Спирина Юлия
Формирование речевой активности детей
▼ Скачать + Заказать документы
“ Только общение делает ребенка человеком,
существом говорящим и думающим»
К. И Чуковский.
Общение обогащает речь ребенка. Мы, педагоги и взрослые, призваны, обучать его правильной речи, новым словам. Процесс этот неразрывно связан с обогащением знаний.
Своевременное овладение связной речью является одним из условий формирования полноценной личности, подготовки к обучению в школе. Под речью мы понимаем процесс передачи информации. Речь является не только средством общения.
Но и орудием мышления.
Публикация «Формирование речевой активности детей» размещена в разделах
Развитие речи – одно из важнейших направлений работы нас воспитателей.
Призванное обеспечить своевременное психическое развитие ребенка.
Способствует развитию словаря.
Совершенствует познавательную деятельность, делает её более целенаправленной,
Развивает креативно мышление и фантазию в изобразительной, музыкальной литературной деятельности.
(Слайд)
Ведущей задачей развития речи является – развитие связной речи. Решение же остальных задач направлено на совершенствование связной речи, именно уровень ее сформированности выступает основным показателем уровня общеречевого развития ребенка.
В каждой возрастной группе дошкольников определена ведущая задача по развитию речи.
В 1 младшей группе это развитие разговорной речи и умение понимать обращенную речь. Вступать в индивидуальный речевой контакт, выражать свои мысли вербально.
Во 2 младшей группе это дальнейшее развитие речи. Ребенок учится дожидаться очереди высказывания.
В средней группе это развитие речевой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе общения и в монологической речи.
В старшем дошкольном возрасте это выявление индивидуальных способностей детей в речевой деятельности, развитие творчества в построение и ведение диалога и монолога, придумывании творческих рассказов.
Таким образом, работа над развитием связной речи ребенка ведется поэтапно в каждой возрастной группе.
Из опыта работы мы понимаем, что нам педагогом, необходима вызывать у детей :
Потребность в высказывании
Поддерживать идею высказывания ребенка
Обогатить внутреннюю речь
Помочь грамматически правильно оформлять значение слов
Преподносить внешнюю речь в более выгодном свете.
«Не надо осекать малыша, нужно поддерживать его естественную, природную потребность говорить и воспитывать ребенка не «хорошо отвечающего», а «хорошо спрашивающего»
Г. А. Цукерман.
Причем спрашивающего не только воспитателя, но и сверстника, и самого себя. Тогда можно будет надеяться, что мы воспитываем самостоятельную личность, способную совершать выбор, работать с информацией, нести ответственность за свои поступки.
«Но всех чудес прекрасных на земле
чудесней слово первое ребенка.»
Петр Семынин
Речь – особая деятельность ребенка. Она не существует как речь ради речи. Речь возникает в совместной деятельности.
Развитие речи легко интегрируется в других видах деятельности ребенка в саду и дома. Таких как:
Конструирование
Изобразительной деятельности
Игре
Математике
Чтение художественной литературы.
Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствует развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А Сухомлинский.
Пальчиковые игры способствуют совершенствованию:
лексической,
грамматической
связной речи,
умению вести диалог.
Часто нашей речи помогают наши руки. Посмотрите на разговаривающих, даже если вы их не слышите, догадается о характере беседы можете по жестом и мимики. Совершенствовать мелкую моторику рук, и координацию движений помогают театрализованные игры в которые мы с удовольствием играем в месте в кружке по театрализованной деятельности, и в свободной от занятий время.
Театрализованные игры всегда радуют, часто смешат детей, пользуются у них неизменной любовью. За что? Дети видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.
В театрализованных играх :
Совершенствуется речь
Активизируется словарь ребенка
Совершенствуется звуковая сторона речи
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит малыша перед необходимостью:
Ясно, четко, понятно изъяснятся
Улучшает диалогическую речь
Грамматически строй речи
Такой подход к развитию связной речи у детей дошкольного возраста дает положительный результат и свидетельствует об эффективности применяемых нами методик, методов и приёмов.
В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний, повышается качества связной речи, которое определяет готовность
Ребенка к школьному обучению
(слайд)