Получи документы

Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством донского фольклора

Ольга Хренова
Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством донского фольклора

Дошкольное детство – это важный период в жизни ребёнка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле, представления о семейном укладе и родном крае. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать систему духовно-нравственного воспитания в детском саду, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития духовно здорового человека.

Публикация «Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством донского фольклора» размещена в разделах

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особую актуальность. И связано это, прежде всего, с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью пересмотра методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве современной России.

Актуальность выбранной темы очень точно подмечена в высказывании доктора педагогических наук Г. Н. Волкова: «Без памяти – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа как исторической общности».

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОСДО) одной из приоритетных задач является: объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

Наш детский сад является областной инновационной площадкой по реализации проекта «Приобщение дошкольников к ценностям донской культуры в условиях реализации ФГОС ДО». В рамках инновационной деятельности я являюсь автором долгосрочного проекта по приобщению детей к культуре донского края «Казачата».

Новизна и педагогическая целесообразность проекта заключается в использовании инновационных педагогических методик и технологий, что способствует новым возможностям в воспитании у дошкольников духовно-нравственных качеств, партнерскому взаимодействия ДОУ с семьёй через реализацию проектов. А также в разработке и апробации новой модели взаимодействия участников проекта по духовно-нравственному воспитанию и включение социальных партнёров.

Цель работы проекта «Казачата» : приобщать детей к истокам духовного фольклорного наследия Донского казачества.

Задачи работы:

1. Образовательные:

- Создавать условия по приобщению детей к истокам донского народного искусства, отражению полученных представлений в различных видах художественно-творческой деятельности.

- Расширять представления о своей Родине.

2. Воспитательные:

- Воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к народным традициям, приобщать детей к миру общечеловеческих ценностей.

3. Развивающие:

- Развивать творческий потенциал ребёнка через свободный выбор содержания музыкальной и театральной деятельности для создания пластических и инструментальных импровизаций, театрализованных постановок, народных казачьих песен.

Пути реализации долгосрочного проекта «Казачата» многогранны. Они включают в себя следующие этапы:

1 этап – создание условий для успешного знакомства с историей казачества. Разработка перспективного плана, основных направлений деятельности. Пополнение предметами быта мини-музея казачьего куреня. Сбор информации из разных источников (энциклопедия, печатные издания о жизни, обрядах, фольклоре казаков, интернет ресурсы и т. д., иллюстрации к песням, презентации, пошив костюмов, подбор и систематизирование нотного материала.

2 этап - накопление у детей музыкально-слухового, певческого, танцевального опыта, его расширение и обогащение в процессе реализации проекта. Воплощения знаний и умений в выступлениях перед родителями и сверстниками на утренниках, фольклорных праздниках, в театрализациях.

3. этап - организация условий для самостоятельного отражения результатов восприятия в различных видах деятельности: игровой, художественной, двигательной и т. д. Обобщение и трансляция опыта работы.

Большую роль в воспитании дошкольников играет фольклор. Фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Слово «фольклор» в переводе с английского означает «народная мудрость». В народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представления о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Благодаря донскому фольклору, в частности, казачьим песням и сказкам ребенок легче входит в окружающий мир, через сопереживание героям текстов песен, и сказочным персонажам, полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали. А ещё ребёнок на музыкальных занятиях, праздниках знакомится с обычаями, обрядами, – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.

Приобщение к национальным культурным ценностям происходит в процессе ознакомления с образцами песенного народного творчества, прежде всего на музыкальных занятиях. Разучивая казачьи песни, дети знакомятся с бытом, обрядами, традициями. Сравнивают «как было» и «как есть», «как нужно» и «как не нужно» поступать в определённых ситуациях. Во все времена у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями. Например, в песне «Ой, при лужку» дети знакомятся с укладом казаков, а в песне «В амбар за мукой» высмеивают лентяев. В походных песнях «Пчёлочка златая» и «Эх, донцы-молодцы» дети слышат печаль прощания с родным домом и одновременно боевой дух казачьей вольницы. Донской поэт Олег Аспидов так пишет о казачьей песне:

«Песня казацкая, песня родимая

Что ещё может сравниться с тобой

Ты красивее, чем трель соловьиная

Как не любить тебя всею душой!

Жизнь наших предков, жизнь боевую,

Ты, как художник, рисуешь собой,

Храбрость казачью, удаль лихую

Ты, как кобзарь, воспеваешь душой».

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию успешно использую информационно-коммуникационные технологии. Занятия или праздники с использованием ИКТ, не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и повышают творческий и интеллектуальный потенциал детей. Это способствует сильному эмоциональному воздействию на воспитанников.

Ещё один вид деятельности занимает особое место в жизни детского сада – это фольклорные праздники. На фольклорных праздниках дети не только знакомятся с традициями и обрядами, расширяют кругозор, получают знания об окружающем мире, формируют праздничную культуру, но и заряжаются жизненным оптимизмом. Фольклорные праздники задают особый ритм духовной жизни человека. Зимой мы отмечаем фольклорный праздник «Святки». Ряженые колядовщики обходят дома со звездой в руках с песнями и закличками. Придя в дом, здороваются, желают хозяевам хорошего урожая, счастья и добра. Следующий праздник - Масленица — один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Масленица имела другое название — проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны — всегда праздник. На нем дети знакомятся с традициями, историей народа, учатся взаимоотношениям между взрослыми и детьми.

Ещё одна традиция нашего детского сада, очень важная в формировании духовно-нравственных качеств – это театрализация казачьих сказок. Сказка пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает ребенку стать добрым, внимательным. Она знакомит с удивительным миром человеческих чувств, отношений, поступков, характеров, питает его душу и сердце. Так сказка превращается в чудесный источник духовного питания ребенка. Во время театрализаций любимые персонажи становятся предметом для подражания.

Так, например:

-в сказке «Тройная благодарность» казак, превозмогая боль ранения и течение быстрой реки, справляется с трудностями и извлекает урок, что от маленького добра бывает большая польза;

-сказка «Как казак Гаврила шёл на Дон батюшку»- учит смекалке и смелости;

-сказка «Казак и золотая рыбка»- высмеивает жадность;

- сказка «Казачья уха»- учит взаимовыручке, сплочённости и любви к ближнему.

Театрализация сказок на духовно-нравственную тематику позволяет детям уяснить, что такое добродетель, благочестие, бескорыстная любовь, милосердие, самопожертвование. Мы стараемся строить свою работу так, чтобы воспитанники восприняли сказку, как задачу для себя: искали решение вместе с главным героем и анализировали взаимоотношения персонажей.

Работа по духовно-нравственному воспитанию строится на принципах интеграции, что позволяет, используя различные виды деятельности добиться полного целостного восприятия изучаемого материала. Но нельзя себе представить организацию педагогического процесса без родителей наших воспитанников.

Семья играет центральную роль в сознании ребенка. Задача детского сада– помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, что именно родители ответственны за воспитание детей, и что семья для ребёнка - это мир, в котором закладываются основы воспитания. Стараюсь максимально привлечь родителей к педагогическому процессу. Предлагаю им исполнить роли на совместных праздниках, побуждаю к помощи по сбору предметов быта в мини-музей «казачий курень», к изготовлению панно и композиций на тему казачества, а также сбору старинных казачьих и русских песен. В моей практике произошё л такой случай: на занятии мы с детьми исполняли казачью песню, и выяснилось, что бабушка одной из воспитанниц поёт другой текст в этой же песне. Я предложила родителям написать текст их версии, выяснилось, что существует много разных вариантов исполнения. Мы посоветовались с ребятами и решили исполнять тот вариант, который принесла наша воспитанница. Как же горда была эта девочка за свою бабушку! Именно поэтому уделяется большое внимание работе с родителями. Это помогает укрепить статус семьи в духовном становлении детей.

Ключевым моментом в формировании духовно-нравственных качеств личности дошкольников является активное вовлечение детей в живую практику морально-этической жизни людей. Наш детский сад тесно сотрудничает с такими социальными партнёрами как МБУК ДК «Фестивальный» и Центральной городской детской библиотекой им. М. Горького

2019 год был объявлен, губернатором Ростовской области В. Ю. Голубевым, «Годом народного творчества». Воспитанники детского сада приняли участие в социальном проекте «Хоровод народов Дона». Сотрудники Центральной городской детской библиотеки им. М. Горького знакомили дошкольников с историей, культурой, бытом Дона, а наш фольклорный ансамбль «Казачата» принимал непосредственное участие в этом мероприятии.

Народная культура учит детей любить родную землю, постигать ее красоту. Главным результатом нашей работы явилось усвоение воспитанниками таких понятий и ценностей, как любовь к Родине, народу, культуре, обычаям и традициям. Наблюдения за детьми показали, что у ребят сформировалось позитивное отношение к русскому народному творчеству, любовь к Родине, родному краю, семье. Приобщение детей к искусству музыкального фольклора, формирование эмоционально-положительного отношения к народному творчеству, развитие творческой активности детей - всё это способствует успешному решению задач эстетического и духовно-нравственного воспитания дошкольников, что будет способствовать успешному развитию в будущем им стать мыслящими, нравственными, творческими людьми, несущими и хранящими историю и духовность поколений. В. Сухомлинский рекомендовал: «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных качеств у младших школьников «Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем.

Формирование духовно-нравственных ценностей у детей раннего возраста Русская православная церковь Московский Патриархат Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе.

Формирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушкиФормирование духовно-нравственных качеств посредством народной игрушки Задачи. -Познакомить детей с историей возникновения народных игрушек. -Способствовать проявлению и развитию у детей творческих способностей,.

Конспект образовательной деятельности «Доброта». Воспитание нравственных качеств у детей дошкольного возраста В настоящее время проблема межличностных отношений людей в первую очередь связывается с дефицитом воспитанности и культуры, а также с неустойчивостью.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2)Презентация проекта «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» (часть 2) Продолжим знакомство с проектом по «Формированию у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности». Почему.

Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2Рекомендации по формированию нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 (окончание) Ранее мною был представлен первый блок правила поведения педагогов. Сегодня представляю разработанные рекомендации по следующим.

Рекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возрастаРекомендации по формированию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста В декабре прошлого года закончила магистратуру по направлению "Педагогика дошкольного детства". писала диссертацию на тему «Формирование.

Влияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольниковВлияние чтения художественной литературы на формирование духовно-нравственных качеств дошкольников Сформированность нравственных ценностей является одним из важных показателей целостной личности, самостоятельной и ответственной. Интуитивно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста духовно-нравственных качеств посредством донского фольклора
Опубликовано: 9 сентября 2020 в 00:01
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД