Елена Крячкова
Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд тема и Цель:совершенствование знаний педагогов района о содержании и условиях организации воспитательно-образовательной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях по формированию социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в свете требований ФГОС ДО, обмен опытом работы с ДОУ района.
2 слайд:
Социально-коммуникативная компетентность – это готовность субъекта получать в диалоге необходимую информацию, представлять и отстаивать свою точку зрения на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей, соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу.
Публикация «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Развитие социально-коммуникативной компетентности дошкольников - важная социальная и психолого-педагогическая проблема.
Взаимодействие и общение со взрослыми и сверстниками является важнейшим фактором, во многом определяющим развитие ребенка как человека общественного. Это взаимодействие является исходным моментом формирования социальных связей и определяется как способ осуществления социальных отношений в системе. Формирование этой способности — важное условие нормального психологического развития ребенка, а также подготовки его к успешному обучению в школе и к дальнейшей жизни.
3слайд: Основные направления в образовательной работе по социальному развитию дошкольников по программе «Развитие» Л. А. Венгера:
• Развитие игрового взаимодействия дошкольников;
• Общение со сверстниками;
• Взаимодействие дошкольников в НОД;
• Усвоение социальных норм и правил;
Определяющий характер взаимоотношений ребенка со взрослыми и другими детьми - личностно-ориентированная модель воспитания, предполагающая уважение к ребенку, создание доброжелательной атмосферы сотрудничества детей в группе, ориентация детей на общечеловеческие ценности.
Развитие собственной активной позиции у ребенка обеспечивается предоставлением ему инициативы в самых разных видах деятельности, и, прежде всего в игре.
4 слайд:
Введение ФГОС дошкольного образования определяет характер взаимодействия взрослых и детей как - личностно-развивающий и гуманистический;
Выделяет основные принципы дошкольного образования,
направленные на формирование личностных качеств дошкольника и его адаптацию к социуму :
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
учёт этнокультурной ситуации развития детей;
5. слайд: ФГОС дошкольного образования изменяет представления о содержании и условиях реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
Содержание направлено:
на присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка с взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания;
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками;
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках;
формирование основ безопасности в быту, социуме, природе.
6. слайд: Требования к условиям реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» :
1. Использование в образовательной работе с дошкольниками возростосообразных видов деятельности :
• игровая;
• коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками);
• познавательно-исследовательская;
• восприятие художественной литературы и фольклора;
• самообслуживание и элементарный бытовой труд;
• конструирование;
• изобразительная;
• музыкальная;
• двигательная.
Организация социокультурной развивающей предметно-пространственной среды, способствующей развитию самостоятельности, умения делать выбор, ответственности, самопознания, самоизменения детей; обеспечивающей возможности общения и совместной деятельности детей и взрослых, во всей группе и в малых группах, а также возможности для уединения. -
2. РППС должна быть:
• Содержательно-насыщенной,
• Трансформируемой,
• Полифункциональной;
• Вариативной;
• Доступной;
• Безопасной
7. слайд: Требования ФГОС ДО к основным компетенциям педагога :
* обеспечение эмоционального благополучия ребёнка;
* поддержка индивидуальности и инициативы детей;
* установление правил поведения и взаимодействия с детьми в разных
ситуациях;
* построение развивающего образования, ориентированного на зону
ближайшего развития каждого воспитанника;
* организация сотрудничества с родителями воспитанников.
Инновационные формы работы с родителями :
• Совместные образовательные проекты, а также (семейные и межсемейные);
• Вечера вопросов и ответов;
• Родительские гостиные;
• Тренинги по запросам родителей;
• Клубы по интересам;
• Родительские конференции;
• Совместное творчество родителей, детей и педагогов;
• Творческие выставки и фотовыставки;
• Тематические вечера;
• Викторины;
• Спортивные соревнования;
• Видеоинтервью и тематические мультимедийные презентации;
• Выпуск семейных газет;
• Изготовление авторских тематических книжек-малышек;
• Совместное создание мини-музеев.
11. слайд: Формирование социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста возможно, при соблюдении следующих организационно-педагогических условий:
• Создание атмосферы доброжелательности, взаимопонимания и любви;
• Обучение умению слушать и слышать другого;
• Развитие умения использовать мимику, пантомимику и голос в общении;
• Развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях;
• Обучение умению использовать формулы речевого этикета адресовано и мотивировано;
• Воспитание доброжелательного отношения к сверстникам;
• Формирование чувства симпатии между участниками общения;
• Объяснение детям, что неосторожно сказанное слово ранит, не менее больно, чем действие;
• Обучение умению детей владеть собой;
• Развитие умения анализировать ситуацию.
• Целенаправленное формирование у детей коммуникативных навыков.
12. слайд: ФГОС направлен на повышение качества и статуса дошкольного образования что соответственно, предусматривает профессиональное развитие педагогических работников, повышение их профессиональных и личностных компетенций.
Меняется мир, изменяются дети, что, в свою очередь, выдвигает новые требования к квалификации педагога. Педагог должен постоянно самосовершенствоваться.
15. слайд: Связь с социумом
17. слайд: Социальное развитие дошкольников к 7 годам по программе «Развитие» Л. А. Венгера:
* В игровом взаимодействии дошкольников - развитие сотрудничества
в игровых действиях;
• В общении со сверстниками - избирательное и устойчивое взаимодействие с детьми, внимателен к собеседнику, даёт более точные сообщения сверстнику. Грамотно использует все части речи, строит сложные предложения.
• Взаимодействие дошкольников в НОД – ребёнок участвует в коллективном создании замысла;
• Усвоение социальных норм и правил - регулирует своё поведение усвоенными нормами и правилами, отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и взрослыми.
18. слайд: Требования к результатам (Целевые ориентиры) :
ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, и др. ; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения;
может контролировать свои движения и управлять ими;
ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт;
ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
19. слайд: Рекомендуемые инновационные формы работы с детьми по «Социально-коммуникативному развитию» по ФГОС :
Младший дошкольный возраст
• Вариативная организация игр-экспериментов и игр-путешествий предметного характера с детьми как основных методов воспитания;
• Организация сюжетных игр;
• Организация моментов радости, связанных с культурно-гигиеническими навыками и навыками ЗОЖ;
• Простейшие поисковые и проблемные ситуации;
• Игры с моделированием;
• Литература и игра (чтение);
Средний дошкольный возраст
• Организация сюжетно-ролевых игр;
• Вариативная организация игровых проблемных ситуаций, игровых поисковых ситуаций, усложняющихся игр-экспериментирований и игр-путешествий, игр-этюдов.
• Введение в процесс воспитания простейших ситуационных задач.
• Беседы и совместная познавательная деятельность воспитателя и детей с элементами игры
20 . слайд: Старший дошкольный возраст
• Ситуационные задачи, их широкая вариативность.
• Использование метода проектов.
• Использование метода коллекционирования.
• Использование театрализованной деятельности.
• Использование литературно-игровых форм (сочинение с детьми загадок, стихотворные игры, сочинение с детьми лимериков (форма коротких стихов)
• Самостоятельная деятельность детей.