Получи документы

Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики

Олеся Ищенко
Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики

«Ум ребенка находится на кончике его пальцев»

В. А Сухомлинский

В настоящее время в связи с развитием информационно-компьютерной техники развитие речи у дошкольников резко ухудшилось, так как «живое общение» с взрослыми (родителями) и сверстниками заменено общением в социальных сетях, просмотром мультфильмов и игр.

Публикация «Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики» размещена в разделах

Учёные-практики О. С. Ушакова, Е. И. Тихеева, О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова, А. Ю. Хвостовцев, С. Е. Большакова. и другие большое внимание уделяют изучению речи детей дошкольного возраста, при этом отмечают, влияние мелкой моторики на развитость речи у детей старшего дошкольного возраста, то есть на связь между рукой и головным мозгом. Так например, Тихеева предлагает использовать огромное количество разнообразных игр и упражнений с предметами (карандашами, палочками, веревочками, бусинами и прочий бросовый материал, игры-шнуровки, а также самомассаж рук. Игры, развивающие координацию движений пальцев ребенка, очень просты, всем доступны и в тоже время эффективны. [Тихеева Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста)с. 57]

О. А. Новицкая, Ю. А. Соколова, А. А. Хвостовцев, С. Е. Большакова в своих исследованиях выявили следующую закономерность: речевое развитие дошкольника находится в пределах нормы лишь в том случае, если развитие координации пальцев ребенка соответствует возрасту. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие. При этом общая моторика может быть даже выше нормы.

М. М. Кольцова пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук (а именно от пальцев).

Опираясь на эту физиологическую особенность дошкольника в своей работе стимулируем речевое развитие детей, систематически тренируя движения пальцев рук. Реализуя свою работу, мы основываем ее на комплексном подходе, так как упражнения на развитие мелкой моторики способствуют развитию головного мозга, а, следовательно, всех когнитивных процессов, интегрируя во все образовательные области педагогического процесса. Все это обуславливает саморазвитие и познавательную активность дошкольника.

В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью детей. Воображая и перевоплощаясь в образ, дети строят игру, опираясь на доступные их восприятию факты и явления, отражая в ней и познавая окружающую действительность.

В своей практической мы деятельности используем множество игр и упражнений способствующих развитию руки ребенка.

Обучая составлять с помощью счетных палочек фигуры, мы не только развиваем тонкие движения руки ребенка, но и параллельно речь, мышление, воображение, сообразительность и закрепляем знания эталонной системы;

Использование прищепок в игровой деятельности вызывает у дошкольников познавательный интерес. Манипулируя прищепками в игре, ребёнок развивает большой и указательный пальцы, которые в дальнейшем способствуют успешному овладению навыкам письма, одновременно развивается воображение, формируются сенсорные эталоны и пространственная ориентация. Так, можно предложить детям разноцветные прищепки и фигуры разных предметов и явлений из картона, например, желтый круг – солнышко, коричневая полоска – земля; фигура павлина без хвоста, самолет без крыльев, ежика без иголок и прочее, за которые ребенок будет цеплять прищепки для получения необходимого результата.

Пальчиковая гимнастика и игры с пальчиками. «Игры с пальчиками» – это обыгрывание каких-либо стихотворений, сказок или коротких рассказов, используя пальцы рук. В подобных играх часто необходимо участие обеих рук, что в свою очередь, способствует развитию обеих полушарий головного мозга и обучает детей ориентации в пространстве. Опыт показал, что внедряя пальчиковые игры в образовательную деятельность, ребёнок получает положительные впечатления, у него развивается и обогащается речь, а также тонкие движения пальцев рук.

Использование сухого бассейна (можно взять пластиковый судочек или миску, наполненную крупой) также позволяет успешно развивать координацию рук детей дошкольного возраста в игровой деятельности: например, можно предложить ребенку найти спрятанную в крупе фигуру или цифру и, ощупывая, отгадать ее, рисовать в крупе, шагать по ней пальчиками.

Нанизывание. Для развития координации движений пальцев дошкольника в процессе игровой деятельности можно использовать разный бросовый материал: крышки от бутылок, катушки от ниток, бусины, макароны, разрезанные на части трубочки для сока, палочки от чупа-чупсов, пуговицы, и прочее. Величину нанизываемых предметов необходимо подбирать согласно возрасту обучаемого : чем старше ребенок, тем меньше детали и наоборот.

Вдавливая мелкие детали в пластилин, дошкольник развивает силу рук. Достигая поставленную цель, можно предложить детям бусины, детали мозаики, камушки или ракушки, а также фасоль, горох, семечки подсолнуха. Детям старшего дошкольного возраста, процессом вдавливания можно «рисовать» различные предметы и картины.

Сортировка круп. Данный игровой процесс развивает умение делать точные захватывающие движения пальцами рук. Необходимо смешать в одной коробке все имеющиеся крупы и предложить ребенку разложить их по разным коробочкам, согласно определённым правилам – по размеру, цвету, форме. Необходимо отслеживать точность выполнения движений ребенком: чтобы брал только по одной штучке, захватывая ее щепотью или двумя пальцами.

Погружение мелких предметов в сосуд с узким горлышком. Для достижения этих целей можно использовать небольшие пластиковые бутылки и мелкие предметы (камешки, фасоль, шарики или бусинки, детали мозаики) и предложить детям опустить их в бутылочку. Главное условие подобных упражнений – брать строго по одному предмету, а в завершение работы предложить детям закрыть бутылку крышкой и погреметь содержимым, что вызовет у ребенка много положительных эмоций.

Раскручивание и закручивание крышек бутылок. С помощью данных игр и упражнений дети дошкольного возраста учатся соотносить действия с предметом, развивая таким образом мелкую моторику. Применяя игры с крышками, следует заранее подобрать разные коробки, бутылки с крышками так, чтобы принцип закрывания крышек не был одинаковым. Сначала мы предлагаем детям открывать коробки или банки, а затем закрывать (предварительно спрятав внутрь интересные предметы).

Самомассаж. Для этой цели в работе с детьми мы используем шарики Су-Джок, которые активизируют нервные окончания, снимают мышечное напряжение. Использование Су-Джок технологии в работе с ребенком дошкольного возраста способствует развитию тонкой моторики. Практика показала, что движения с шариками Су-Джок (вперед-назад, в стороны, круговые движения) легки в выполнении и всегда вызывают интерес у ребенка.

Определи на ощупь. С целью развития тактильных ощущений, мелкой моторики, воображения, мышления, фантазии, сенсорной памяти и речи мы используем игровые пособия «Волшебный мешочек», а также «Тактильная коробочка», предложив детям определить наощупь, что именно нашел ребенок. Действия, совершаемые при ощупывании пальчиками предметов, концентрируют внимание, доставляют ребенку положительные эмоции и приятные ощущения.

Опыт работы показал, что только систематический и комплексный подход в развитии у дошкольников мелкой моторики способствуют успешному овладению речи. С развитием мелкой моторики параллельно развивается и речь ребенка. Внедрение в образовательный процесс игр и упражнений развивающих координацию движений пальцев рук, сохраняет не только физическое и психическое здоровье ребёнка, но и избавляет его от дополнительных трудностей обучения, благоприятно развивая речь и формируя навыки письма для дальнейшей учебной деятельности в школе.

На основании всего вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в развитии речи дошкольника огромная роль принадлежит развитию мелкой моторики и без нее невозможно полноценное развитие человека. Ведь даже такие умения и навыки, как расстегивание одежды, снимание и одевание, завязывание, умывание, невозможно осуществить при плохом развитии мелкой моторики. Различные манипуляции с предметами положительно влияют на формирование познавательных, психических процессов, а также на развитие речи. Таким образом, образовательный процесс с использованием пособий, развивающих мелкую моторику, способствует эффективному и благоприятному развитию речи дошкольника.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаЦентр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста Центр «Мир в ладошках» для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развития мелкой моторики дошкольников расширяется, если.

Дидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возрастаДидактическая игра «Колодец» для развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста В продолжении темы развития мелкой моторики детей раннего и дошкольного возраста, хочется отметить, что хорошими помощниками в развитии.

Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста»Краткосрочная проектная деятельность «Методы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» Мелкая моторика – это способность человека выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук в результате скоординированных действий.

Пособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возрастаПособия для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста является важным аспектом для дальнейшего развития ребенка. В детских садах и центрах.

Игры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возрастаИгры и пособия для развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Дидактические игры на развитие мелкой моторики для детей 2 - 3 лет Понятие «мелкая моторика» обозначает точные двигательные способности.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».Презентация «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста». План выступления на презентации по теме: «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста».

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Создание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулейСоздание условий для развития мелкой моторики и реципрокной координации движений рук у детей ОНР посредством мягких модулей Дошкольное детство - период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный и эмоциональный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование речи у детей дошкольного возраста посредством развития мелкой моторики
Опубликовано: 25 октября 2022 в 00:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД