Попова Елена Ивановна
Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию, существенно изменила подход к организации образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации. Сегодня государством поставлена задача – подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное.
Публикация «Отчет по теме самообразования „Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Лэпбук. Лэпбуки на все темы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Содержание и методы обучения дошкольников направлены на развитие внимания, памяти, творческого воображения, на выработку умения сравнивать, выделять характерные свойства предметов, обобщать их по определенному признаку, получать удовлетворение от найденного решения. Когда ребенок сам действует с объектами, он лучше познает окружающий мир, поэтому приоритет в работе с детьми следует отдавать практическим методам обучения.
В связи с этим перед нами педагогами стоит задача поиска новых нестандартных форм взаимодействия с воспитанниками. На смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса к созидательной деятельности.
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, является лэпбук. Лэпбук – это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности детей, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию. лэпбук — это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения.
Лэпбук - отличный способ закрепить определенную тему с детьми, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.
Он помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по теме и лучше понять и запомнить материал. Это отличный способ для закрепления материала. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку. Ребенок самостоятельно собирает и организовывает информацию, формируя навыки школьного обучения. Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать коллективную книжку. Лэпбук развивает творческие способности и коммуникативные навыки. Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и увлекательные занятия!
В течение года изучала научно-методическую литературу и другие информационные источники по теме самообразования.
В рамках работы над темой самообразования была проведена следующая работа:
Созданы лэпбуки по запланированным темам:
" Здоровый образ жизни"
Цель: Формировать систему знаний, умений и навыков детей по здоровому образу жизни, о некоторых признаках здоровья; обогащать знания детей о физкультурном движении в целом;
Задачи:
Обучающие :
- познакомить детей с понятием «Здоровый образ жизни», соблюдении режима дня, значении спорта для здоровья человека;
-формировать начальные представления о здоровом образе жизни.
Развивающие:
-развивать наблюдательность, самостоятельность мышления.
Воспитательные:
- воспитывать культурно – гигиенические навыки, любовь к себе, своему телу.
"Птицы"
Цель: расширение знания детей о птицах, обобщение жизненных наблюдений детей за птицами.
Задачи:
Обучающие :
-сформировать у детей представление о птицах; учить распознавать перелетных и зимующих птиц;
Развивающие:
-развивать усидчивость, аккуратность
Воспитательные:
-воспитывать у детей бережное отношение к природе, учить сопереживать братьям нашим меньшим.
"Дымковская игрушка"
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к народному декоративно-прикладному искусству через ознакомление с дымковской игрушкой.
Задачи: Обучающие :
-познакомить с понятиями «народное искусство», «виды и жанры народного искусства».
-знакомить детей с дымковскими игрушками.
-обращать внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и др., их форму, цветовое оформление.
Развивающие:
-развивать у детей творческие способности;
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к произведениям искусства.
"Домашние животные"
Цель: обогащение представлений детей о домашних животных.
Задачи:
Обучающие :
-систематизировать знания детей по теме;
-знать и классифицировать домашних животных.
Развивающие:
-развивать наблюдательность, внимательность.
Воспитательные:
-вызвать интерес к миру животных, воспитывать бережное отношение к животным.
"Театр"
Цель: приобщение детей дошкольного возраста к театральному искусству, театрализованной деятельности.
Задачи:
Обучающие :
- систематизировать знания детей о театре;
- познакомить детей с разновидностями театра;
- закреплять знания детей о главных театральных профессиях, элементах театра.
Развивающие:
- развивать у дошкольников познавательную активность, творческие способности через театрализованные игры;
- развивать монологическую и диалогическую речь детей дошкольного возраста;
- расширять кругозор через импровизацию в постановках на свободную тему;
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к собеседнику, умение контактировать.
- воспитывать театральную культуру.
"Путешествие в сказку"
Цель: развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о сказках.
Задачи:
Обучающие :
-продолжать знакомить со сказками;
-обогащать и расширять словарный запас детей;
-учить инсценировать эпизоды сказок;
учить детей рассуждать
Развивающие:
-развивать артистические способности;
-развивать у детей творческие способности;
-развивать коммуникабельность и умению общаться с взрослыми в различных ситуациях.
-развивать умения применять свои знания в беседе;
Воспитательные:
-воспитывать культуру речи формировать навыки сотрудничества.
"Космос"
Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о космосе.
Задачи:
Обучающие :
- продолжать расширять знания о многообразии космоса;
- познакомить с историей развития космонавтики, со строением солнечной системы;
Развивающие:
- развивать логическое мышление, воображение, мелкую моторику;
Воспитательные:
- прививать любовь к родному краю, планете.
"День Победы"
Цель: формирование у дошкольников активной гражданской позиции и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей.
Задачи:
Обучающие :
- вызвать интерес у детей к истории Великой Отечественной войны.
- познакомить с пионерам -Героями, с городами –Героями
- продолжать знакомить детей со стихами.
- способствовать накоплению знаний об исторических фактах и явлениях.
- формировать чувство гордости за свой народ, его боевые заслуги.
Развивающие:
- развивать патриотические чувства у детей к своей стране, своим предкам, геройски защищавшим свою Родину от фашистских захватчиков.
- развивать монологическую, диалогическую речь детей.
- развивать память, мышление, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение и благодарность к ветеранам Великой Отечественной войны.
- воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Лэпбуки были использованы мной в ходе НОД, в совместной деятельности детей.
Последним этапом работы было представление своего продукта родителям.
Лэпбук – хорошая форма, позволяющая привлечь родительское сообщество к совместному сотрудничеству детей и взрослых и включению вторых в образовательный процесс.
Результаты наблюдений показали, что дети стали активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, проявлять интерес к участию в совместной деятельности. Значительно повысилась познавательная активность, любознательность, самостоятельность и инициативность в решении поставленных задач. Изучаемый материал успешно используется детьми в повседневной жизни.
В результате создания лэпбуков для педагогов :
-пополнилась развивающая предметно-пространственная среда группы дидактическими играми, картотеками загадок, текстами художественных произведений;
-лэпбуки помогли в организации материала по изучаемым темам ("Народная культура", День Победы", "Космос") в рамках комплексно-тематического планирования;
-способствовали оформлению результатов проектной деятельности; в организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.
-лэпбук " Здоровый образ жизни" использовался как наглядный материал по обучению детей основам здорового образа жизни.
-помогли творческой самореализации педагогов.
Таким образом, лэпбук — это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности, партнерства с семьей, приобщения детей к социокультурным нормам, формирования познавательных интересов и познавательных действий.
Дальнейшие перспективы:
1. Продолжить работу по этой теме в следующем учебном году.
2. Принять участие в профессиональных конкурсах по теме самообразования.
Спасибо за внимание!