МААМ-картинки

Формирование психологической грамотности учащихся

Татьяна Фербей
Формирование психологической грамотности учащихся

Формирование психологической грамотности учащихся

Психологическая грамотность означает овладение психологическими знаниями (фактами, представлениями, понятиями, законами и т. д., умениями, символами, традициями, правилами и нормами в сфере общения, поведения, психической деятельности и т. д.

Публикация «Формирование психологической грамотности учащихся» размещена в разделах

Психологическая грамотность может проявляться в кругозоре, эрудиции, осведомленности по поводу разнообразных явлений психики, как с точки зрения научного знания, так и с точки зрения житейского опыта, извлекаемого из традиций, обычаев, непосредственного общения человека с другими людьми, почерпнутого из средств массовой информации, и т. д.

Общая психологическая грамотность – это ступень в освоении культуры, доступная каждому нормально развивающемуся человеку.

Формирование психологической грамотности помогает школьнику расширить свой жизненный опыт, научиться решать жизненные задачи. Реализация этой цели подразумевает ряд задач:

1. Формировать психологические представления и знания у учащихся.

2. Формирование у учащихся знаний и умений, способствующих социальной адаптации и личностному росту.

3. Развивать у учащихся рефлексию, способствовать расширению самосознания.

4. Способствовать развитию эмоциональной сферы, навыков саморегуляции.

Важно «подвести» учащихся к желанию изучать себя и других людей, осознанию необходимости этого в жизни, осознанию своих возможностей, своего «исходного» уровня, внутренних противоречий и на этой мотивационной основе повышение грамотности и компетентности будет более эффективным.

Содержание психологических знаний и умений отбирается в соответствии со следующими принципами:

1) Учет возрастных потребностей.

2) Учет возрастных особенностей, кризисов, новообразований.

3) Принцип ведущей деятельности.

Т. е. реализуется возрастно-психологический подход.

Младший школьный возраст – адаптация к школе, ведущая деятельность – учебная. Младший школьник овладевает общими учебными навыками и знаниями. Важнейшими новообразованиями кризиса 7 лет являются понятийное мышление, рефлексия, произвольность. В качестве основной потребности выступает познание. Эмоции младших школьников неустойчивы, но, как правило, преобладают положительные. Отношения в классе также являются еще неустойчивыми (особенно в 1-2 классах, общение носит деловой характер.

Интересы младших школьников, связанные с психологией, заключаются в следующем:

Прослушать интересную психологическую беседу.

Поиграть в интересные психологические игры.

Получить эмоциональную поддержку.

Содержание деятельности психолога :

1. Создание благоприятных условий для адаптации.

2. Знакомство с познавательными функциями.

3. Развитие эмоциональной сферы: знакомство с эмоциями, способами их выражения, обучение элементарным приемам снятия напряжения (особенного, связанного со школой).

4. Знакомство с понятием «общение».

5. Формирование установок на здоровый образ жизни (психологический аспект).

Подростковой возраст определяется периодом жизни человека от 11-12 до 14-15 лет. Это один из наиболее кризисных возрастных периодов, связанный с бурным развитием всех ведущих компонентов личности и физиологическими перестройками, обусловленными половым созреванием. Подростничество традиционно делится на две фазы: негативную (собственно критическую, и позитивную – старший подростковой возраст (13-15 лет).

По внешним признакам социальная ситуация развития в подростковом возрасте ничем не отличается от таковой в детстве. Социальный статус подростка остается прежним. Все подростки продолжают учиться в школе и находятся на иждивении родителей или государства. Отличия отражаются во внутреннем содержании. Иначе расставляются акценты: семья, школа и сверстники приобретают новые значения и смыслы [6].

Новообразования: произвольность, осознанность и интеллектуализация всех познавательных функций, их внутренне опосредование; появление «чувства взрослости», формирование «Я-концепции».

Характерные черты: Ведущая деятельность – общение (интимно-личностное). Референтная группа – сверстники. Эмоциональная сфера характеризуется повышенной чувствительностью, эмоции крайне неустойчивы. Характерно переживание чувства одиночества. Развивается рефлексия, изменяется содержание самооценки. Происходит развитие интересов. Они еще неустойчивы и разноплановы. Стремление к новым ощущениям.

Основные потребности: физиологическая потребность, дающая импульс физической и сексуальной активности подростков; потребность в безопасности, которую подростки находят в принадлежности к группе; потребность в независимости и эмансипации от семьи; потребность в привязанности; потребность в успехе, в проверки своих возможностей; потребность в самореализации и развитии собственного Я [8].

Содержание деятельности психолога с младшими подростками:

1. Создание благоприятных условий для адаптации.

2. Формирование знаний об особенностях общения.

3. Формирование знаний об эмоциональной сфере.

4. Формирование представлений о личности человека.

5. Формирование более углубленных знаний о познавательной сфере.

6. Формирование представлений о здоровом образе жизни (психологический аспект, о психологическом здоровье (стресс).

Содержание деятельности психолога со старшими подростками:

1. Помощь в самопознание. Развитие представлений о себе.

2. Формирование знаний о личности (Я-концепция).

3. Формирование знаний об особенностях общения.

4. Углубление знаний о познавательной сфере.

5. Знакомство с миром профессий, требованиям к ним.

6. Углубление знаний об эмоциональной сфере.

7. Формирование знаний и умений здорового образа жизни.

Юношеский возраст период жизни от отрочества до взрослости. Ранняя юность имеет свою ситуацию развития. Прежде всего – это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. Характерна устремленность в будущее. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. Развитие когнитивных процессов достигает уровня взрослого человека. Продолжают развиваться общие и специальные способности. Для эмоций свойственна высокая избирательность. Настроение более устойчиво и осознанно.

Основные потребности: потребность в профессиональном самоопределении, потребность в выборе жизненных ценностей, потребность в самопознании и самоопределении, потребность в привязанности.

Содержание деятельности психолога со старшеклассниками:

1. Формирование целостного понимания о психике человека.

2. Помощь в профессиональном и личностном самоопределении.

3. Развитие навыков самопрезентации, формирование и углубление знаний о социальной перцепции.

4. Формирование навыков целеполагания и планирования.

5. Углубление знаний и умений здорового образа жизни.

Задача развития психологической компетентности — не просто больше и лучше знать человека, а включение этих знаний в «психологическую практику» жизни.

Публикации по теме:

Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения»Пособие для психологической разгрузки детей «Ромашка настроения» Мир современного ребёнка часто переполнен новыми впечатлениями, эмоциями, переживаниями, не всегда положительными. Вся жизнь ребенка дошкольного.

Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду»Фотоотчет «Формирование финансовой грамотности в детском саду» Экономическое воспитание детей дошкольного возраста происходит в ходе сюжетно - ролевых и дидактических игр. С детьми составили проект по.

Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья»Программа «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» ПРОГРАММА «Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья» Составила: Волкова.

Конспект занятия по финансовой грамотности «По дорожкам финансовой грамотности» «По дорожкам финансовой грамотности» для детей 5 лет, уже изучивших азы финансовой грамотности. Цель: содействие финансовому просвещению.

Мастер-класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов» Мастер – класс «Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальных классов на уроках с использованием современных технологий».

Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников»Мастер-класс «Формирование основ финансовой грамотности у старших дошкольников» Единый Методический День «Инновационные педагогические практики в работе с детьми дошкольного возраста» в рамках реализации инициативного.

Положение о психологической службе школы Положение о психологической службе ГБОУ 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение определяет структуру и порядок управления службы практической.

Презентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотностиПрезентация к образовательному проекту «Тратим разумно. Сберегаем и экономим». Формирование основ финансовой грамотности Презентация к образовательному проекту "Тратим разумно. Сберегаем и экономим" формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников.

Роль психолого-педагогической службы в развитии физиологической и психологической стрессоустойчивости учащихся и педагогов Узденская районная гимназия, педагог-психолог В. В. Пиликевич В современном обществе, в том числе и в системе образования, достаточно.

Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов»Тренинг для воспитателей «Повышение психологической компетентности педагогов» Актуальность темы Личностные качества воспитателя, проявляющиеся в его профессиональной деятельности, становятся значимым фактором, определяющим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование психологической грамотности учащихся
Опубликовано: 20 февраля 2021 в 12:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД