Папки-передвижки

Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией

Татьяна Михайловна Пикалева
Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
▼ Скачать + Заказать документы

Коррекция просодики входит в подготовительный этап логопедической работы по устранению дизартрии, поэтому целесообразно начинать с нормализации мышечного тонуса артикуляционного аппарата.

Цель – выработать чёткость, ловкость, правильность движений всех частей артикуляционного аппарата и координированную работу с органами дыхания и голосообразования. Необходимо освободить артикуляционные мышцы от вялости, слабости, паретичности.

Для повышения тонуса применяется гигиенический массаж. Массаж активизирует движения лицевой мускулатуры, улучшает мимику лица.

Публикация «Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией» размещена в разделах

Одновременно с массажем проводится артикуляционная гимнастика, дифференцированная для различных частей артикуляционного аппарата: языка; губ; челюстей.

Особое внимание следует уделить дыхательной гимнастики, так как слитное произнесение слогов в слове и слов в предложении или синтагме является очень важным, потому что связано с выработкой правильного диафрагмального дыхания, которое необходимо в работе над голосом. Это условие нередко представляет определённую трудность для детей дизартриков, которые недостаточно умеют управлять работой дыхательных мышц.

Статические дыхательные упражнения с преимущественной трени-ровкой удлинённого выдоха включают дутьё на ватку, на вертушки, надувание мыльных пузырей, резиновых игрушек, шаров, игра на детской дудке, губной гармошке.

Постепенно беззвучные дыхательные упражнения переходят в фонационные, т. е. на выдохе дети учатся произносить те или иные звуки. Например, вдох носом, после чего спокойно произнести: о___х ___ или а___х___, выпуская воздух через рот. Затем постепенно фонационные упражнения усложняются. На одном выдохе требуется произнести звук с остановкой и без: х_х_х_х___ или на одном выдохе произнести сочетание согласных: кх_, к_ ф_ х_.

Вслед за статической дыхательной гимнастикой включаются упражне-ния динамические, которые связаны с ходьбой, медленным бегом, движе-ниями рук, ног и туловища и включают элементы лечебной физкультуры. Физические упражнения положительно влияют на настроение и эмоции, вызывая чувство бодрости, создают уравновешенное нервно-психическое состояние. Цель: воспитание навыков правильного дыхания, борьба с дыхательной недостаточностью, развитие подвижности грудной клетки, оздоровление всего организма.

Двигательные упражнения положительно влияют на развитие чувства ритма, которое необходимо для подготовки к восприятию интонационной выразительности, способствует её развитию, создают предпосылки для ус-воения логического ударения, правильного членения фраз.

Развитие ритмической способности должно являться важной состав-ляющей коррекционно-развивающих логопедических занятий.

Все упражнения чередуются с работой над развитием и укреплением силы голоса. На данном этапе логопедической работы важно добиться ровного и спокойного, сильного и громкого, чистого и звонкого голоса.

Сила голоса зависит от уровня подсвязочного давления воздуха и плотности смыкания голосовых складок.

Умение изменять силу голоса – одно из важных его выразительных средств. Нужно научить детей говорить громко, но не крикливо, ясно, чётко, постепенно изменяя силу голоса – от громкого произнесения к среднему и тихому, и наоборот.

Одно из средств выразительности речи – изменение высоты голоса, которая создаёт мелодику тона, т. е. движение голоса вверх и вниз. Упражнения по развитию высоты голоса проводятся путём подражания звучанию различной высоты с опорой на движения руки и графические изображения.

Работая над интонационной выразительностью, обращаем внимание на скорость речи дошкольников, так как отклонение темпа от нормы (5-6 слогов в секунду) мешают воспроизведению смысловой стороны высказывания, и произносительная сторона речи резко ухудшается.

Самостоятельное изменение темпа речи можно производить по сигна-лу на материале знакомого стихотворения. Сигнал – карточка с графическим изображением: медленный темп (---, нормальный темп (___, быстрый темп (волнистая линия).

Работу над тембром голоса целесообразно начать с беседы о возмож-ных изменениях голоса. Дети должны знать о том, что голос может меняться в зависимости от ситуации: он может быть ласковым или писклявым, грубым или хриплым, весёлым или печальным, жалобным или испуганным и т. д. Ребёнок владеет своими голосовыми возможностями, может изменять окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией.

Одно из ярких средств эмоционального воздействия на слушателя – междометия. Будучи экспрессивно окрашенными и интонационно модулированными, междометия выражают эмоции, настроения, волевые побуждения человека: радость, боль, гнев, страх, ужас, восхищение, жалобу, угрозу и т. д. Междометия тренируют подачу естественную подачу голоса, при их произнесении активны все мышцы, участвующие в голосообразовании, особенно диафрагма. Упражнения с использованием междометий осуществляют координацию дыхания с деятельностью гортани и голосовых складок, раскрепощают и расширяют объём глоточной и ротовой полости, развивают гибкость, диапазон голоса, создают связь между чисто внешним выражением чувств (силой, высотой) и внутренним подтекстом. Междометия дополняются интонацией, иногда мимикой и жестом.

Работу над тембром голоса нужно начинать с междометий, напри-мер: «О!», «А!», «Ах!», «Ой!», «Ох!», выражающих удивление, радость, испуг, восторг, недовольство и т. д.

Стихи вызывают в детях эмоциональный отклик, рождают так называемую ритмическую эмоцию, что приводит в рабочее, активное состояние весь организм ребёнка, в том числе и голосовой аппарат.

Интонация уточняет семантическую сторону речи, выявляет её эмо-циональное содержание и оказывает сильное воздействие на слушателя. И. П. Павлов рассматривал интонацию как условно-рефлекторный раздражитель в процессе речевого общения.

Работа по формированию представлений об интонационной вырази-тельности начинается с повествовательной интонации: «Когда мы что-то сообщаем, мы говорим спокойно, не изменяя голоса». Сохранение одинаковой высоты голоса на протяжении всего повествовательного предложения сопровождается движением руки в горизонтальном направлении и обозначается графически:

Дети придумывают или составляют по сюжетной картинке предложе-ния, которые можно сказать спокойно, не изменяя голоса. Нужно отметить, что на письме такие предложения заканчиваются точкой. Показывается соответствующая карточка «это точка – точка одиночка». После знакомства со знаком проводится выделение из текста повествовательных предложений путём показа карточки с точкой.

Детям предлагаются различные тексты и даются задания: выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в ре-чевом материале; воспроизвести эти предложения (после повтора).

Знакомясь с вопросительной интонацией, вспомнить, что изменением голоса можно передать различные эмоциональные состояния. Например, изменяя голос, можно спросить о чём-то. Сначала логопед задаёт вопрос : Кто? Откуда? Как? Затем предлагается сделать это детям. Далее логопед

показывает, что в конце вопросительного предложения голос повышается. Это повышение голоса сопровождается движением руки вверх и обозначается графически. Показывается карточка и выучивается: «Это кривоносый вопросительный знак, задаёт он всем вопросы : Кто? Кого? Откуда? Как?»

Закрепление вопросительной интонации отрабатывается в стихах: сопряжено с логопедом, по подражанию и самостоятельно. Затем выполняются упражнения.

Знакомясь с восклицательной интонацией, детям предлагается не-сколько картинок, которые можно соотнести с междометиями типа «Ой!», «Ах!», «Ух!», «Ура!». Проводится беседа по каждой из картинок: «Девочке больно. Как закричала девочка? (Ой) Девочка уронила чашку. Как она воскликнула? (Ах) Мальчики играют солдатиками. Что они кричат? (Ура) и т. д.

Затем снова последовательно показываются те же картинки и даё тся задание: назвать слово, соответствующее картинке: Ой! Ура! Ах! и т. д.

Логопед задаёт вопрос : «Как мы говорим эти слова: спокойно или громко, восклицая?» После этого логопед показывает, что восклицательно можно произнести и целое предложение. Уточняется, что при произнесении такого предложения голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Изменение голоса при воспроизведении восклицательной конструкции сопровождается соответствующим движением руки и изображается графически.

Для обозначения восклицания вводится знак: «!» Выучивается стихо-творение:

После знакомства со знаком предлагается выделить из текста восклицательные предложения, поднимая карточку с «!»

Отработка восклицательной интонации проводится на материале междометий, звукоподражаний с использованием картинок, стихов; проговариваются сопряжено с логопедом, повторяется, произносится самостоятельно. (Маша! Смотри! Убирай! Как хорошо зимой! Пусть всегда будет солнце)

Далее идёт работа по дифференциации интонационной структуры предложений в речи

Интонация проявляется в мелодическом, силовом и тембральном звучании голоса, а также в ритмико-темповой организации речи.

Таким образом, с одной стороны, интонация придаёт речи эмоцио-нальную окраску при помощи эмоциональных и волевых интонаций – вопроса, убеждения, восклицания, удивления, изумления, просьбы, угрозы. С другой стороны, интонация организует смысловую сторону речи при помощи логических интонаций – повествования, перечисления, выделения ударных слов, пауз, изменения темпа речи.

Огромное эмоциональное влияние на детей оказывают русские народные сказки, песенки, потешки, считалки. При чтении сказок соблюдается спокойный, медленный темп речи, слитность, мелодичность произнесения.

При чтении сказок ребёнок подражает голосам героев. Например, при чтении сказки «Теремок» дети подражают голосам комара-пискуна, мухи-горюхи, мышки - погрызушки, лягушки-квакушки и т. д. Голос постепенно понижается и грубеет. В сказке «Колобок» колобок поёт свою нехитрую песенку милым, приятным, весёлым голоском.

Жалобно плачет зайчик, сердито лают собаки, угрожающе рычит медведь, весело, звонко, но грозно кукарекает петух, и наконец, сначала уверенно, а потом плаксиво говорит лиса в сказке «Лиса и петух».

Сказочный материал очень заинтересовывает детей, они с удоволь-ствием и увлечением слушают, пересказывают, разыгрывают инсценировки. Кроме того, сказки оказывают положительное воспитательное воздействие на ребёнка, учат его отличать добро от зла, смелость от трусости, правду ото лжи, ум от глупости.

Публикации по теме:

Артикуляционная гимнастика — это весело и интересно. Презентация для занятий с детьми. Артикуляционная гимнастика является эффективным средством уточнения, изучения, и совершенствования основ взаиморасположения и движения органов.

Воспитание звуковой культуры речи детей 2–3 лет Воспитание звуковой культуры речи у детей третьего года жизни должно быть направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией
Опубликовано: 9 сентября 2014 в 07:05
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование просодической стороны речи у старших дошкольников со стертой дизартрией» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Михайловна Пикалева (УИ 238663) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД