Папки-передвижки

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр

татьяна алексеева
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста через дидактические игры.

Одними из приоритетных задач работы по сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста являются :

Публикация «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр» размещена в разделах

• Создание условий для ознакомления детей с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов;

Формирование умений выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов, группировать однородные предметы по нескольким сенсорным признакам;

• Совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам : величине, форме, цвету;

Почему так важно сенсорное развитие? Ребенок рождается с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, его кожа обладает чувствительностью, но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Если опыт сенсорного развития невелик, то это отрицательно скажется на развитии воображения. Именно с восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания - запоминание, мышление, воображение - строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Говоря о важности сенсорного развития необходимо поговорить и об условиях формирования представлений о сенсорных эталонах. Усвоить сенсорный эталон – это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство. Необходимо иметь чёткие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых различных ситуациях

Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для восприятия определенных цветов. В раннем возрасте ребенок определяет следующие цвета : синий, красный, желтый и зеленый (это тот минимум, который ребенок называет и знает в этом возрасте.)

Лучший способ развивать и закреплять сенсорные навыки у ребенка – превращать любые занятия и обязанности в игру, т. к. предметная игра является ведущим видом деятельности и основой становления ребенка в раннем возрасте.

Поэтому наилучшим средством развития сенсорных навыков у ребенка является дидактическая игра, но, чтобы ее использование было наиболее эффективным необходимо иметь четкое представление о ее особенностях. Чем же дидактическая игра отличается от других игр?

Основная особенность дидактических игр определена их названием : это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения детей.

Структуру дидактической игры мы разберем на примере игры «Строим дом» :

1. Дидактическая задача. Развивать представления детей о цвете.

2. Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.

3. Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.

Ход игры.

Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки, сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает помощь в строительстве : «Собачка хочет жить в красном домике из кирпичиков, кошка – в синем. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара».

Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков разных цветов; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из красных кирпичиков – собачке, из синих – кошке.

Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.

В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

1. Учебное, познавательное, начало в каждой игре выражается в определенных дидактических задачах (Развивать представления детей о цвете) Но дидактическая игра становится настоящей игровой формой обучения лишь в том случае, когда учебные задачи ставятся перед детьми не прямо, а через игру, тесно связываются с игровым, занимательным началом – с игровыми задачами и игровыми действиями. Этим и обусловлено наличие 2-х задач в структуре дидактической игры.

2. Игровая задача - определяет игровые действия, становится задачей самого ребенка, вызывает желание и потребность решить её. (Построить домики для собачки и кошки) Игровая задача часто бывает заложена в названии игры: («построй дом»).

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

3. Игровые действия - основа игры, её сюжет, проявление активности детьми в игровых целях. (Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков разных цветов; нагружают товар в машину и везут, потом строят домики: из красных кирпичиков – собачке, из синих – кошке).

4. Игровые правила - определяют, что и как нужно делать в игре каждому ребенку, указывают путь достижения цели, воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением. (Выбрать строительный материал, который понравится собачке – красные кирпичики и кошке - синие).

Правила обеспечивают реализацию игрового содержания. Они делают игру демократичной: им подчиняются все участники игры. Они направляют поведение и познавательную деятельность детей, определяют характер и условия выполнения игровых действий, устанавливают их последовательность, иногда очередность, регулируют отношения между играющими. (собачке - только красные кирпичики, а кошке- только синие).

Существует разные классификации дидактических игр. Мы рассмотрим традиционную (по наличию игрового материала) :

-игры с предметами и игрушками,

-настольно-печатные,

-словесные.

Дидактические игры с предметами очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов используются игрушки, реальные предметы (предметы обихода, орудия труда, произведения декоративно-прикладного искусства и др., объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена).

В играх с предметами и игрушками дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой и др.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы. Основаны на принципе наглядности, но детям дается не сам предмет, а его изображение.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок (пазлы, складных кубиков, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. Чтобы сложить картинку из отдельных частей, ребенок должен догадаться, что «это красный помидор» - от картинки с долькой помидора, т. е. увидеть целое (желтое солнце, красный помидор) раньше частей. Для дошкольников складывание целого из частей - сложный процесс осмысления, работы воображения. Он облегчается подбором предметов и сюжетов, знакомых ребенку по личному опыту, показом целой картинки, постепенным прибавлением частей, которые надо сложить.

Следующий вид - словесные игры. Они отличаются тем, что задачи решаются без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и преимущественно старшего дошкольного возраста. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор.

В словесных играх дети оперируют представлениями, имеются большие возможности для развития мышления, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, развивают умение внимательно слушать, быстро находить нужный ответ на поставленный вопрос, точно формулировать свои мысли,

Д/и всегда направлены на решение д/задач, но чтобы эти задачи были выполнены в полном объеме, необходимо соблюдать определенные принципы их проведения.

В разных возрастных группах педагогическое руководство играющими детьми имеет свою специфику в соответствии с их психофизиологическими особенностями, но есть общие правила, которые воспитатель должен учитывать.

Принцип наглядности.

У детей младшего возраста возбуждение преобладает над торможением, наглядность действует сильнее, чем слово, поэтому целесообразней объяснение правил объединить с показом игрового действия.

Для детей этого возраста характерно преобладание чувственного познания окружающего мир, учитывая это, воспитатель подбирает такой материал (игрушки, который можно обследовать и активно действовать с ним, т. е. потрогать, понюхать

Использование в игре ярко-выраженных, характерных цветов (красный, а не розовый, синий, а не голубой)

Одинаковая насыщенность цвета всех предметов (не должно быть светло- и темно-зеленых предметов в одной игре).

Принцип систематичности.

Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствами, изображениями на картинках.

Необходимо игру проводить несколько раз, для ее успешного закрепления

Принцип усложнения.

Следует заботиться о постоянном обогащении игрового опыта детей. Для этого целесообразно проводить обучение игровым действиям с дидактическими игрушками, выполняя эти действия вместе с ребенком, организовывать ситуации взаимообучения детей («Витя, помоги, пож-та, Юле собрать желтое солнце»). Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил, игровых действий) (пазлы из 4-х деталей, затем – из 6-ти)

Известные детям игры становятся более интересными, если в их содержание вводится что-то новое и более сложное, требующее активной умственной работы.

Принцип эмоциональности.

Игры необходимо проводить так, чтобы они создавали бодрое, радостное настроение у детей.

С детьми младшего возраста воспитателю необходимо самому включиться в игру. Вначале нужно привлекать детей играть дидактическим материалом. Разбирать и собирать их вместе с детьми. Вызывать интерес к дидактическому материалу, учить их играть с ним.

Подводя итоги игры с детьми младшего возраста, воспитатель отмечает только положительные стороны: играли дружно, научились делать (указывает конкретно что, убрали на место игрушки.

Соблюдая эти несложные принципы, поставленные д/задачи в игре непременно будут реализованы.

Публикации по теме:

Ребёнок в мире сенсорикиРебёнок в мире сенсорики Слайд № 1 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 293» Советского района г. Казань. «Ребёнок в мире.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр
Опубликовано: 5 октября 2014 в 01:27
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у детей раннего возраста с помощью дидактических игр» (включая файлы) размещена пользователем татьяна алексеева (УИ 112024) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД