Марина Клочихина
Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в различных ситуациях в соответствии с ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о бережном отношении к своему здоровью и опыта безопасного поведения в различных ситуациях. Эти задачи отражены в Государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится: «Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность дарованная человеку природой, развитие двигательной активности; приобретение опыта безопасного поведения в самых разных жизненных ситуациях».
Публикация «Формирование у дошкольников опыта безопасного поведения в различных ситуациях в соответствии с ФГОС до» размещена в разделах
После введения ФГОС в понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ вошли не только такие аспекты как охрана жизни и здоровья детей, а еще такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная, экологическая,
транспортная обстановка вызывает беспокойство у общества. Особую
тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких
детей. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в
том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить
его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными
ситуациями.
Резкое возрастание автомобилизации порождает множество проблем,
среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает
характер «национальной катастрофы». Такое определение было дано
на заседании рабочей группы по вопросам охраны здоровья детей при
Правительственной комиссии по охране здоровья граждан.
В свете данной проблемы, в соответствии с требованиями ФГОС, была создана Модифицированная программа «Дорожки детской безопасности».
Целью данной программы является обеспечение успешного усвоения правил дорожного движения, правила поведения с огнем, основы безопасности жизнедеятельности. При разработке программы, учтены требования основной общеобразовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС, рекомендации ГИБДД, педагогов, системы ЖКХ, возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы. Программа направлена на педагогическую профилактику дорожно-транспортного травматизма и ОБЖ, а именно:
1. Информационное – обучение правилам дорожного движения, правилам поведения в различных жизненных ситуациях, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
2. Развивающее – формирование практических осознанных умений и навыков безопасного поведения на дороге в различных жизненных ситуациях.
3. Воспитательное – формирование мотивации ответственного и осознанного поведения, позволяющее ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей.
Отличительной особенностью данной программы является ее содержательность, обобщенность и компактность тематик с учетом возрастных особенностей дошкольников, их индивидуальной направленности. Программа строится с учетом ФГОС и принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников и основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса. Данная программа предполагает соответствие не только потребностям, возможностям, интересам родителей, склонностям детей, но и профессиональному уровню педагогического коллектива, реальным материальным и финансовым ресурсам ДОУ.
Данная программа рассчитана на три года и реализуется с детьми дошкольного возраста :
1-й год – с детьми младшей группы (3-4 года);
2-й год – с детьми средней группы (4-5 лет).
3-ий год – с детьми старшей группы (5-6 лет).
Реализация данной программы проходит через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, познавательно-исследовательской, коммуникативной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы. Для достижения положительных результатов в ходе реализации данной программы необходимо учитывать преемственность детского сада и начальной школы, взаимодействие с социумом, с родительской общественностью.
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
• Игры (дидактические, ролевые, настольно-печатные)
• Развлечения (большие сюжетно-ролевые игры)
• Акции («Водитель-пешеход»)
• Индивидуальные диалоги
• Приглашение родителей на встречу с участием работников ГИБДД
• Конкурсы по безопасности дорожного движения
• Приобщение к чтению литературы, периодической печати
• Оперативная информация от ГИБДД
• Информационные стенды, папки –передвижки, памятки
• Просмотр обучающих фильмов
• Анкетирование, опросы
• Выставка детского рисунка по ПДД и ОБЖ
• Оформление уголка по детской безопасности
Оформление папки-передвижки «Дорожная Азбука». Организована «Школа безопасности» для родителей. Ведь очень важно информировать и обучать родителей, т. к. практика показывает, что многие родители очень безграмотно ведут себя при детях.
Весь курс программы рассчитан на 3 года и состоит из 4 разделов:
1. Ребенок и улица.
2. Ребенок и природа.
3. Ребенок дома.
4. Ребенок и другие люди.
ТЕМАТИКА В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ:
1. Диагностика – сентябрь
2. Улица – октябрь
3. Где мы гуляем - октябрь
4. Транспорт - ноябрь
5. Игра «Воробышки и автомобиль» - ноябрь
6. Человек и природа - декабрь
7. Я и мой дом - декабрь
8. Наш друг – светофор - январь
9. Я и люди вокруг меня - февраль
10. Огонь-друг или враг? - февраль
11. Берегись автомобиля! - март
12. Тайны лесного царства - март
13. Опасные помощники в доме - апрель
14. Наши верные друзья! - апрель
15. Познавательное развлечение «Маленькие знатоки» - май
16. Итоговая диагностика - май.
ТЕМАТИКА В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ:
1. Диагностика - сентябрь
2. Правила противопожарной безопасности - октябрь
3. Ток бежит по проводам - октябрь
4. Тротуар, обочина, пешеходная дорожка - ноябрь
5. Целевая прогулка «Дорога до детского сада» - ноябрь
6. Встреча с незнакомцем - декабрь
7. В мире дорожных знаков - декабрь
8. Грустные праздники – январь
9. Пассажирский транспорт - январь
10. Поплотнее кран закрой – осторожней будь с водой - февраль
11. В гостях у сказки - февраль
12. Детские страхи - март
13. Наш друг – светофор - март
14. Мы пришли на водоем - апрель
15. Животные на улице: друзья или враги? - апрель
16. Пешеход, Водитель. Пассажир – апрель
17. Игра-викторина - май
18. Диагностика - май.
ТЕМАТИКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ:
1. Диагностика - сентябрь
2. Мой ежедневный маршрут - октябрь
3. Причины пожаров. Огнетушитель - октябрь
4. Наши помощники «01», «02», «03». – ноябрь
5. Тренинг - ноябрь
6. Секрет пешеходного светофора - декабрь
7. Если ребенок потерялся на улице - декабрь
8. Как «прочитать» дорожные знаки - январь
9. Осторожно! Железнодорожный переезд! - январь
10. Если рядом больной человек - февраль
11. Перекресток - февраль
12. Природа и мы - март
13. Спорт и безопасность - март
14. Солнце, воздух и вода – друзья или враги? - апрель
15. Секреты пешеходного перехода - апрель
16. Что я могу рассказать родителям - май
17. Диагностика - май.
Мониторинг уровня знаний детей в старшей группе по программе
«Дорожки детской безопасности».
По итогам диагностики в начале года (входная) :
Высокий уровень – 5 детей – 17%
Соответствует возрасту – 23 ребенка - 83 %.
Отдельные компоненты не развиты – нет детей.
По итогам диагностики в конце года (итоговая) :
Высокий уровень - 28 детей - 100%
Соответствует возрасту – нет
Детей с низким уровнем развития – нет.
Ребенок – это тот живой «материал», на основе которого можно сформировать новый тип маленького гражданина, в основе которого лежит дисциплина и ответственность. Поэтому данная программа – это программа работы на перспективу. Чем раньше дети научатся культуре и безопасному поведению на дорогах и улицах, дома и в учебных заведениях, тем меньше будет трагедий, в которых страдают дети.. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет. Кого заинтересовала данная проблема и наш опыт работы – обращайтесь в наш детский сад – будем рады поделиться. Предлагаю вам информационные буклеты. Спасибо за внимание.