Лучший педагог года

Формирование психологического здоровья у детей

Юлия Мамасуева
Формирование психологического здоровья у детей

«Психологическая безопасность» чаще используется через понятие «психическое здоровье» и «угроза».

Как правило, психологическая безопасность, как состояние, обеспечивается благоприятным развитием психики ребенка.

Угроз психологической безопасности существует несколько.

Публикация «Формирование психологического здоровья у детей» размещена в разделах

Физические: различные неблагоприятные погодные условия; отсутствие закаливающих процедур; недостаточно сбалансированное питание; при несоблюдении соблюдение температуры и влажности в помещении; агрессивно настроенное окружение к ребенку; ребенок мало двигается и играет; количество запретов преобладает над позволением.

Социальные: психоэмоциональное и интеллектуально-физического напряжение из-за большого количества требований и не соблюдение режима жизнедеятельности детей; авторитарный стиль руководства; отсутствие единых правил понятных ребенкумогут способствовать егоневротизации; различного вида манипуляции, препятствуют развитию полноценной, гармоничной личности.

Семейные: формы негативного и нежелательного поведения у детей, являющееся следствием неправильного воспитания; отсутствие у ребенка осознанной «ситуации успеха»; особенности развития личности ребенка и др.

Тревожные состояния ребенка часто проявляются в следующем: ребенок плохо спит, раздражителен, плаксив, может проявляться, как агрессия, так и рассеянность; мало ресурса; невнимательность; пропадает аппетит, появление стереотипных движений (качание головой, подергивание, раскачивание, сосание пальца и т. д., энурез (энкопрез); и др.

Перечисленные признаки могут говорить о том, что ребенок находиться в состоянии психоэмоционального напряжения.

У детей с высоким уровнем тревожности преобладает слабый тип нервной системы. Такие дети нуждаются постоянно в внимании и поощрениях взрослых. Крайне важно обращать внимание сверстников на их успехи. Такие поощрения дают ребенку возможность почувствовать уверенность в своих силах, повысить самооценку.

Психолог помогает воспитателям разработать определенную систему мер, которая предупреждает эмоциональные расстройства, способствует профилактики и коррекции отклонений эмоциональной сферы ребенка.

Для снижения уровня тревожности ребенка и повышения уверенности в своих силах необходимо:

• Как можно чаще хвалить ребенка, если он справился даже с маленьким заданием;

• Использовать больше минут активного отдыха, посильные физические упражнения;

• Вводить элементы проблемного обучения, и включать его в процесс игры;

• Обращаться по имени к ребенку;

• Снизить количество замечаний;

• Ребенка сравнивать только относительно его самого;

• При наказании ребенка, не унижать его.

• Ребенка спрашивать ближе к середине занятия;

• При объяснении темы использовать визуальную поддержку;

• Не ограничивать во времени задания;

• С новыми заданиями ребенка знакомить постепенно;

Важное значение имеет социальное здоровье дошкольников. Оно определяется тем, насколько для ребенка приемлемы общечеловеческие ценности и социальные нормы поведения.

Для того, чтобы дети росли и развивались в благоприятной среде, в группе поддерживался порядок - эффективно помогает такой игровой метод – прием как «Правила жизни в группе», это правила поведения, которые формируют и устанавливают сами дети.

Правила непосредственно составляются из жизненного опыта детей, различных событий, происходящих в их жизни, в взаимодействии с сверстниками и взрослыми в группе. С учетом тех или иных правил, дети сразу или постепенно начинают обращать внимание на то, как лучше поступить в определенной ситуации. Осознавая необходимость придерживаться определенных норм – у дошкольников появляются собственно «правила жизни в группе».

Здесь затрагиваются разнообразные аспекты: коммуникативные – дети регулируют взаимоотношения между собой: помогают друг другу в различных видах деятельности, в быту (одеть варежки, расставить красиво игрушки, убрать посуду, поделится игрой, извиниться, если был не прав; организационные – в музыкальный зал идем парами и др. ; коммуникативно-организационные - «сегодня я дежурный – ребенок кладет своё фото или карточку (в виде ладошки, солнышка, листика и т. д.) с своим именем.

Некоторым детям помогают графические изображения, которые также полезно использовать для краткости- одним словом или символом «Улыбнись», «Помирись», «Расскажи», «Поделись» и др.

Требования к правилам:

• Правила не должны иметь частицу «не»;

• Правила должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;

• Правило будет эффективно, если оно будет небольшое по объему;

• Правила должны позволять ребенку двигаться, развиваться, познавать;

• Необходимо уметь договариваться с ребенком, направлять его желания в мирное и полезное для него и для других русло;

• Правил не должно быть много (около 5-7)

Каждый человек нуждается в том, чтобы его любили, принимали, понимали, выслушивали; чтобы у него были «ситуации успеха» и обязательно надо концентрироваться взрослому на успехах ребенка. Правила в обязательном порядке согласовываются взрослыми между собой. Требования должны сообщаться в доброжелательной, разъяснительной форме. Дети часто невоспринимают, либо сопротивляются грубому, повелительному или резкому тону воспитателя, даже, если он прав.

Знакомить ребенка с правилом, либо предъявлять требование необходимо тогда, когда у него хорошее настроение. В спокойном состоянии ребенок лучше воспринимает информацию. Если ребенок тревожен, то лучше дать ему время успокоится.

Технология соблюдения правил:

• Правила необходимо вводить постепенно, системно и поэтапно;

• Правила должны быть четкими, ясными, понятными для ребенка;

• Правила необходимо обыгрывать (ребенком или воспитателем);

• Правила желательно вводить в начале года;

• Правила необходимо время от времени повторять;

Использование плакатов, иллюстраций, отображающие требования будут способствовать эффективности групповых правил.

Правила, используемые вгруппе, помогают ребенку в развитии саморегуляции, способствуют формированию произвольного поведения; обеспечивают безопасность ребенка; помогают воспитателю в организации детей, экономят время; помогают предотвратить ту или иную ситуацию в группе, предвидеть поведение детей.

Таким образом, системно и гибко применяемые правила способствуют, как формированию комфортного, здорового коллектива (предотвращают «психологический сквозняк» в группе, так и развитию гармоничной личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста- СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.

2. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015.

3. Никишина И. В. Мастер класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии – М. : Планета, 2013.

Публикации по теме:

Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников»Практикум «Художественно-эстетическое развитие дошкольников как условие для создания психологического здоровья воспитанников» Арт-терапия как метод художественно-эстетического развития дошкольников Уважаемые, коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей»Фотоотчет о проведении педагогического совета «Роль ДОУ в сохранении физического и психологического здоровья детей» Приказ 24.01.2022г. г. Троицк № О проведении педагогического совета «Роль образовательного учреждения в сохранении физического и психического.

Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов»Конспект психологического тренинга для детей «Избавляемся от своих страхов» Избавляемся от своих страхов. Как научить детей преодолевать свой страх? Я это делаю с помощью психологического тренинга. Мы с детьми учимся.

Сценарий квеста «Доброта спасает мир» в рамках декады психологического здоровьяСценарий квеста «Доброта спасает мир» в рамках декады психологического здоровья Действующие лица: Кот Леопольд, Королева Зла, Королева Добра, ведущий (воспитатель) В группу входит Кот Леопольд Кот Леопольд. Ребята,.

Формирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизниФормирование у дошкольников знаний о себе и своем организме в целях укрепления здоровья и здорового образа жизни Доклад на тему: "Формирование у детей старшей группы знаний о себе и своем организме в направлении здоровья и здорового образа жизни. " Воспитатель.

Рисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 летРисование на камнях как способ снятия психологического напряжения для родителей и детей 2–3 лет Рисование на камнях как способ для снятия психического напряжения для родителей и детей 2-3 лет. Сегодня часто испытывают внутреннюю напряженность,.

Родительское собрание «Секреты психологического здоровья»Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Родительское собрание «Секреты психологического здоровья» Цель: установление системы взаимодействия «воспитатель – родитель – ребёнок.

Формирование психологического здоровья младших школьников как фактор адаптации к обучению в средней школе Статья в журнале «Известия Вгпу» №3 (272, 2016. с. 191–193 ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР АДАПТАЦИИ.

Тренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровьяТренинг для учащихся 4 класса «В каждом человеке — солнце…» в рамках месячника психологического здоровья В октябре, в рамках месячника психологического здоровья в 4 классе прошёл тренинг «В каждом человеке – солнце…»В процессе тренинга ребята.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологического здоровья у детей
Опубликовано: 28 августа 2022 в 18:50
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД