Светлана Доровских
«Адаптация детей к условиям ДОУ». Формирование психологической компетентности родителей с использованием технологий коучинга
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Формирование психологической компетентности родителей с использованием технологий коучинга в вопросе адаптации детей раннего возраста к детскому саду.
Задачи:
- познакомить родителей с возрастными особенностями детей раннего возраста;
- обозначить основные проблемы, связанные с адаптацией детей к детскому саду;
- помочь в определении путей решения проблем.
Публикация «„Адаптация детей к условиям ДОУ“, Формирование психологической компетентности родителей с использованием технологий коучинга» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
1. Психолого - педагогическая характеристика детей раннего возраста.
Возраст 2-3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка.
Бурно развивается познавательная активность, предметные действия. На третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.
С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. При свободном выборе предметов и игрушек малыш стремится не только познакомиться с их возможно большим количеством, но и вовлечь предметы в свою деятельность.
В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами - формой, величиной, цветом, массой, материалом и т. п.
У детей возникают простые формы наглядно - действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.
Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. К 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. Речь становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка.
Таким образом, в раннем детстве можно отметить бурное развитие следующих психических сфер : общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления, двигательной и эмоционально-волевой сферы.
2. Адаптация к детскому саду.
Именно возраст 2 – 3 года является лучшим моментом для успешного и скорейшего привыкания ребёнка к режиму пребывания в детском саду. На этот период приходится кризис раннего детства, кризис 3-х лет. Дети, стремясь утвердить своё Я, тянутся к самостоятельности, относительной автономности существования. Игра со сверстниками становится ведущим фактором формирования ребенка. В ней он учится строить отношения с людьми: подчиняться и лидировать, проявлять инициативу и уступать, договариваться и отстаивать свои интересы, в игре формируется внутренний план действия, необходимый для любой умственной деятельности. Попадая в среду незнакомых людей, малыш вынужден облекать свои желания в слова, понятные другим. Поэтому детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде.
Когда ребёнок отделяется от семьи и идёт в детский сад, жизнь и взрослых и детей значительно меняется. Потребуется какое-то время для того, чтобы семья адаптировалась к новым жизненным обстоятельствам.
Адаптация - это приспособление организма и личности к новой обстановке, а для ребенка дошкольное учреждение, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями. Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в дошкольном учреждении. Поэтому темпы адаптации у разных детей будут различны.
Обычно говорят о четырёх вариантах адаптации.
Лёгкая адаптация – около месяца требуется семье, чтобы приспособиться к новым условиям.
Адаптация средней тяжести – семья приспосабливается за два – три месяца.
Тяжёлая адаптация – требуется более трех месяцев.
Очень тяжёлая – около полугода и более. Возможно, что ребёнок «несадовский».
Причины тяжёлой адаптации к условиям детского сада :
1. Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада.
2. Наличие у ребёнка своеобразных привычек.
3. Неумение занять себя игрушкой.
4. Несформированность элементарных культурно-гигиенических навыков.
5. Отсутствие общения с незнакомыми детьми и взрослыми.
3. Упражнение «Колесо».
Шаг 1. Подумайте, что должен уметь ребенок для того, чтобы его адаптация к детскому саду была успешной. Выделите 6-8 основных навыков.
Шаг 2. Нарисуйте окружность и проведите через центр окружности несколько линий, разделив ее, таким образом, на равные сегменты в соответствии с числом направлений, которые вы выделили. Присвойте каждому из этих сегментов название.
Шаг 3. Определите, насколько ваш ребенок освоил это умение по шкале от 1 до 10. Сделайте соответствующую отметку на своей схеме-окружности. Единица будет находиться у центра окружности, а десятка – у ее края.
Шаг 4. Соедините линиями отметки, отображающие вашу оценку умений ребенка в каждом из сегментов. Теперь у вас есть наглядная картина текущего положения дел с подготовкой к детскому саду.
Шаг 5. Проанализируйте полученный результат. Что за фигура у вас получилась? Чем больше полученная фигура похожа на ровную окружность, тем более сбалансировано развиваются умения вашего малыша. Какие области требуют вашего особого внимания в данный момент? Составьте список желаемых улучшений.
4. Упражнение «Иметь. Делать. Быть».
Разделите лист на 3 колонки. Первую колонку справа озаглавьте словом «иметь». И сразу ответьте на вопрос: «Каким вы хотели бы видеть своего ребенка через месяц после начала посещения детского сада?».
Вторую колонку озаглавьте фразой: «Что конкретно нужно делать, чтобы ребенок легко адаптировался к детскому саду?» Давайте ответим на этот вопрос. Ведущий записывает ответы на доске.
Третью колонку озаглавим «Какой нужно быть маме, чтобы ребенок легко адаптировался к детскому саду?»
Какой нужно быть маме, чтобы ребенок легко адаптировался к детскому саду? Что конкретно нужно делать, чтобы ребенок легко адаптировался к детскому саду?
Иметь.
1. Компетентная в вопросах адаптации мама.
На сколько компетентна? (оцените по шкале от 1 до 10)
Что нужно сделать, чтобы быть компетентной?
Какое первое действие вы совершите? 1. Узнать какой режим дня в детском саду и придерживаться его дома. Успешно адаптированного к детскому саду ребенка.
2. 2.
3… 3…
5. Упражнение «Страхи».
Очень часто родители сами боятся отдавать ребенка в детский сад, и малыш чувствует это. Поэтому очень важно в период адаптации маме быть максимально спокойной.
1. Предлагаю вам разделить лист на два столбца.
2. В левом напишите свои страхи по поводу адаптации вашего ребенка к детскому саду.
3. На сколько процентов вы оцениваете вероятность осуществления данного страха.
4. Переформулируйте страх в позитивное утверждение (аффирмацию).
6. Алгоритм прохождения адаптации.
Первая неделя.
Ребенок находится в детском саду вместе с мамой 3-4 часа (с 8.30 до 12.30).
Цель. Заложить основы доверительного отношения к посторонним взрослым, симпатии к воспитателю; способствовать эмоциональному восприятию сверстников; подробно познакомить с расположением помещений в группе; вырабатывать привычку принимать пищу за общим столом, пользуясь помощью мамы, гулять под наблюдением мамы.
Вторая неделя
Ребенок находится в детском саду без мамы 2 часа (с 9.00 до 11.00, с мамой – 2 часа (с 8.30 до 9.00 и с 11.00 до 12.30).
Цель. Установить индивидуальный эмоциональный контакт с ребенком; способствовать развитию игры рядом; побуждать к самостоятельным действиям; закреплять умение ориентироваться в помещениях группы, находить предметы личного пользования (с помощью взрослого или опираясь на индивидуальную картинку); формировать привычку принимать пищу за общим столом самостоятельно, поддерживать положительный эмоциональный настрой ребенка на прогулке в отсутствие мамы.
Третья неделя.
Ребенок находится в детском саду без мамы с 8.00 до 12.30.
К концу недели по желанию он может остаться на дневной сон.
Цель. Приучать ребенка к самостоятельному приему пищи; привлекать к совместным играм; учить слышать голос воспитателя, откликаться на его призыв, просьбу; формировать навыки самообслуживания, побуждать к выполнению гигиенических процедур с помощью взрослого.
Четвертая неделя.
Ребенок находится в детском саду в течение всего дня (с 8.00 до 16.00).
Цель. Обеспечивать физический и психологический комфорт ребенка в группе; развивать уверенность в своих возможностях, пробуждать активность, самостоятельность, инициативу; развивать чувство сопереживания, желание помочь вновь прибывшим детям; подготовить ребенка к расширению круга общения – с другими сотрудниками детского сада, со старшими детьми; поощрять самостоятельность при выполнении гигиенических процедур.
Литература:
1. Т. А. Лукина. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей. Журнал «Ребенок в детском саду» № 3 2008г.
2. Любовь Колесникова «Как подготовить малыша к детскому саду». Журнал «Счастливые родители», июль 1998г.