Приложение МААМ

Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством изобразительной деятельности

Гульнара Скорюпина
Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством изобразительной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР через изобразительную деятельность

Сенсорное развитие – это развитие у ребёнка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Сенсорное развитие включает в себя сложную систему работы анализаторов- от восприятия внешних сигналов через органы чувств /работают зрение, слух, тактильные анализаторы/ до переработки поступившей информации головным мозгом. Развитие ощущений и восприятий ребенка – обязательная предпосылка для формирования у него сложных мыслительных процессов. Восприятие, как ведущий познавательный процесс дошкольного возраста, выполняет объединяющие функции: - происходит объединение свойств предметов в целостный образ предмета; - идет объединение познавательных процессов в согласованной работе по получению и переработке информации; - обобщается весь полученный опыт об окружающем мире в форме представлений и образов предметов и формируется целостная картина мира.

Публикация «Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством изобразительной деятельности» размещена в разделах

Ребё нок рождается с готовыми органами чувств: у него есть глаза, уши, кожа обладает чувствительностью. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. Ведь чтобы ориентироваться в нем, важно научиться воспринимать не только отдельные предметы, но и их совокупность. Видеть ситуацию в целом. Таким образом, восприятие – процесс отображения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие даже очень простого предмета требует от ребенка включения в работу чувствительных, двигательных, речевых механизмов. Поэтому чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить слушать, обследовать, рассматривать. В развитии восприятия действия обследования связаны с сопоставлением объектов с общественно выработанными мерками – сенсорными эталонами.

Сенсорные эталоны – это системы геометрических форм, меры веса, шкала величин, звуковысотный ряд, спектр цветов и т. д. Овладев такого рода системой, ребенок получает набор мерок, эталонов с которыми он может сопоставить любое новое качество и дать ему надлежащее определение. Система эталонов включает в себя : основные цвета спектра /красный, желтый, оранжевый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый, черный, белый/, пять фигур /круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник/, три разновидности величины /большой, средний, маленький/. Осознанное, целенаправленное восприятие цвета не является врожденным качеством. Необходимо помочь ребёнку увидеть мир красок, всё разнообразие цветовых тонов и сформировать устойчивый зрительный образ цвета. Восприятие цвета отличается от восприятия формы и величины тем, что это свойство не может быть определено практически, «методом проб и ошибок». Цвет обязательно нужно увидеть, то есть при восприятии цвета мы можем воспользоваться только зрительной ориентировкой. Одно из первых понятий, с которым знакомится ребёнок, и которое он должен усвоить, это понятие «такой же». Восприятие формы предметов является сенсорной основой любой практической деятельности. Без выделения формы нельзя правильно увидеть, а значит и изобразить окружающие предметы. При восприятии этого качества происходит выбор заданной формы по образцу, соотнесение разнородных предметов путем проб и ошибок. Сначала ребенок действует руками, происходит обследование предмета. В дальнейшем появляются тонкие ощупывающие движения, ребенок как бы воспроизводит форму предмета. В одних случаях ребёнок знакомится с фигурой путем осязания, в других - рассматривают её, чтобы потом найти глазами среди других. Величину, как и форму, ребёнок учится различать практически. Действуя с предметами, он начинает понимать, что от правильного определения величины зависит результат действий. Величина – понятие относительное. Один и тот же предмет в сравнении с другими может быть и маленьким и большим. Например, человек будет высоким по отношению к цветку, но окажется низким в сравнении с деревом. Эталонами величины являются представления об отношениях между предметами, обозначаемые словами, указывающими на место предмета в ряду других. То есть величина имеет разные параметры – длину, ширину, высоту. Так же существуют, помимо общего определения «большой – маленький», и частные: «короткий – длинный», «узкий – широкий», «низкий – высокий», «тонкий – толстый». Чёткое восприятие и оценка соотносимых качеств величины имеют важное жизненно - практическое и познавательное значение. Без конкретного представления величины предмета невозможно его изобразить или использовать в конструктивной деятельности. На первых этапах развития образ предмета, который формируется у ребенка, очень приблизительно отражает этот предмет, не выделяются его отдельные свойства, части, особенности. В дальнейшем развитии ребенок осваивает сложные исследовательские действия, которые помогут ему определить разные свойства предметов. У старшего дошкольника характер действий изменяется качественно, т. е. в них увеличивается доля зрительного обследования. Ребё нок может уже мысленно выполнять некоторые двигательные действия: переворачивание, прикладывание, измерение предмета. Такие сложные операции помогают формировать детальный образ предмета, где свойства и элементы предмета находятся в определенном соотношении друг с другом. Восприятие становится психическим процессом,т. к. все больше осуществляется в уме. Исследовательские действия выполняются быстро и незаметно. Таким образом, можно сказать, что восприятие стало внутренним процессом. А действия, которые выполняются в уме, создают условия для формирования мышления. Мышление уже направлено на познание скрытых связей между предметами и явлениями, их внутренних особенностей, сложных отношений между ними. Тогда мы можем говорить о готовности ребёнка к школе. Всё сказанное относится к детям, развивающимся согласно возрастным нормам. Мы рассмотрим проблемы детей с задержкой психического развития. Особенностями сенсорного развития детей с ЗПР занимались такие ученые, как Л. С. Венгер, А. В. Запорожец, А. А. Катаева, Н. Н. Поддьяков, А. П. Усова. Выявлено, что для этих детей характерна недостаточность знаний об окружающем мире, страдает целостность восприятия объектов, заметно ниже возрастной нормы скорость восприятия. Имеет место нарушение взаимодействия ощущений и восприятий. Дети с ЗПР затрудняются в узнавании предметов, если эти предметы находятся в непривычном ракурсе. Это происходит, потому что нарушены такие свойства восприятия, как предметность и структурность. Дети с ЗПР испытывают трудности при необходимости выделить отдельные элементы предмета или объекта. Очень низкая способность к анализу, общая пассивность восприятия. Поскольку имеются нарушения отдельных свойств восприятия, мы говорим о нарушении восприятия, как вида деятельности. Часто дети пытаются заменить поставленную перед ними задачу более лёгкой, смешивают существенные и несущественные признаки. У детей с ЗПР практически отсутствует целенаправленность, планомерность в обследовании объекта. Значительным недостатком является замедление процесса переработки информации, поступающей через органы чувств. Поскольку восприятие является кратковременным, многие детали остаются незамеченными, как бы «невидимыми» для ребёнка. Дети с задержкой психического развития воспринимают меньший объём материала, чем его нормально развивающийся сверстник за то же время. Имеет место неполноценность зрительного, слухового восприятия, моторная недостаточность, пространственные и временные нарушения, недостаточность выполнения сложных двигательных программ. Сходные качества предметов воспринимаются ими, как одинаковые / например, все фигуры с углами для него – треугольники/. Долгое время дети подбирают предметы по цвету, ориентируясь на образец или на инструкцию «найди такой же». Отклонения в развитии сенсорных эталонов у детей с ЗПР связаны с тем, что эти эталоны являются предметными, а не обобщенными. Так же у таких детей практически не сформированы понятия о форме, цвете, величине. Если произвести сравнительный анализ, то в норме уже на четвёртом году жизни ребёнок различает и называет основные цвета, знает простые формы. Называет круг, квадрат, треугольник. Различает большие и маленькие предметы. Умеет группировать предметы по одному признаку /форма, цвет/. Сравнивает предметы. Ребенок с задержкой развития частично овладевает этими знаниями при условии систематичного обучения. Несформированность эталонов мешает развитию соотношения предметов с эталоном, дети не различают близкие по цвету предметы, не могут выстроить предметный ряд по размеру. Такое задание, как моделирование, т. е. разложение предмета на составляющие его эталоны, у детей с задержкой может не сформироваться даже к концу дошкольного периода.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости углубленной систематической работы по сенсорному развитию детей с задержкой психического развития. Формирование сенсорных эталонов происходит в условиях игровой и непосредственной образовательной деятельности. Большую роль играют занятия по изобразительной деятельности. Здесь происходит знакомство детей с формой предметов и цветом, с величиной и строением, пропорциями и соотношением между предметами. На первых порах идет обследование формы. Активно задействуются зрительные и тактильные анализаторы /через игры «Узнай наощупь», «Фрукты – овощи», «Закрой окошко» и др. /. На занятиях лепкой закрепляем знания, работаем над формообразующими движениями / раскатывание прямыми и круговыми движениями/. Здесь же происходит определение пропорций сложных предметов /снеговик, куколка, народные игрушки/. Выполняется сравнение объектов по величине. Происходит многократное повторение схожих действий, т. е. идет автоматизация моторных навыков. В итоге работа идет в комплексе: ребенок скатывает шар /работают руки/, педагог сравнивает шар с яблоком /включается зрение/, проговаривается форма и размер предмета /слуховое восприятие/. На занятиях аппликацией простор для работы над преобразованием форм и величин. Выкладывание из готовых фигур, обведение шаблонов помогает ребенку запоминать эти качества. При составлении композиций / «Натюрморт», «Ветка рябины», «Городецкие мотивы»/ происходит сравнение частей по величине, идет подбор цвета. Дети учатся вырезать симметричные изделия, попутно определяя части сложной формы / «Ваза» - круг и прямоугольник, «Ракета»- треугольник и квадрат/. Закрепляются цвета и оттенки.

Публикации по теме:

«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста.«Многофункциональный цветочек» — развитие сенсорной культуры детей раннего возраста. Сенсорное воспитание целенаправленное совершенствование. развитие у детей сенсорных процессов ощущений, восприятия, представлений, учить.

Презентация «Сенсорное воспитание детей раннего возраста» (из опыта работы) Сенсорное развитие-это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством изобразительной деятельности
Опубликовано: 16 сентября 2014 в 12:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование системы сенсорных эталонов у детей с ЗПР посредством изобразительной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Гульнара Скорюпина (УИ 221545) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД