Лучший педагог года

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Анастасия Калашникова
Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр

Ребенок, впервые переступивший порог детского сада, уже может говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения мыслей, впечатлений, чувств: для этого ему не хватает слов.

Актуальность темы обусловливается потребностью своевременного овладения дошкольником речью. Одно из направлений развития ребенка это развития правильной речи у детей младшего дошкольного возраста, в том числе формирования словаря.

Публикация «Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» размещена в разделах

Словарь – один из компонентов речевого развития ребенка. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следовательно, и общему развитию ребенка. И наоборот, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития. Своевременное развитие словаря – один из важнейших факторов подготовки детей к школе.

Важным условием формирования словаря дошкольника является выбор эффективных, целесообразных методов и приёмов, а также форм осуществления данной работы воспитателями.

Одним из эффективных средств формирования словаря детей младшего дошкольного возраста выступают дидактические игры, которые направлены на развитие смысловой стороны слова.

Проблема исследования - при каких условиях формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр будет успешным?

Цель исследования – теоретическое обоснование и проверка на практике условий развития словарного запаса с помощью дидактических игр у детей младшего дошкольного возраста.

Словарная работа – неотъемлемая часть занятий по развитию речи и художественной литературе. Обогащение, уточнение и активизация словаря осуществляются практически во всех видах детской деятельности: бытовой, игровой, учебной.

В словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова. Наиболее эффективный метод словарной работы с детьми раннего возраста - дидактические игры.

Дидактические игры и упражнения как игровой метод развития словаря детей младшего дошкольного возраста рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

Дидактические игры и упражнения как форма обучения детей младшего дошкольного возраста содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Педагог одновременно является и учителем и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя – учатся.

Подбор материала для дидактических игр должен определяться задачами словарной работы. Для активизации бытового словаря подбирают игрушки или картинки, изображающие предметы быта, для активизации природоведческого словаря – природный материал (листья, овощи, фрукты, животные, птицы). Одним из условий четкого руководства играми является определение перечня слов, подлежащих усвоению.

Для формирования словаря используются дидактические игры разных видов: игры с предметами (игрушками, природным материалом и пр., настольные печатные игры и словесные игры.

Содержание дидактических игр определяется программой под редакцией Н. Е. Вераксы "От рождения до школы", оно связано с содержанием непосредственно образовательной деятельностью и наблюдениями.

Таким образом можно сделать вывод, что эффективное развитие словаря детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр обеспечивается реализацией следующих путей:

• подбор дидактических игр в соответствии с особенностями речевого развития детей;

• целенаправленное использование дидактических игр на речевых занятиях;

• использование дидактических игр в индивидуальной работе в утренние часы с целью уточнения и активизации словаря детей.

Дидактические игры играют большую роль в формировании словаря у детей младшего дошкольного возраста. Именно в дидактической игре ребенок получает возможность совершенствовать, обогащать, закреплять, активизировать словарь.

Именно в игре взрослый закрепляет и уточняет словарь детей, упражняет в составлении высказываний, развивает объяснительную речь.

Дидактическая игра является широко распространенным методом словарной работы с детьми дошкольного возраста.

Cписок использованных источников

1. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей 3-7 лет / А. Г. Арушанова. – Москва : Детство Пресс, 2014. – 125 с. – Текст : непосредственный.

2. Бородич, А. М. Методика развития речи детей / А. М. Бородич. – Москва : Просвещение, 1981. – 256 с. – URL: http://www.pedlib.ru/Books/5/0174/index.shtml?from_page=160. – Режим доступа: Электронная библиотека Pedlib.ru. – Текст : электронный.

3. Логинова, В. И. Формирование словаря. Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада. / под ред. Ф. А. Сохина. – 2-е изд., испр. – Москва : Просвещение, 1979. – 223 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/1/0265/1_0265-1.shtml. – Режим доступа: Электронная библиотека Pedlib.ru. – Текст : электронный.

4. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 9-е изд., стереотип изд. – Москва : Мозаика-Синтез, 2014. – 368 с. – Текст : непосредственный.

Публикации по теме:

Формирование сенсорной культуры у детей младшего возраста посредством дидактических игр Хочу поделиться опытом работы по теме «Использование дидактических игр для развития сенсорной культуры у детей младшего возраста» (На примере.

Положительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возрастаПоложительное влияние дидактических игр на развитие детей младшего дошкольного возраста Мир входит в жизнь детей постепенно. Интерес к познанию реального мира становится значимым для ребенка с 3-4 летнего возраста. Удовлетворить.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Картотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «На лесной полянке» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию цикл игр с методическим материалом "На лесной полянке", для младших дошкольников. Игры направлены на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Картотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возрастаКартотека дидактических игр «Осенние листочки» для детей младшего дошкольного возраста Представляю вашему вниманию несколько дидактических игр для детей младшего дошкольного возраста с осенними листьями, цель игр развитие сенсорных.

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчестваПриобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры средствами устного народного творчества Проблема приобщения детей к культурно-историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителямиРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами трудовой деятельности. Работа с родителями Развитие речи всегда красной нитью проходит через все образовательные области. Захватывает оно и познавательное развитие, а в моем случае,.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование словаря у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактических игр
Опубликовано: 10 апреля 2022 в 15:56
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД