Ирина Волынская
Формирование у детей правил безопасного поведения в быту, в социуме и в природе
▼ Скачать + Заказать документы
С ранних лет необходимо формировать у детей сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности, безопасности окружающих и среды обитания, воспитывать культуру безопасности. Уже на этапе дошкольного детства дети должны осознать ценность жизни во всех ее проявлениях, получить представления об источниках опасности, причинах возникновения опасных ситуаций, средствах их предупреждения и преодоления, приобрести первый опыт противодействия вредным и опасным факторам жизнедеятельности, овладеть навыками безопасного поведения в быту, на улице, в природе, во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.
Публикация «Формирование у детей правил безопасного поведения в быту, в социуме и в природе» размещена в разделах
- Безопасность на природе, в лесу
- Правила поведения в природе
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цель работы по развитию навыков безопасного поведения - формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)
Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:
• – формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;
• – приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
• – передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;
• – формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.
Реализация цели осуществляется через все модели образовательного процесса:
- в совместной образовательной деятельности взрослого с детьми,
- совместной деятельности взрослого с детьми осуществляемой в ходе режимных моментов,
- в свободной самостоятельной деятельности детей
- и во взаимодействии с родителями.
Содержание работы в данном направлении включает в себя :
• 1 раздел. Безопасность собственной жизнедеятельности.
• 2 раздел Бережём своё здоровье
• 3 раздел Безопасность на улицах города
• 4 раздел Безопасный отдых на природе
Такие разделы позволяют охватить все стороны окружающего мира ребенка и реализовать поставленные цели и задачи.
Безопасность собственной жизнедеятельности включает в себя
•Взаимная забота и помощь в семье
•Опасные предметы
•Опасные ситуации дома
•Один дома
• Если ребенок потерялся
• Осторожно! Электроприборы
• Огонь – это очень опасно
• Правила поведения при пожаре
• Конфликты и ссоры между детьми
Бережём своё здоровье
• Как устроен мой организм
• Соблюдаем режим дня
• Ценности здорового образа жизни
• О профилактике заболеваний
• Навыки личной гигиены
• Поговорим о болезнях
• Врачи – наши друзья
О роли лекарств и витаминов и др.
Безопасность на улицах города
•Правила безопасного поведения на улицах
•Устройство проезжей части
•«Зебра», светофор и другие дорожные знаки для пешеходов и водителей
•О работе ГИБДД
• Правила поведения в транспорте
Безопасный отдых на природе
• Правила поведения на природе
• Опасные насекомые
• Ядовитые растения
• Не все грибы съедобны
• Правила поведения при грозе
• Правила поведения при общении с животными
• Бережное отношение к живой природе
• В природе все взаимосвязано
• Помощь при укусах
Освоение образовательной области «Безопасность» в дошкольном возрасте осуществляется в разнообразных формах.
Формы образовательной деятельности
• Рассказ, беседа, чтение, ситуативный разговор
• Показ, объяснения, обучение, напоминание
• Решение проблемных ситуаций
• Личный пример
• Отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций.
• Игры и игровые ситуации (сюжетные, с правилами, театрализованные)
• Этюды и постановки.
• Наблюдение, экскурсия и др.
Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме является сочетание разнообразных видов детской деятельности: игровой, художественной, познавательной, коммуникативной, а также использование традиционных и инновационных форм и методов работы, позволяющих сформировать у дошкольников знания о правилах поведения, воспитать положительное отношение к необходимости соблюдения мер предосторожности. К ним относятся: беседы с участием персонажей, ситуационно-имитационное моделирование, использование заранее спланированной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, а также игры-соревнования, создание развивающей среды по данной области, привлечение родителей, организация совместной деятельности детей и взрослых.
Обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога, совместного познания, открытия, удивления.
Для того, чтобы помочь дошкольникам увидеть реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, понимать к чему может привести нарушение установленных правил и норм, очень важно использовать специально подобранные произведения детской художественной литературы. Художественное слово всегда заставляет ребенка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать ее и оценить поступки героев. Поэтому в работе с дошкольниками по ознакомлению с правилами безопасного поведения используются такие приемы, как чтение рассказов и стихотворений с анализом поступков героев, фрагмент рассказа как иллюстрация к определенной опасной ситуации, анализ произведения с целью самостоятельного выделения детьми мер предосторожности.
Чтобы детям было проще запомнить жизненно важные правила безопасности, используйте зарифмованные фразы для заучивания их наизусть, например:
«Если дома появился сильный дым,
Ты не прячься, позвони по (01)» и т. п.
Восприятие рифмованных правил вызывает эмоционально положительную реакцию у детей. Динамика, ритм, непосредственность коротких стихотворений способствует тому, что дети легко запоминают их, употребляют в разговорах.
Выбрав тему для беседы с ребенком, постарайтесь придерживаться следующей структуры своего рассказа:
• — об источниках опасности;
• — о возможных угрожающих ситуациях;
• — о мерах предосторожности при обращении с потенциально опасными предметами быта;
• — о способах элементарной помощи при ранах и действиях в некоторых опасных ситуациях.
Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей, приобщению их к правилам безопасного поведения в детском саду, дома, на улице и в природе в нашем детском саду систематически ведётся работа по созданию, пополнению и обновлению развивающей среды.
К созданию развивающей среды привлекаются все субъекты образовательного процесса. Сотрудники детского сада в тесном сотрудничестве с родителями оборудуют центры безопасности, сюжетно-ролевых, строительных игр, науки. Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить им “зону ближайшего развития”, поэтому деятельность по обогащению среды происходит на глазах детей и с их посильным участием. Вместе с детьми создан макет улицы и дороги. Изготовлен материал к сюжетно-ролевым, подвижным, спортивным играм, играм-драматизациям, играм-тренингам. При оформлении мы учитываем, что ребёнок быстрее запомнит яркое, интересное, необычное. Создана картотека различных по тематике, содержанию и характеру игр. Подобран наглядно-дидактический материал, сюжетные и предметные картины, плакаты для формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности. В соответствии с темой образовательной деятельности составлена картотека дидактического материала, необходимого для ее проведения. Сформирован консультационный, наглядный материал для работы с семьёй по формированию у детей навыков безопасного поведения. Собрана коллекция агитационных и предупредительных листовок по соблюдению правил безопасного поведения на дороге, дома, в лесу.
В нашей работе мы часто используем раскраски по теме пожарная безопасность и безопасность дорожного движения.
Сначала мы рассматриваем иллюстрации, обсуждаем, делаем выводы, а затем ребята раскрашивают их.