Папки-передвижки

Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

Тамара Пугачёва
Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»

УДК 373.2

ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Пугачёва Тамара Евгеньевна,

МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида Структурное обособленное подразделение «Улыбка», воспитатель

Статья посвящена рассмотрению проблемы формирования толерантности у детей дошкольного возраста. На основе анализа психолого-педагогических исследований были описаны и обоснованы пути формирования толерантности у детей дошкольного возраста, составлен перспективный план по воспитанию толерантности у детей старшей группы и разработан проект «Народы России».

Публикация «Опыт работы „Формирование толерантности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Ключевые слова: социокультурная толерантность, дошкольный возраст.

В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Её актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение общества по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. Остро обозначается сегодня проблема толерантности в семье. Наблюдается низкий уровень этнического самосознания современных родителей.

Сегодня все большее распространение в детской среде получают недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Причин этому много. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм все чаще проникают в нашу жизнь через средства массовой информации. Как-то все каналы телевидения облетели кадры, где дети исламского государства, берут в руки оружие, а взрослые им говорят, как надо убивать. В детских садах и школах Украины так же стараются внушить, что русские их враги. Поэтому воспитывать детей в духе толерантности нужно начинать с дошкольного возраста.

Что такое социокультурная толерантность? Это уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры, истории и ценностей других народов.

Современные дети развиваются в многонациональной культурной среде. Воспитание терпимости к другим, чьи вкусы, привычки, взгляды отличаются от собственных, поможет дошкольникам найти общий язык не только со сверстниками, педагогами, родителями, но и с представителями других культур. В детском саду часто используются понятия: дружба, сострадание, любовь, понимание, которые в свою очередь и являются компонентами толерантности.

В настоящее время детские сады посещают дети разных национальностей, поэтому необходимо в каждом дошкольном учреждении создать условия для успешного вхождения в жизнь детей разных национальностей, детей с ограниченными возможностями, детей, не посещающих детский сад по другим причинам, с тем, чтобы обеспечить право каждого ребенка на качественное образование при полном уважении его культурной самобытности, тем самым формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть. Это и будет являться главной целью по формированию толерантности у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели решаются следующие задачи:

- дать представление о понятии толерантность, об уважении и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

- формировать положительный опыт общения в многонациональной социальной среде;

- формировать у детей патриотические чувства, гордость за малую Родину;

- развивать бережное отношение к достопримечательностям, культуре других народов, природе);

- стимулировать проявление любознательности к народам разных государств;

- способствовать развитию положительных эмоций путем общения

- обеспечить нравственное воспитание детей дошкольного возраста;

- воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, к родному краю;

- воспитать уважение к людям разных национальностей и к родной культуре.

Работа проводиться по основным направлениям:

- позитивное отношение к людям с ограниченными возможностями, разной национальности, вероисповедания;

- формирование навыков коммуникации;

- развитие толерантного самосознания у родителей и педагогов;

- изучение национальных особенностей других народов.

Реализация задач формирования у дошкольников толерантности основывается на принципах ФГОС, главным из которых является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Реализация обозначенной цели возможна при условии правильного подбора содержания взаимодействия педагога с детьми.

Планирование работы с детьми по данной теме представляет реализацию задач через разнообразные виды детской деятельности, в ходе которых закладываются основы социокультурной толерантности у дошкольников.

Используются следующие формы работы : режимные моменты, игровая деятельность, непосредственно-образовательная деятельность, проведение праздников с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира, а так же театрализованная деятельность.

Разработаны конспекты интегрированных мероприятий: «Путешествие в страну толерантности», «Мы - жители планеты Земля». Сценарии праздников и развлечений: «День толерантности», «Масленица» и др.

Формирование понятия «толерантности» осуществляется через ведущую деятельность дошкольников – игру. Через игру ребенок осваивает и познает мир.

Играя в сюжетно-ролевые игры «Семья», «Детский сад» у детей формируются способы социального поведения, доброжелательного и заботливого отношения к членам семьи, к сверстникам.

В игре «Путешествие по странам» у детей закрепляется понятие о том, что люди не похожи друг на друга, но все они равны, воспитывается чувство уважения к различным расам на земле.

С помощью дидактических игр «Все мы жители России», «Найди по описанию» дети знакомятся с традициями и обычаями народов России, с особенностями национального костюма, его историей.

Воспитание симпатии, дружеского отношения к другим народам происходит в процессе подвижных игр: «Гори, гори ясно» - русская народная игра, «Раю, раю» - мордовская игра, «Бум урьш - татарская игра», и др.

Детям можно предложить игры и упражнения, направленные на:

- развитие навыков общения;

- развитие чувства близости с другими детьми;

- развитие умения понимать настроение окружающих;

- развитие умения соблюдать дистанцию в общении;

- проявление чувства милосердия, сострадания к другим людям.

С детьми обсуждать и проигрывать ситуации, направленные на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах и на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.

Большой помощник в воспитании «Толерантности» – сказка. Через сказочные образы ребенок получает представления о справедливости, честности, жалости. В каждой сказке есть доброта и привычка выручать друг друга из беды, в сказках добро всегда побеждает зло.

При обсуждении сказки «Гадкий утёнок», дети учатся быть добрыми в любой ситуации. Несмотря на унижение, изгнание, одиночество, утёнок остался добрым.

Сказка «Отец и Сыновья» помогает детям жить дружно, не ссориться.

Вспоминая сказку «Карлик нос», мы учимся уважать друг друга, не смеяться над теми, кто имеет странную внешность.

Очень большую роль играют тематические недели:

Неделя Дружбы, где в течение недели можно проводить беседы о дружбе народов разных стран, дидактические игры, организовать выставку детских работ «Мы такие разные, но мы дружим».

Неделя Доброты: Всю неделю вместе с воспитанниками можно размышлять о доброте, об уважении, о любви, о милосердии, читать сказки пословицы и поговорки, играть в сюжетно-ролевые игры, создать копилку добрых дел. И, наверняка, теперь каждый ребёнок поймёт, чтобы поверить в добро, надо начать его делать.

Большое значение имеет работа с психологом. Применяя методики К. Маховера «Рисунок человека», Проективный тест «Лесенка», можно оценить личность ребёнка и получить данные о его взаимоотношениях с окружающими людьми. При помощи методики «Два домика» выявить характер отношений со сверстниками, их симпатии и антипатии к членам группы и др.

Если проводить работу в системе, то у детей проявится высокая социальная активность, сопереживание, способность взять на себя ответственность за происходящее. Заметно изменятся взаимоотношения детей, они станут проявлять большее внимание друг к другу.

Активная плодотворная работа позволяет воспитывать свободную, творческую личность способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

В. В. Путин подчеркивает, что «взаимодействие разных культур является многовековой традицией нашей общественной и государственной жизни, а национальное многообразие народов России подлинным богатством страны».

Наш детский сад полностью поддерживает деятельность, направленную на утверждение культуры мира и толерантности как необходимых условий диалога цивилизаций.

Список используемой литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, 05.04.1995, № 67, ст. 30.

2. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, № 53, ст. 7598.

4. Абакумова И. В. О становлении толерантной личности в поликультурном образовании // Вопросы психологии. – 2003. – №3. – С. 78-82.

5. Асмолов А. Г. Историческая культура и педагогика толерантности // Мемориал. –2001. №24. – С. 61-63.

6. Асмолов А. Г. О смыслах понятия толерантность // Век толерантности : Научно-публицистический вестник. – 2001. – № 1. – С. 8-18.

7. Макарова Т. В. Толерантность и правовая культура дошкольников : методические рекомендации / Т. В. Макарова, Г. Ф. Ларионова. – М. : ТЦ Сфера, 2008. – 80 с.

8. Маралов В. Г. Основы самопознания и саморазвития / В. Г. Маралов. – М. : Академия, 2004. – 256 с.

9. Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности / Е. Ю. Клепцова. – М. : Академический проект, 2004. – 177 с.

10. Глебкин В. В. Толерантность и проблема понимания // На пути к толерантному сознанию : Смысл. – 2000. – № 1. – С. 8-17.

11. Глухов В. А. Психология толерантности // Вестник регионального образования. – 2002. – № 5. – С. 42-46.

12. Риэрдон Бетти Э. Толерантность - дорога к миру / Э. Риэрдон Бетти. – М. : Бонфи, 2001. – 304 с.

Публикации по теме:

Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа»Опыт работы «Приобщение детей дошкольного возраста к языковой культуре и традициям мордовского народа» 21 ноября 2019 г. в МБДОУ "Атяшевский детский сад №2" проходило МО педагогических работников ДОУ. Тема МО "Этнографическое воспитание дошкольников.

Из опыта работы «Формирование у детей дошкольного возраста интереса к здоровому образу жизни через проектную деятельность» В связи с принятием Федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» перед педагогами всех уровней ставятся новые задачи,.

Опыт работы по теме «Приобщение к народной культуре детей младшего и среднего дошкольного возраста» Народное искусство, включая все его виды, обладает большими воспитательными возможностями. Оно позволяет приобщать детей к духовной культуре.

Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения»Опыт работы «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ правил дорожного движения» Проблема: Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»Опыт работы по теме: «Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ» Сегодня я представляла свой опыт работы по теме:«Музейная педагогика как средство личностного воспитания детей дошкольного возраста в ДОУ»,.

Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы)Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста (из опыта работы) Уважаемые друзья и гости моей странички! В своей работе большое внимание я уделяю формированию здорового образа жизни детей посредством.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть) Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. (Опыт работы 3 часть). Дети 6 - 7 лет умеют устанавливать причинно.

Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть)Самоанализ по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста (Опыт работы. Продолжение. Вторая часть) Большое внимание уделяла в создании самых необходимых условий для жизни и воспитания детей. В создании благоприятной атмосферы и внедрении.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 28 июля 2019 в 20:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД