МААМ-картинки

Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона

Мария Денисова
Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона

Дошкольный возраст – это значимый период в жизни детей, так как от рождения до школы они проходят очень важный путь развития. Это период не только физического роста, но и психического, социального. Формирование ребенка как личности происходит под воздействием окружающего его мира, и особенно значительную роль в этом играют детский сад, семья, социальное окружение. В условиях поликультурного региона существуют определенные традиции трудового воспитания дошкольников, которые способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Процесс самообслуживания занимает достаточно важное место в народных традициях. Есть много поговорок, потешек, прибауток и народных сказок, посвященных трудовому воспитанию и необходимости следить за здоровьем, которые могут оказать методическую поддержку в педагогической деятельности.

Публикация «Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона» размещена в разделах

Развитие у детей младшего дошкольного возраста навыков самообслуживания играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту. Как отмечают многие ученые Ю. А. Афонькина [1], О Б. Васильева [2], С. В. Кахнович [9] и др. в процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки совершенствовались. Для закрепления навыков самообслуживания целесообразно использовать игровую деятельность, в ней дети подражают бытовым действиям взрослых (мытье рук, прием пищи, тем самым закрепляя действия с бытовыми предметами (ложкой, чашкой и др., а также отражают правила, которые стоят за выполнением культурно-гигиенических навыков.

Ребенок учиться быть самостоятельным, осознанно подходит к выполнению педагогических требований, в том числе и в процессе приучения к навыкам самообслуживания, формируется «социальная компетентность» (термин Т. В. Ермолова [3]). Поэтому навыки самообслуживания являются основой для формирования культуры межличностных отношений.

Дошкольный возраст является этапом становления личности ребенка. Ребенок изначально включен в межличностные отношения, более того, чем он младше, тем более социальным существом является. Он не может физически жить, не развиваться вне человеческого общества, вне культуры межличностных отношений. Однако проблема состоит в том, как будут складываться его отношения с социумом, как будет проходить социализация и адаптация в обществе, при каких условиях происходит нравственное становление личности.

В практике воспитания давно было отмечено, что поведение человека кроме внешних проявлений имеет и движущие силы, скрытые от визуального наблюдения. Именно латентные, внутренние потребности, мотивы управляют эмоциями и чувствами, в целом – поведением человека, что и обеспечивает его субъектность. Духовность, индивидуальность, субъектность человека находят свое выражение именно в культуре межличностных отношений, проявляясь наиболее ярко, отчетливо.

Формирование культуры межличностных отношений у детей дошкольного возраста в контексте социальной компетентности подводит нас к анализу аспекта культурно-толерантной личности. В современных условиях поликультурного региона становится актуальным воспитать в ребенке толерантное отношение к представителям других национальностей и конфессий. Поэтому в содержание поликультурного воспитания дошкольников мы включаем знакомство с культурными достижениями разных народов. В нашем исследовании в парадигме эстетического воспитания детей дошкольного возраста [6; 7; 8] рассматривается знакомство с творчеством всемирно известных скульптора Степана Дмитриевича Эрьзи и живописца Федота Васильевича Сычкова. Между тем, раскрывается и культура русского народа в единстве с мордовским.

Т. В. Ермолова [3] выделяет наиболее важные составляющие социальной компетентности дошкольников такие как : 1) представления детей о себе как об объекте и субъекте социальных отношений; 2) их оценка адекватности или неадекватности своего поведения при решении социальных задач; 3) наличие в поведении детей нового способа саморегуляции. Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста и, в целом, культурно-толерантной личности охватывают все отмеченные Т. В. Ермоловой составляющие социальной компетентности дошкольников.

Мы отмечаем прикладное значение культуры, выраженное через изучение конкретных этнических культур (в частности, мордовской). В культуре мордовского народа мы находим многие полезные рецепты приготовления пищи, организацию быта, позволяющие сохранять здоровье и работоспособность. А также важность трудового воспитания детей и как основная составляющая такого подхода, это формирование навыков самообслуживания. Возможность не зависеть от взрослого возникает у ребенка, когда он активно участвует в процессе собственного воспитания и овладевает навыками самообслуживания и регуляции в соответствии с целью собственного поведения.

В психологии термин «поведение» широко используется для обозначения вида и уровня активности человека, конкретно двигательной, реже коммуникативной. Первыми о поведении человека задумались бихевиористы, которые в начале ХХ в. объявили его предметом психологической науки. Первоначально под поведением понимали любые внешне наблюдаемые реакции индивида (двигательные, вегетативные, речевые, функционирующие по схеме «стимул – реакция». Современное понимание поведения [5] выходит за рамки совокупности реакций на внешний стимул, хотя поведение ребенка иотличается множеством проявлений, однако в упрощенном варианте оно вполне подходит под формулу бихевиористов.

Именно поведение у детей является той непостоянной субстанцией, которая нуждается в воспитании. Так, в психологическом словаре поведение определяется как «присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредованное их внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью» [11, с. 276]. Ввиду того, что внутренними составляющими являются мотивация и целепологание, когнитивная переработка, эмоциональные реакции, процессы саморегуляции, навыки самообслуживания и основы трудового воспитания, поэтому их формирование и развитие во многом определяются педагогическими условиями и, в частности, личностью педагога и родителя. Внешние проявления, такие как общение, поведение, трудовое воспитание ребенка являются лишь результатом внутренней работы.

Социальная активность детей дошкольного возраста выражается во внутреннем стремлении следовать в своем поведении общечеловеческим ценностям, нормам справедливости и морали, которые представлены в культуре межличностных отношений.

Активность ребенка является показателем критерия осознанности и произвольности поведения. Осознанность и произвольность поведения ребенка является критерием культуры межличностных отношений.

Так же достаточно важным показателем критерия осознанности и произвольности поведения является уровень саморегуляции детей в эмоциональной и познавательной сферах. В результате воспитания у детей возникают механизмы саморегуляции поведения, выраженные в произвольной активности: анализе значимых условий деятельности; в системе критериев успешности деятельности; желании корректировать поведение с целью взаимодействия. Саморегуляция соотносится с самовоспитанием. Для формирования саморегуляции необходим достаточный уровень развития у детей дошкольного возраста психических процессов.

В работах Ю. А. Афонькиной [1], А. В. Запорожеца [4], Т. С. Комаровой [10], Г. А. Урунтаевой [1] и др. отражены данные о некоторых закономерностях гигиенического развития дошкольников, даются конкретные рекомендации по организации условий для их формирования, предлагаются эффективные педагогические приемы, которые используются педагогами-практиками в воспитательном процессе дошкольной образовательной организации.

Однако при формировании навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста воспитатели уделяют, как показывает констатирующий этап нашего эксперимента, недостаточное внимание этому процессу. Так в теории мало разработано методических пособий, поэтому возникает необходимость проработки программы мероприятий, в которой учитывались бы возрастные особенности детей младшего дошкольного возраста и использовались бы разнообразные формы работы, методы и приемы. Навыки самообслуживания необходимо прививать с раннего детства. Сформированные до поступления в дошкольную образовательную организацию навыки самообслуживания облегчают адаптацию и пребывание ребенка в детском саду, приучают к систематическому труду, расширяют представления и знания детей об окружающих вещах, развивают самостоятельность и предпосылки его участия в любой продуктивной деятельности.

Формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста, направленно на удовлетворение повседневных потребностей. При формировании навыков самообслуживания используются естественные бытовые ситуации, в процессе которых педагоги решают общеразвивающие и коррекционные задачи, различные игры и игровые упражнения, а также народные сказки, пословицы с этнокультурной направленностью для воспитания трудолюбия и гигиены. Дети играют, слушают поучительные сказки, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают действиями с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом.

С целью диагностики уровня сформированности навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста было проведено исследование на базе МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 4» г. о. Саранск. В эксперименте принимали участие 25 детей младшего дошкольного возраста. Были использованы методики: наблюдение за поведением детей в быту, интервью с родителями, методика «Изучение культурно-гигиенических навыков» Ю. А. Афонькиной, Г. А. Урунтаевой, [1]. Для проверки достоверности наличия различий между группами до и после обучающего эксперимента использовался t-критерий Стьюдента.

По результатам констатирующего эксперимента дети младшего дошкольного возраста имели средний уровень развития навыков самообслуживания : уверенно с помощью взрослого выполняют основные действия по самообслуживанию, у них ярко выражено стремление к самостоятельности в самообслуживании, желание самоутвердиться.

С целью развития навыков самообслуживания у младших дошкольников нами была составлена картотека игр, которая включала следующие разделы. 1. Дидактические игры на проверку знаний о предметах гигиены. 2. Дидактические игры, направленные на обучение умыванию, одеванию и раздеванию. 3. Дидактические игры, направленные на закрепление знания детей о столовой посуде, обучение поведению за столом. 4. Игры и чтение сказок этнокультурной направленности для воспитания трудолюбия и умения регулировать собственное поведение в соответствии с целью взаимодействия.

Игры и упражнения, содержащиеся в картотеке, обеспечивали постепенность работы с детьми по формированию навыков самообслуживания. При обучении использовались следующие приемы: показ самого действия, пояснение, объяснение нового, прием повторения действий, поощрение, чтение художественных произведений (народные сказки, показ неправильного поведения с помощь кукол с доступным для дошкольников юмором.

По результатам контрольного эксперимента количество младших дошкольников с высоким уровнем развития навыков самообслуживания – увеличилось, со средним и низким – уменьшилось.

В ходе расчета t-критерия Стьюдента по полученным данным диагностических методик были отмечены среднестатистические достоверные различия между развитием навыков самообслуживания у младших дошкольников (p 0,01) до и после обучающего эксперимента.

Таким образом, формирование навыков самообслуживания у детей младшего дошкольного возраста будет эффективным, если использовать игровую деятельность с учетом возможностей поликультурного воспитания, что гипотетически окажет влияние на социальную компетентность ребенка.

Список использованных источников

1. Афонькина, Ю. А. Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию / Ю. А. Афонькина, Г. А. Урунтаева. – М. : Просвещение, 1997. – 294 с.

2. Васильева, О. Б. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 3-4 лет в экспериментально-игровой деятельности/ О. Б. Васильева, И. Н. Трафимова //Дошкольная педагогика. – 2012. – № 10. – С. 4-7.

3. Ермолова, Т. В. Влияние образовательной среды на формирование личностных и социальных компетенций дошкольников / Т. В. Ермолова.

Публикации по теме:

Народные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗНародные подвижные игры как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста с ОВЗ Сегодня, на волне подъёма казачьего движения, возрождение интереса к истории родного края, приобретает неоценимое значение в деле воспитания.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Фотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольниковФотоотчёт о роли трудового воспитания дошкольников Попова Валентина Основной вид деятельности ребёнка - игра, играя дети познают мир, узнают много нового и интересного. В соответствии с.

Фотоотчёт о неделе трудового воспитанияФотоотчёт о неделе трудового воспитания Уважаемые коллеги, вот и закончилась в нашей школе Неделя трудового воспитания. Забегая вперёд, хочу высказать общее удовлетворение проделанной.

Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания»Консультация для педагогов «Необходимость трудового воспитания» Консультация для педагогов "Необходимость трудового воспитания" Ничто не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

План проведения Недели трудового воспитанияПлан проведения Недели трудового воспитания 13.02 13.00 Открытие недели трудового воспитания. Общешкольное мероприятие. - Устное народное творчество «Мир пословиц и поговорок,.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

Положение о неделе трудового воспитанияПоложение о неделе трудового воспитания 1. Общие положения. 1.1 Воспитательная неделя по трудовому воспитанию вводится в учебно-воспитательный процесс школы с целью повышения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование самообразования у детей дошкольного возраста в парадигме трудового воспитания в условиях поликультурного региона
Опубликовано: 20 декабря 2021 в 17:12
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД