МААМ-картинки

Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы

Наталья Евстифеева
Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы

Главное в этом мире не то, где мы стоим,

а то, в каком направлении движемся.

О. У. Холмс

Профессиональное самосовершенствование значимо в любой сфере человеческой деятельности. Но трудно отыскать профессию, где бы оно играло столь существенную роль, было бы таким естественно необходимым, как педагогическая. И не только потому, что развиваются науки, к основам которых воспитатель, учитель приобщает детей, изменяются программы образования, их концепции… Постоянная работа педагога над своим собственным развитием чрезвычайно важна и в силу особенности, специфики педагогической деятельности, основного предмета её – развивающегося ребёнка.

Публикация «Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы» размещена в разделах

Работающему над своим профессиональным ростом воспитателю легче «зажечь», возбудить интерес к познанию нового, к самостоятельному приобретению знаний не только у своих воспитанников. Ему легче удаётся вызвать желание у их родителей приобщиться к психолого-педагогической культуре, овладеть гуманистическим подходом к ребёнку, обрести в их лице союзников, партнёров в воспитательно-образовательном процессе.

Психолог может реализовать различные формы работы с коллективом детского сада, способствующие повышению психологической культуры педагогов, улучшению их эмоционального состояния, снятию напряженности, усилению внимания к психологическим аспектам работы с детьми, выявлению наиболее сильных сторон каждого воспитателя и помощи ему так спланировать работу с детьми, чтобы эти стороны выдвинулись на первый план. Это принесет несомненную пользу как самому воспитателю, повысив его самооценку и создав возможность раскрытия собственного творческого потенциала, так и детям.

Наше образовательное учреждение было открыто в 2010 году. В коллективе тогда было много начинающих педагогов, причем далеко не все они являлись молодыми выпускниками ВУЗов и педучилищ. Основную массу педагогов ДОУ составляли учителя-предметники, никогда (или давно и мало) не работавшие не только в детском саду, но и в школе.

Для решения проблемы повышения психологической культуры педагогов и помощи воспитателям в вопросах профессионального и личностного самосовершенствования, саморазвития, самовоспитания и самообразования была выбрана такая форма работы, как клуб. Клуб получил название «МоПед» (молодой педагог).

Программа работы клуба рассчитана на два года, она состоит из 7-ми разделов, включающих в себя 30 занятий:

1. Приемы и методы развития познавательных процессов.

2. Методы регуляции психических состояний. Управление стрессом.

3. Профилактика профессионального выгорания педагога.

4. «Педагогическое общение».

5. Профессиональное самосовершенствование.

6. Методы арт-терапии в работе с детьми.

7. Работа с детьми с ОВЗ и детьми «группы риска».

Форма проведения : групповые занятия по 60 минут 1-2 раза в месяц.

Форма занятий : каждое занятие состоит из 3-х частей: разминка (5 минут, основная часть (45 минут) и заключительная часть (10 минут).

Цель разминки: создание положительного настроя в группе, раскрепощение участников и отработка незамедлительной реакции свободного творчества. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами, игры на сближение.

Основная часть. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, проведение диагностики и её интерпретация, элементы тренинга поведения, лекции, беседы и т. д.

Цель заключения: создание чувства принадлежности к группе, закрепление положительных эмоций (ритуал прощания).

Приветствие и прощание носят ритуальный характер.

Для оценки результативности программы использовались методика «ХиМ», предложенная Т. Баевой и Е. Кившик, анализ эссе, основанном на рефлексии, членов клуба «МоПед» и объективные показатели роста профессионального мастерства педагогов.

При анализе результатов, полученных с помощью методики «ХиМ» мы пришли к выводу, что среди воспитателей, освоивших программу клуба, увеличилось количество педагогов, уважительно относящихся к педагогическому труду, ставящих перед собой высокие цели, считающих, что коллеги и воспитанники ценят их как профессионалов. Особенно радует и обнадёживает тот факт, что почти в пять раз выросло число педагогов, находящихся в самооценочной позиции «могу и хочу работать».

Нами был произведён анализ рефлексивных сочинений педагогов, посетивших занятия клуба. Большинство педагогов говорят о том, что на начальном этапе испытывали серьёзные трудности во взаимоотношениях с другими членами коллектива, «были замкнутыми», «не умели и боялись выражать свои чувства», «не могли, да и не хотели выделять время для саморазвития», «погрязли в бытовых проблемах», не умели применять на практике знания в области психологии, испытывали потребность в актуализации таких знаний.

После посещения занятий в клубе «МоПед» педагоги стали «всё чаще задумываться о своем месте в коллективе», научились «примерять на себя новые роли», «смотреть на себя глазами детей и коллег», сумели «увидеть себя в массе других», научились «выражать свои мысли», перестали стесняться своих чувств, «тщательнее стали анализировать свои поступки в отношении детей», начали применять на практике свои знания в области психологии, стали «более организованными, научились правильно распределять своё время, ценить его».

Некоторые педагоги даже отмечают, что «осознали важность профессионального роста и саморазвития». Практически все пишут о том, что клуб – прекрасная возможность пообщаться с коллегами в неформальной обстановке, «отдохнуть, отстраниться от повседневных проблем».

Таким образом, проведя анализ эссе, написанных по нашей просьбе членами клуба, мы пришли к выводу, что прослеживается положительная динамика в развитии у педагогов психологической культуры, происходит активизация их стремления к самопознанию, саморазвитию и самовоспитанию, которые являются, в свою очередь, основными формами процесса самосовершенствования.

Объективными показателями роста профессионального мастерства педагогов нашего ДОУ, являются результаты аттестации, фронтального контроля, увеличение количества воспитателей, выражающих желание учувствовать в различных конкурсах. Наши педагоги активно принимают участие в конференциях, городских методических мероприятиях. Самые активные члены клуба трижды (в 2013, 2018 и 2023) занимали первые места в городском и региональном конкурсах «Воспитатель года».

Клуб «МоПед» в нашем образовательном учреждении первый раз работал в 2013-2015 годах, потом, в связи с приходом в наш педагогический коллектив значительного числа новых педагогов, был проведен повторно в 2017-2019 годах, сейчас идет уже третий цикл работы клуба. Тематика занятий, их количество, продолжительность и порядок проведения может незначительно меняться в связи с запросами членов клуба, администрации и меняющейся ситуацией в обществе. Например, педагоги, посещающие заседания клуба в данный момент, самостоятельно ищут информацию, дополняющую предлагаемый психологом материал и делятся ею с коллегами. Несмотря на то, что первоначально программа клуба была рассчитана на молодых и начинающих педагогов, практика показывает, что клуб с удовольствием посещают и педагоги со стажем.

Часто процесс самосовершенствования у педагогов на этапе включения в клубную работу носит хаотичный характер, происходит на уровне эмоций, поэтому нашей основной задачей на этапе завершения работы становится создание примерных программ самообразования, которыми педагоги могли бы воспользоваться при разработке плана-проекта своего профессионального роста (опираясь на рефлексивно-деятельный подход).

Публикации по теме:

Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников средствами экспериментирования Паспорт методической практики. Название методической практики: «Формирование предпосылок естественнонаучной грамотности у старших дошкольников.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Формирование трудовых навыков детей средствами экологии Труд является важным средством воспитания детей дошкольного возраста. В детском саду процесс воспитания организовывается так, чтобы дети.

Книга памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работыКнига памяти «Наследники Победы». Патриотическое воспитание дошкольников средствами музейной педагогики. Из опыта работы В нашем ДОУ существует музей «Родничок» и уже на протяжении нескольких лет в изостудии оформляется экспозиция ко Дню Победы. Посетить.

Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться»Конспект тренинга по профессиональному выгоранию педагогов в ДОУ «Мы умеем общаться» Форма организации: групповая (15 педагогов, круглый стол. Цель: оптимизация общеколлективной деятельности педагогов по решению конфликтных.

Консультация для педагогов «Развитие логического мышления у дошкольников средствами логико-математических игр» Зачем ребенку логика? Дело в том, что в каждом возрасте создается определенный «этаж», на котором формируются психические функции организма.

Консультация для педагогов «Развитие геометрических представлений у дошкольников средствами геометрической мозаики»Консультация для педагогов «Развитие геометрических представлений у дошкольников средствами геометрической мозаики» В дошкольном возрасте игра имеет огромное значение в жизни маленького ребёнка. Потребность в игре у детей занимает значительное место и.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн»Консультация для педагогов «Развитие связной речи средствами применения технологии «Синквейн» Педагоги с большим стажем работы в дошкольных учреждениях замечают, что последние годы отмечается замедленный темп развития связной речи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование стремления к профессиональному и личностному самосовершенствованию педагогов средствами клубной работы
Опубликовано: 12 августа 2023 в 11:09
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД