Лучший педагог года

Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ

Елена Шуршилина
Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ

Для детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения знаний, развитие логического мышления, творческих способностей и других сторон психической деятельности.

Публикация «Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ» размещена в разделах

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. С одной стороны общество ориентировано на потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем, с другой стороны в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников, которое является важным компонентом речевого творчества.

Анализ ситуации в дошкольном учреждении показал, что у детей старшего дошкольного возраста наблюдается снижение словарного запаса, недостаточное развитие связной, грамматически правильно построенной диалогической и монологической речи, несмотря на то, что целевые ориентиры (в соответствии со ФГОС ДО) на этапе завершения дошкольного детства должны быть следующими: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности.

Таким образом, актуальной является проблема поиска оптимальных средств развития речи детей дошкольного возраста и их системного

использования, на основе равноправного взаимодействия педагога и воспитанника, с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития последнего.

Несомненно, при этом встала проблема развития воображения, придумывания детьми рассказов, сказок, решения творческих задач. В процессе анкетирования педагогов установлено, что воспитатели не всегда понимают значимость этой работы, и если даже понимают, то не всегда представляются возможности специального развития творческого воображения у детей.

Таким образом, выявлено основное противоречие, которое заключается в необходимости развития творческого мышления, речи и воображения у детей дошкольного возраста. Мы попытались разрешить данное противоречие и обратились к созданию системы работы по развитию

творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования методов и приёмов ТРИЗ и РТВ.

Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по

построению связных высказываний, вызванных восприятием произведений

искусства, стимулирующих использование детьми разнообразных

выразительных языковых средств, передающих впечатления ребёнка от

художественной информации. Оно выражается в различных формах : в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов – новообразований).

На 1 этапе (накопление опыта) такие методы ТРИЗ – РТВ, как составление загадок, метафор, системных сравнений становятся “пусковым” механизмом в становлении речевого творчества детей, который помогает на всем протяжении работы с детьми, ненавязчиво формировать новые действия и соответствующие им чувственные образы и понятия.

Для этого организуются игры, направленные на развитие творческого воображения, в которые входят сложные слова, слова-родственники, уменьшительно-ласкательные формы существительных, обобщающие слова, метафоры, фразеологические обороты. Дети учатся системно мыслить, находить взаимосвязи между предметами и явлениями, выделять отличительные признаки, части предметов, с помощью игр: «Кто в чем?», «Кто кем был?», «Кто кем стал?», «Кто откуда?», «Что от чего?», «Один - это много», «Один - это два», «Что в круге?», «Части - целое», «Кольца Луллия» и др.

Используются игры по принципу объединения: «Что общего?» (муравей и

грузовик) или (дерево и человек, обобщение по разным параметрам «Морфологический анализ». Игры на классификацию предметов,

развивающие фантазию, метафорийное мышление: «На что похожи?» (шишка, кусочек меха, апельсин и т. д., не менее ценны и типовые приемы фантазирования: (приемы РТВ) увеличение-уменьшение, ускорение-замедление, дробление-объединение, оживление-окаменение.

Метод системного анализа «Системный оператор» позволяет заглянуть в историю создания предмета, разложить предмет по деталям, определить прошлое и будущее предмета. Системный оператор используется при знакомстве с предметами быта, ближайшего окружения, при описании игрушек.

Также проводится работа по усвоению модели имя признака - значение имени признака, через игры: «Поиграем со временем», «Раз, два, три - признак назови», «Найди ошибку» и т. п.

На 2 этапе (процесс детского творчества) используется метод каталога - построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Данный метод учит детей составлять логически связный текст по определенному алгоритму, в котором добро побеждает зло.

Алгоритм составления сказки:

1. Воспитатель выбирает книгу, с помощью которой будет составляться сказка.

2. Задает детям вопросы (Примерная цепочка вопросов). Задав первый вопрос: "Жил-был (кто,что)", воспитатель открывает книгу на любой странице и предлагает указать пальцем на любое слово. Например, "старый, старый дуб". Воспитатель говорит: "Жил-был старый, старый дуб!". Значит, история будет про дуб, с которым приключилась беда. Ответ на следующий вопрос нужно искать на любой другой странице.

3. Дети "собирают" в единое целое ответы, найденные в книге.

4. Придумывают название получившейся сказки.

5. Один или несколько детей восстанавливают текст.

6. Организуется продуктивная деятельность.

Для развития словесного творчества используется лимерик. Лимерик – короткое стихотворение, состоящее, как правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).

Характеристика текста лимерика:

Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые рифмуются следующим образом:

Первые две строчки рифмуются между собой.

Третья и четвертая строчки рифмуются между собой.

Пятая содержит вывод и не рифмуется.

Также на втором этапе активно используется метод обучения детей составлению творческих рассказов по картине (реалистический и фантастический рассказ).

На последнем этапе (появление новой продукции, опираясь на полученные знания, используя оригинальные решения проблем, дети учатся

находить выход из любой сложной ситуации. Здесь воспитатель выступает наблюдателем и придерживается следующих правил:

- детям предлагаются ситуации, провоцирующие их на самостоятельную

художественно-речевую, познавательно - исследовательскую, художественно - продуктивную, игровую деятельность;

- дети сами определяют степень своего участия в данной деятельности;

- воспитанникам предоставляется свобода выбора средств, материалов;

- воспитанникам демонстрируется постоянная заинтересованность, уважительное и деликатное отношение к детскому творчеству;

- совместно проводится анализ творческих работ.

Условия решения поставленных задач:

Повышение уровня профессиональной компетентности родителей по данному направлению.

Отбор современных форм работы с семьёй (взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательный процесс, в т. ч. и посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй (в соответствии с ФГОС ДО и Законом об образовании).

Психолого-педагогическое сопровождение взаимодействия с семьями:

составление комплексного плана работы по взаимодействию с родителями.

Анкетирование

Цель обследования: выявление знаний и умений по развитию речевого творчества и отношения к проявлению творческих способностей у детей.

Групповые консультации,родительские собрания.

Цель: просветительство, вовлечение в образовательный процесс, обучение практическим умениям, ознакомление с возрастными нормами развития по программе, задачи на текущий год.

Шкатулка вопросов и предложений (по запросам родителей)

Родителям рекомендуется завести специальную папку, куда помещаются наиболее удачные рисунки, сказки, сочиненные ребенком. Такая форма фиксации продуктов творчества помогает ребенку направлять своё воображение на создание законченных и оригинальных произведений. А затем совместно с родителями создаётся альбом, куда отбирались наиболее яркие фантазии детей, выраженные в изобразительном творчестве. Также совместно с родителями собираются интересные высказывания, умозаключения, стихи, рассказы, сказки, фантастические истории, придуманные детьми и их родителями, которые разместим в книге «Мы –

фантазёры». Такая работа способствует проявлению творческой активности

В результате проделанной работы у детей сформируются умения работать по моделям, которые помогают организовывать собственную речевую деятельность творческого характера, дети овладеют достаточно полным по объему языковым материалом в соответствии с возрастными особенностями;

будут совершенствоваться теоретические и практические знания педагога и родителей; родители станут активными участниками воспитательно - образовательного процесса (укрепление детско - родительских отношений, укрепление взаимодействия педагогов ДОУ и родителей воспитанников).

Информационные источники использованные источники.

Основные источники : Ворошнина Л. В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь, 1991г. ;Лелюх С. В., Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников. Ульяновск, 2003,; Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников: Сб. научн. ст. /отв. ред. А. М. Шахнарович/ И., 1993.- 183 с. ; Сидорчук Т. А. Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Ульяновск, 2006; Сидорчук Т. А., Кузнецова А. Б. Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине. Ульяновск, 2007;Сидорчук Т. А. Методы развития воображения дошкольников. Ульяновск, 2007.

Прикреплённые файлы:

rechevoe-razvitie_1fr6a.pptx | 2511,77 Кб
 
Публикации по теме:

Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора Тема: «Формирование активного словаря у детей старшего дошкольного возраста посредством использования фольклора» Актуальность темы: За.

Выступление «Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством использования мнемотаблиц» Дошкольный возраст – период интенсивного развития творческих возможностей ребёнка. Проявление творческих способностей является показателем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ
Опубликовано: 5 июня 2015 в 19:21
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД