Марина Цвецых
Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Группа 1 младшего возраста ставит перед собой задачу формировать способность к пониманию окружающей речи. Также закладываются основы для использования собственной речи для поддержания общения.
Дети учатся правильно высказывать свои желания, отвечают на поставленные простые вопросы. Дети в этом возрасте побуждаются проявлять инициативность, самим начинать речевое взаимодействие со взрослыми и сверстниками по самым разным поводам. Также дети начинают учиться правильно задавать вопросы.
Публикация «Формирование речи у детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Перед воспитателем стоит задача, чтобы ребенок в младшем дошкольном возрасте мог свободно начинать диалог со взрослым человеком или своим сверстником.
Воспитатель направляет свою работу на целенаправленное обучение правильного формирования своих просьб, умения отвечать на поставленные вопросы. Также важно научить ребенка находить повод для общения с другими людьми. Важно, чтобы ребенок научился делиться впечатлениями – это должно стать его потребностью.
Пусть он с удовольствием рассказывает как и во что играл, пусть изучает способы здороваться и прощаться. Нужно поощрять инициативу в том, чтобы задавать разные вопросы.
Ранний возраст – это период, когда начинают закладываться предпосылки к монологической речи. После двух лет дети уже способны слушать просты по содержанию рассказы и сказки и даже могут повторять некоторые высказывания героев этих произведений.
Также дети этого возраста могут в нескольких предложениях рассказать то, что увидели во время прогулки по улице или на картинке.
Однако целенаправленно занятия по формированию монологической речи начинают проводиться во второй групе младшего возраста. Дети начинают овладевать навыком пересказа хорошо знакомых им коротких литературных произведений. Также их обучают описывать наглядный материал.
Постепенно детей учат описывать в трех-четырех предложениях картинки и игрушки.
Если ребенку сложно связывать одно предложение с другим, воспитатель подсказывает ему слова-связки, начиная говорить предложение и предоставляя ребенку закончить его. Постепенно по мере того, как ребенок справляется с заданием, сложность и продолжительность рассказа можно увеличивать.
В этом возрасте дети обучаются использованию структурных элементов, присущих рассказам, средствам связки предложений и отрывков произведения между собой.
Взрослый используется такой прием: он как бы начинает рассказывать какую-то сказку, но останавливается и дает возможность детям сами продолжить этот рассказ.
Также в нужный момент он снова вставляет связочный структурный элемент, и дети продолжают свой рассказ.
Детей нужно приучать к последовательности изложения своих мыслей и умению внедрять в свои рассказы описания предметов, героев.
Для успешного процесса формирования связной речи важно, чтобы детей окружала благоприятная речевая среда, включающая в себя различные виды речевого.
Итак, самая сложная форма умственной деятельности человека – это связная речь.
Она представляет собой последовательное развернутое изложение. Главное предназначение связной речи – это коммуникации с другими людьми. Коммуникации эти проявляются как в виде монологов, так и в форме диалогов.
Задачей формирования речевых навыков в детском саду является не только развитие грамматического строя речи, но и правильной смысловой нагрузки речевых высказываний и логической последовательности.
Процесс развития связной речи трудоемок и чаще всего этим занимаются педагоги.
Воспитатель обязательно должен учитывать возрастные особенности детей во время проведения занятий по формированию связной речи.