Татьяна Архипова
Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (обобщение опыта)
▼ Скачать + Заказать документы
У дошкольников с общим недоразвитием речи наряду с нарушениями звукопроизношения, фонематического восприятия нарушена и слоговая структура слова. В системе языка слоговая структура слова занимает особое место. С одной стороны слоговая структура- является частью фонетики. А. К. Маркова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина указывают на связь овладения слоговой структуры с уровнем артикуляторных возможностей и состоянием фонематического восприятия. Если характер ошибок выражается в перестановке или добавлении слога, это свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия, а ошибки типа сокращения стечения согласных и уподобления слогов указывают на преимущественное нарушение артикуляторной сферы. Но с другой стороны- существует связь между структурными искажениями и семантической недостаточностью у дошкольников. Малознакомые слова искажаются чаще, чем хорошо знакомые. Существует и влияние формирования слоговой структуры слова на грамматический строй речи. Отдельные слова связываются в предложении благодаря окончаниям, а также различными предлогами и союзами. А они нередко образуют в речевом потоке слабые, безударные слоги, звуковые комбинации, содержащие стечения согласных звуков, которые дети переставляют или пропускают.
Публикация «Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (обобщение опыта)» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Проанализировав работы Н. Х. Швачкина, Р. Е. Левиной, А. К. Марковой, З. Е. Агранович, опираясь на исследования Т. А. Ткаченко, предположила, что оценку сформированности слоговой структуры слова можно использовать как «ключ» в диагностике проблем в речи у дошкольников.
И действительно, при обследовании слоговой структуры слова у детей пяти лет с общим недоразвитием речи выявлены нарушения слоговой наполняемости слов у всех детей в той или иной мере. Дети показали следующие результаты: высокий уровень сфомированности у 2%, средний уровень у 48%, низкий уровень у 50%.
Исходя из результатов диагностики, сделала вывод, что формирование слоговой структуры слова требует целенаправленной, систематической работы, предполагающей воздействие на все компоненты речевой системы.
Цель работы:
1 формирование естественной речи с выраженной интонацией и ритмической стороной;
2 развитие слухового восприятия и использование его в ходе становления произносительных навыков, в частности слоговой структуры слова;
3 активизация речевой деятельности ребенка;
4 предупреждение возникновения дисграфии и дислексии при обучении грамоте и чтению;
5 улучшение коммуникативных функций и обеспечение психологического комфорта каждого ребенка.
Направления работы:
1 создание ритмико-интонационного фона;
2 создание фонетико - фонематической базы;
3 формирование и закрепление навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова;
4 формирование слогового анализа и синтеза слов любого вида.
Вся коррекционная работа разделена на четыре блока игр и упражнений:
1 блок - подготовительный;
2 блок и 3блок - коррекционные;
4 блок - заключительный.
Целью первого блока является подготовка ребенка к усвоению ритмико- интонационной стороны слова родного языка и создание фонетико- фонематической базы для усвоения слоговой структуры слова.
В подготовительный блок входят игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти, на формирование ритмической организации высказывания, интонационной выразительности речи, на развитие координации движений под ритмическую музыку. Использовала игры на формирование пространственно- временных представлений.
Для создания фонетико - фонематического восприятия и навыков звукового анализа» под редакцией Т. А. Ткаченко. Подготовительному блоку уделяла особое внимание, т. к. на этом этапе формируются основы восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.
Целью коррекционных блоков является формирование слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно- ритмического рисунка, закрепление навыка точного воспроизведения слоговой структуры на материале чистоговорок, стихотворений и других текстов.
В основу подбора речевого материала для игр и упражнений положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности.
Работу по формированию слоговой структуры слова сопровождала обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяла и активизировала словарь. Включала в работу следующие игры: «Чего не стало?» (Образование существительных единственного и множественного числа); «Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного); «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом); «Скажи наоборот» (слова с противоположным значением); «Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др.
Слова каждой слоговой сложности вводила только после усвоения предыдущих слов. При подготовке текстового материала использовала следующие пособия: «Работа логопеда с дошкольниками» С. Е. Большаковой, «Слоговая структура слова» А. С. Четвертушкиной, «Логопедия 550 игр» И. Лопухиной.
В заключительном блоке закрепляла навыки точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. Дети составляли рассказы по опорным словам, описывали предметы, пересказывали предложенные тексты, составляли рассказы по плану, диалоги на заданную тему, рассказы из опыта.
В конце второго года обучения было проведено итоговое обследование слоговой структуры слова и получены следующие результаты:
• у 87% детей сформированность слоговой структуры слова достигла высокого уровня, 13% вышли на средний уровень;
• все выпускники успешно прошли школьное собеседование при поступлении в 1 класс;
• 100% детей не имеют комплексов устных ответов перед аудиторией, обучены чтению слогов, слов, коротких рассказов;
• наши выпускники легче воспринимают материал, связанный со звуковым анализом и синтезом, слогоделением, словесным ударением;
Таким образом, результаты коррекционного обучения свидетельствуют о том, что у детей сформирован соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети научились проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко- слогового состава слов различной сложности. Все это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.