Приложение МААМ

Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье

Шифрис Людмила
Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье

Эта лекция предназначена для родителей. Её тема -«Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье». В этом видео вы увидите фрагменты музыкальных занятий, проводимые в психологическом центре.

Публикация «Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье» размещена в разделах

Несколько слов о том, как музыка воздействует на наш мозг. Обработка музыки мозгом задействует общие нейронные сети с такими немузыкальными функциями, как речь, язык, познание, сенсорно-двигательные функции. Мозг «распознает» музыкальные колебания, улучшается его функциональное состояние, нормализуются межполушарные взаимодействия, повышается выработка мелатонина – природного антиоксиданта, гормона сна.

Музыка таит в себе огромные возможности воздействия на человека и этим воздействием можно управлять. Она влияет на психику, физиологию, настроение, волю слушателя, может вызвать как положительные, так и отрицательные эмоции.

На психологическое состояние ребёнка безусловно влияет физический контакт ребёнка с взрослым, а также окружающая обстановка.

Во всем мире признано, что лучшие условия для развития и воспитания ребёнка, в том числе и музыкального, создаются в семье.

Качество родительской заботы, получаемой ребенком, влияет на его душевное здоровье в будущем. Это эмоциональный комфорт, эмоциональное благополучие, ощущение счастья, отсутствие тревожности. Важно обратить внимание на качество речи взрослого. Например, грубый, резкий голос взрослого может вызвать у ребенка сильный испуг и состояние оцепенения.

Окружающая обстановка.

Среда также играет важную роль в ощущении музыкальной свободы, которую мы хотим дать ребенку: свободы шуметь, кричать, двигаться, чувствовать себя в безопасности.

Для общения ребенка с музыкой следует отвести удобное время в режиме дня. В семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, куда входит классическая музыка для слушания, музыка для движений, детские песни, сказки с музыкальным сопровождением, а также наличие музыкальных инструментов и желание на совместную с ребёнком музыкально-творческую деятельность.

Какие же

Занятия

На занятиях с детьми роль родителей бывает активная и менее активная.

Активно родители проявляют себя при совместном слушании музыки, пении, плясках, хороводах, играх с музыкой, совместной игре на музыкальных инструментах. Взрослый в этом процессе выполняет ведущую роль. Он выбирает музыкальные произведения в соответствии с желанием, настроением ребенка или ориентируется па развитие его познавательной сферы.

Слушание музыки должно длиться от пяти до десяти минут в зависимости от возраста детей, иначе ребенок начнет отвлекаться, потеряет интерес к произведению.

Важно обратить внимание на качество музыки. В наше стремительное время все большее количество детей страдает гиперактивностью и различными формами отклонения в поведении.

Музыка в таких случаях помогает формировать эмоциональную сферу ребенка и нормализуют психику. Спокойная музыка, вызывает ощущение радости, покоя, любви. Возбуждающая, громкая, агрессивная музыка лишает ребенка состояния уравновешенности и спокойствия, а иногда побуждает к разрушительным действиям.

Исследования показали, что наиболее благоприятна для здоровья детей классическая музыка. Композиции Моцарта и Вивальди рекомендуются для детей с повышенной возбудимостью, истеричным поведением, а также склонных к капризам.

Во время слушания музыки ребенок может находиться в своём любимом уголке. В этот момент ребёнка ничто не должно отвлекать. Перед слушанием взрослый должен настроить ребенка, заинтересовать.

Если ребёнок умеет говорить, то после прослушивания можно задать ряд вопросов: Как звучала музыка (нежно, ласково, как колыбельная или бодро, решительно, как марш, весело, задорно, как полька, как звучала быстро или медленно, тихо или громко.

Такие характеристики музыки — веселая, грустная, нежная, тревожная, взволнованная, решительная— это слова-образы, они употребляются в переносном значении. Если активно формировать «словарь эмоций», то у детей соответственно обогащается их словарный запас.

Можно предложить ему подвигаться под музыку, придумать танец, подбирая при этом движения, соответствующие ее характеру. Хорошо бы при этом составить ребёнку компанию.

Пение

Основной вид музыкальной деятельности, наиболее тесно связанный с развитием речи – это пение.

В беседах с родителями иногда выясняется, что малыш, который плохо говорит или не умеет вообще говорить самостоятельно выбирает в телефоне или планшете популярные песни для взрослых, смысл которых не понимает.

Детям, у которых не развита речь, развитию речевого слуха способствуют пение простых попевок и песен с часто повторяющимися слогами и словами. Для детского репертуара очень хороши логопедические песенки и распевки, также простые детские песни с повторающимися словосочетаниями. По новому дети открывают для себя выученные заранее песни, если их инсценировать, т. е. согласовывать пение с движениями.

Посмотрите инсценирование песни Железновых "Бычок» ,

Наряду с пением развивает речь логоритмика. Логоритмика-это соединение речи, движений и музыки. Это всевозможные хороводы, пляски, игры с пением.

Ребёнок одновременно поёт, выполняет соответствующие тексту движения.

Логоритмика развивает речевые навыки, моторику, координацию, дыхание, нормализует физическое и психо-эмоциональное состояние ребёнка, регулирует процессы возбуждения и торможения в центральной нервной системе.

Мы рассмотрели с вами активную роль родителей на музыкальных занятиях.

К менее активным формам относятся слушание грамзаписей музыкальных сказок, музыки к мультфильмам, самостоятельное музицирование детей на музыкальных инструментах. Взрослый может вмешиваться в эту деятельность, лишь чтобы помочь ребенку.

Есть ещё более свободная форма музыкальной деятельности - слушание музыки одновременно с другой деятельностью (тихими играми, рисованием). Музыка звучит как бы фоном для других занятий.

Музыка может звучать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии.

Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребенку успокоиться и расслабиться.

Особое внимание хочу уделить игре на музыкальных инструментах. Это самый любимый вид музыкальной деятельности детей.

Видео фрагмента музыкального занятия оркестр

Инструмент для ребёнка становится средством самовыражения.

Игра на разных музыкальных инструментах способствует развитию общей и мелкой моторики, формированию у ребёнка внутреннего контроля за своими действиями.

Музыкальные инструменты можно использовать при озвучивании знакомых сказок, стихов, потешек, рассказов. У Сергея и Екатерины Железновых авторов пособий «Аэробика для малышей», «Гимнастика для мам и малышей» есть целый цикл с такими сказками-шумелками. Сначала можно посмотреть ту или иную сказку, потом, взяв музыкальные инструменты, озвучить её. Посмотрите, как мы с детьми озвучиваем сказку Железновых «Трусливый заяц».

Озвучивание сказки «Трусливый заяц»

Шумовые ударные инструменты можно приобрести в музыкальных магазинах, в магазинах детской игрушки, интернет -магазинах, а можно изготовить из подручного материала самостоятельно, для образца взяв фото из интернета или проявив фантазию, придумать свои ударные инструменты.

Домашний театр

Другая форма организации музыкальной деятельности –домашний театр. Домашний театр — это не только средство развлечения. Он позволяет ребёнку реализовать накопленный физический и эмоциональный опыт, помогает снять напряжение, стресс, помогает в разрешении конфликтных ситуаций, а также приобретении навыков поведения в социуме.

Перед тем, как создавать домашний театр, желательно с детьми посетить музыкальный, кукольный театры, цирковые представления, концерты. Это даст ребёнку огромный запас ярких, незабываемых впечатлений.

После того, как ребёнок побывает в театре, можно смело создавать домашний театр, в котором актерами сначала могут быть взрослые члены семьи, и лишь потом нужно вовлекать и детей.

Существует огромное разнообразие кукольных театров, давайте вспомним некоторые из них

Видео видов театра

Рассмотрим ещё одну форму организации музыкального воспитания -Семейные праздники

В каждой семье сохранился обычай отмечать дни рождения членов семьи и дарить друг другу подарки. Многие семьи отмечают народные, государственные календарные праздники.

В программе праздника может быть не только застолье с угощениями, но и маленький концерт силами взрослых и детей, веселые игры, игра в домашнем оркестре, мини-спектакли, в которых разыгрываются сюжеты знакомых сказок или сценки из семейной жизни.

При этом родители продумывают, как лучше организовать праздник, какие игры, забавы провести, какую музыку использовать, как украсить помещение, какие сувениры, призы приготовить для виновника торжества, гостей.

Чтобы мероприятие получилось веселым и познавательным, нужно знать, что может заинтересовать вашего ребёнка, заранее учесть все нюансы организации, чтобы во время праздника получать удовольствие вместе с вашим малышом.

Можно, если позволяют средства, организовать детские праздники с помощью профессиональных аниматоров, но здесь нужно учесть, что не всем детям подходят шумные праздники.

Недавно в нашем центре проходил круглый стол с родителями. Я познакомила их с формами музыкального воспитания в семье, итогом встречи стало совместное музицирование на ударных шумовых инструментах.

Видео с родителями

Сейчас вы увидели один из примеров организации домашнего оркестра. В завершении хочу пожелать вам больше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это семейной традицией, больше петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.

Музыкальная деятельность непременно повлияет КАК на всестороннее развитие, так и на психологическое благополучие ваших детей.

Благодарю за внимание.

Публикации по теме:

Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников»Опыт работы «Детско-родительские отношения как фактор психологического благополучия дошкольников» Презентация опыта работы с родителями «Не разлучные друзья – взрослые и дети! или детско-родительские отношения как фактор психологического.

Консультация для родителей «Поощрение или наказание в процессе воспитания ребёнка» Во все времена родителей волновали вопросы по оптимальному воспитанию детей - каким образом поощрять и наказывать, чтобы это способствовало.

«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст)«Сохранение психологического благополучия ребёнка в семье». Родительское собрание (средний дошкольный возраст) .

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша»Фотоотчёт «Формирование у детей отношения к природе в процессе трудовой деятельности «Посадка ландыша» Чтоб ландыши в природе сохранить, Давно в лесах их запретили рвать. Но я не стала меньше их любить, И я могу их у себя в саду сажать. Жилина.

Консультация для родителей «Воспитание ребёнка в семье» У каждой семьи - своя история. Существует много семей неполных, которые возникают в связи с вдовством родителя, с разводом, а также с внебрачным.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье
Опубликовано: 19 сентября 2022 в 14:13
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование психологического благополучия ребёнка в процессе музыкальной деятельности в семье» (включая файлы) размещена пользователем Шифрис Людмила (УИ 1236965) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД