Папки-передвижки

Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх

Екатерина Волковая
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх
▼ Скачать + Заказать документы

Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития. Исходя из этого немало важное место в ДОУ занимает формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий, особую роль в которых занимает самосознание. Это означает, что у ребенка сформировано представление о себе и о своих возможностях, проявляется самопринятие и самоуважение, то есть имеется самооценка и Я-концепция, как результат самоопределения. Особенно ярко это проявляется у детей старшего дошкольного возраста. Но даже в этом возрасте ребенок не может объективно оценивать себя. Ему необходима помощь взрослого, который помогает проанализировать действия ребенка в сравнении с действиями других детей. Основной задачей педагога является научить воспитанника сравнивать себя с другими в схожих ситуациях. Результатом работы будет умение ребенка давать себе верную оценку, другими словами, наличие у него рефлексии.

Публикация «Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх» размещена в разделах

Рефлексивная самооценка является одним из наиболее значимых и полез-ных умений, основой для саморазвития и совершенствования. И на ее основе очень легко проектировать всю систему формирования предпосылок универсальных учебных действий.

Идеал – эталонный объект, который обладает определенными качествами.

Настоящий человек – реальная личность, разнится с идеалом.

Основная задача рефлексивной самооценки состоит в том, чтобы научить реальную личность сравнивать себя с неким «идеалом», находить отличия, варианты их устранения.

При проведении подвижных игр необходимо использовать рефлексивную самооценку как полностью, так и частично, состоящую из отдельных рефлексивных действий :

- определять отличительные признаки объектов (реальных и идеальных);

- в сравнении находить сходство и отличие;

- сравнивать свою деятельность и ее продукт с идеалом;

- находить способы устранения отличий через формулирование задачи (что изменить? как сделать? …. и т. д.

Во время игр нужно позволять воспитанникам испытать разные роли и оценить себя в них (кошка, мышка, пожарный и др.) Указание на идеальные признаки того или иного героя должны быть ненавязчивы. Роль педагога заключается не в том, чтобы перечислить ученикам качества эталона и добиться того, чтобы они все запомнили и повторили, а в том, чтобы вызвать у детей интерес и желание самим сформулировать эти признаки, сравнить себя и свои действия с идеалом и во всем стремиться к совершенству.

Возможности усложнения рефлексивной деятельности не ограничены. Основное направление можно определить, как движение от частного к общему.

Пример.

- Кого можно назвать хорошим спортсменом? А ты – хороший спортсмен? Что нужно сделать, чтобы с уверенностью сказать: «Я – хороший спортсмен!»?

- Как ты думаешь, какая должна быть «идеальная» команда? А команда, в который ты участвуешь – хорошая? Что нужно сделать, чтобы можно было с уверенностью сказать: «Наша команда – самая лучшая!»?

- Каким должно быть «идеальное» соревнование? Как ты думаешь: наши эстафеты соответствует понятию идеала? Что нужно изменить, чтобы игра стала лучшей в мире?

- Идеальные олимпийские игры – какие должны быть? Что нужно сделать сейчас, чтобы наша Российская команда была самой лучшей и выиграла Олимпийские игры?

Применить данный метод можно во время командных соревнований. Воспитанники с удовольствием играют в эти игры, увлеченно выполняют все задания, переживают, и, конечно же, все хотят быть победителями. Но при подведении итогов воспитатель часто произносит: «Победила дружба!». Но дети хотят услышать другой ответ. Лучше будет, если рассчитать время проведения игры так, чтобы после ее окончания до конца занятия осталось 3-5 минут. Гораздо больший эффект и пользу можно получить, организовав рефлексивную командную самооценку. Задайте командам вопросы:

- Что такое команда? Перечислите качества хорошей команды.

- Добилась ли ваша команда сегодня успеха? Чем ваша команда отличается от идеальной?

- Что нужно сделать, чтобы уверенно заявить: «Мы – самая лучшая команда!»?

Ответы у разных команд будут разные, так же, как и причины их неудач, но такой групповой самоанализ полезен во всех отношениях, что поможет в формировании всех предпосылок УУД, в первую очередь – личностных. Перед следующей игрой необходимо вспомнить, что и почему они говорили и правильно настроились на игру.

Необходимо использовать любую возможность для побуждения учащихся к рефлексивной деятельности.

Публикации по теме:

Преемственность в формировании универсальных учебных действий при переходе от дошкольного к начальному общему образованию «Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком». Л.

Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности Протокол наблюдения за вниманием ребенка в свободной деятельности. Цель: выявить уровень сформированности внимания у детей. Дата проведения:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх
Опубликовано: 20 октября 2013 в 13:04
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование предпосылок коммуникативных универсальных учебных действий в подвижных играх» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Волковая (УИ 145215) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД