Соблюдать правильную осанку нужно не только в положении сидя, но и в положении стоя, в движении.
На занятиях по физическому воспитанию нужно использовать специальные упражнения,направленные на формирование правильной осанки и устранение её дефектов. При использовании этих упражнений должны использоваться индивидуально-дифференцированный подход к каждому ребёнку и постепенное нарастание трудности выполнения физических упражнений. При подборе и использовании упражнений необходимо учитывать уровень физического развития, состояние здоровья каждого ребёнка и в соответствии с этим продумывать объём и интенсивность нагрузок.
Упражнения на укрепление мышц стопы и голени и формирование свода стопы могут применяться на занятиях по физической культуре, на утренней гимнастике. Зарядка после сна, в качестве домашнего задания. Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовки детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Для создания положительного эмоционального фона упражнения следует выполнять под музыку. Кроме того, необходимо применять наглядные пособия. Загадки, песни, соответствующие комплексу. Это способствует повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений. В работе с детьми можно использовать упражнения для коррекции осанки на основе китайского искусства движения: цигун, тай-цзи, кунг-фу. Упражнения носят игровой, сюжетный характер, выполняются на высоком эмоциональном уровне, плавно. Одно движение без остановок плавно переходит в другое, помогая сохранить образ. Способствуют исправлению имеющихся нарушений, их коррекции, укреплению мышц спины, плечевого пояса, брюшного пресса-«мышечного корсета».Широко использовать оздоровительные игры (см. приложение №1)
Главное средство профилактики и необходимый компонент лечения заболеваний позвоночника – выработка правильной осанки. К сожалению, эта трудная задача не столько для ребёнка, сколько для родителей и педагогов. Сама собой хорошая осанка может сформироваться в исключительных случаях у совершенно здорового, переполненного энергией, гармонично развитого ребёнка.
Всем остальным необходимо:
Обеспечить условия для формирования правильной осанки;
Знать, что такое правильная осанка, как именно надо стоять, сидеть, двигаться не сутулясь;
Сознательно и бережно относиться к своему здоровью и одной из главных его опор- позвоночнику;
Доводить навык правильной осанки до автоматизма с помощью специальных упражнений;
Правильному положению и отчётливому ощущению прямой спины способствуют упражнения с обручами, палками, положенными на лопатки.
Здоровый ребёнок должен много двигаться, тем боле что из-за особенностей детской нервной системы и мышц поддерживать неподвижную позу ему труднее, чем бегать, прыгать, вертеться и скакать. В положении сидя или стоя, особенно если находиться в одной и той же позе приходится с нескольких минут, ребёнок «обвисает», вертикальная нагрузка переносится с мышц на связки и межпозвонковые диски, и начинается формирование плохой осанки. Небольшая, но регулярная физическая нагрузка (плавание, домашние тренажёры, больше подвижных игр и поменьше телевизора, ежедневная физкультура) – необходимое условие для нормального развития опорно-двигательного аппарата.
Работа по профилактике нарушения осанки и опорно- двигательного аппарата – один из важных факторов укрепления здоровья детей, их всестороннего физического развития. Успешность её проведения может быть обеспечена лишь в тесном контакте медицинских работников, воспитателей, родителей.
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Оздоровительные игры на формирование правильной осанки
ЕДИМ В ЗООПАРК
Цель игры: развитие координации и быстроты движений в
крупных и мелких мышечных группах, формирование правиль-
ной осанки, тренировка внимания, улучшение функции зри-
тельного и слухового анализаторов, их координации с движени-
ями туловища и конечностей, улучшение осанки.
Необходимый материал: обручи, стулья, мел.
Ход игры. Дети выбирают себе роль животного. Каждый «зверь»
садится в свою «клетку» — в обруч, на стул, в круг, нарисован-
ный на полу, земле. В «клетке» может быть и несколько «зверей» —
обезьяны, зайки, гуси и т. д. Не занятые в ролях дети встают за
ведущим, садятся в «поезд» и едут на прогулку в «зоопарк». При-
ехав и прогуливаясь по «зоопарку», ведущий, подходя к «клет-
ке», спрашивает: «Какой зверь проживает в этой клетке?» Сидя-
щие там «звери» должны показать движениями, мимикой, зву-
ками, кого они изображают, а приехавшие «экскурсанты»
отгадывают зверей. И так от «клетки» к «клетке». Отмечаются
дети, которые наиболее удачно изобразили зверей.
МАСТЕР МЯЧА
Цель игры: укрепление мышц туловища и конечностей; раз-
витие ловкости, меткости, координации движений в крупных и
мелких мышечных группах; формирование правильной осанки.
Необходимый материал: мячи, по одному на каждого игрока.
Ход игры. Ведущий раздает детям мячи, и они по его команде
выполняют задания.
Вариант 1.
1. Бросить мяч вверх, хлопнуть в ладоши за спиной и поймать
мяч.
2. Бросить мяч вверх, повернуться кругом и поймать мяч.
3. Бросить мяч вверх, сесть, скрестив ноги, и поймать мяч.
4. Сесть на корточки, бросить мяч вверх, вскочить на ноги и
поймать мяч.
5. Бросить мяч высоко вверх, наклониться, дотронуться кон-
цами пальцев до носков ног, выпрямиться и поймать мяч.
Вариант 2.
1. Ударить мяч о землю так, чтобы он высоко подпрыгнул,
затем нагнуться, дотронуться концами пальцев до носков ног и,
выпрямившись, поймать мяч.
2. Сильно ударить мяч перед собой о землю, повернуться кру-
гом и поймать мяч.
3. Начертить на земле круг (в окружности 12 шагов, в попе-
речнике 4 шага, обежать его 3 раза, отбивая мяч ладонью одной
руки (то правой, то левой).
4. Приподнять правую ногу, слегка вытянув ее вперед, и бро-
сить мяч левой рукой о землю так, чтобы он пролетел под пра-
вой ногой. Затем поймать отскочивший мяч справа, не опуская
ноги. Сделать то же упражнение, приподняв левую ногу и бро-
сив мяч правой рукой.
Побеждает тот, кто наберет большее число очков.
Примечание. Каждое упражнение играющий вначале повторя-
ет по одному разу. Затем после выполнения всех упражнений
или при допущенной ребенком во время игры ошибке в игру вступает партнер и повторяет те же упражнения. Игра постепен-
но усложняется — увеличивается количество бросков. Упражне-
ния выполняются последовательно одно за другим. На каждое
упражнение допускается по две попытки. За упражнение, пра-
вильно выполненное с первой попытки, участник получает два
очка, выполненное со второй попытки — одно очко. Побеждает
набравший большее число очков.
Во время выполнения заданий ведущий следит, чтобы дети
делали их правильно. После того как дети ознакомятся с задани-
ями, ведущий диктует их вновь. Игроки, правильно выполнив-
шие задания, получают жетоны.
Выигрывает игрок, набравший больше всего жетонов. Этого
игрока назначают «Мастером мяча».
РАЗБЕЙ ЦЕЛЬ
Цель игры: общеукрепляющее воздействие на весь организм;
формирование правильной осанки; воспитание творческого ре-
шения задачи, развитие инициативы, быстроты реакции.
Ход игры. Играющие, взявшись за руки, образуют цепь. Пер-
вый (водящий) в цепи тянет за собой цепь, меняя направление в
ходьбе, заплетает различные фигуры, обвивая вею цепь вокруг
себя, снова расплетает ее, останавливается, бежит и потом ста-
рается быстрым поворотом разорвать цепь. Кто не смог удержать
цепь, выходит из игры, а цепь снова замыкается. Играют до тех
пор, пока остается 2-3 человека в цепи, потом игру повторяют.
РЕГУЛИРОВЩИК
Цель игры: формирование правильной осанки, походки; раз-
витие координации движений, умения ориентироваться в про-
странстве, на месте; развитие быстроты реакции на сигнал, тор-
мозных реакций; уравновешивание нервных процессов.
Необходимый материал: небольшие кольца, тарелочки, па-
лочка-жезл.
Ход игры. Дети подразделяются на две команды: «машины» и
«пешеходы». «Машины» идут по параллельным «улицам». У де-
тей, изображающих машины, в руках тарелки в качестве «руля»,
и двигаются они на полусогнутых ногах. «Пешеходы» ждут на
перекрестке. Регулировщик-«водящий» поднимает палочку - «ма-
шины» движутся, опускает - «пешеходы» идут по своим «попе-
речным» «улицам».
Игра повторяется 2—3 раза. Если «машины» или «пешеходы»
вовремя не останавливаются, то «милиционер» берет с них штраф
(«фант») или на время сажает на скамейку в зале. После игры
оштрафованные должны что-нибудь исполнить.