МААМ-картинки

Формирование умения видеть прекрасное в произведениях искусства и окружающем мире

Любовь Олейник
Формирование умения видеть прекрасное в произведениях искусства и окружающем мире

Потребность ребёнка в прекрасном отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой яркой игрушке, замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книге, приговаривая: «Красивая!», и сам пытается изобразить на бумаге карандашом только ему понятную красоту. В старшем дошкольном возрасте он уже избирателен в выборе красивого, имея на этот счёт свои суждения, и сам, исходя из своих возможностей, творит, чтобы удивить, восхитить, поразить нас, взрослых, умением видеть окружающий мир.

Публикация «Формирование умения видеть прекрасное в произведениях искусства и окружающем мире» размещена в разделах

Важно, чтобы детское восприятие красоты осталось на всю жизнь. Мы учим ребенка видеть прекрасное вокруг себя, в природе, в отношениях между людьми, в поступках и взглядах. И в этом нам помогает изобразительное искусство.

Образы природы, бытовых предметов, людей, прошедшие через призму восприятия художника-живописца теряют налет обыденности, приобретают характер, настроение. Но чтобы они стали близки и понятны детям-дошкольникам да и взрослому человеку, необходимо приложить труд и проявить умение. И одной из задач моей профессиональной деятельности является сформировать это умение у детей, научить малышей получать удовольствие и радость от созерцания живописных произведений.

Для этого мы рассматриваем репродукции картин очень хорошего качества или слайды. Для усиления восприятия часто использую музыкальное сопровождение и художественное слово. Всеми доступными мне как педагогу способами стараюсь получить от детей эмоциональный отклик, вовлекаю их в беседу и делаю все возможное для наиболее полного раскрытия всех нюансов чувств и эмоций для восприятия красоты в наибольшей полноте. Анатоль Франс писал: «Самый одаренный зритель тот, который находит ценой нескольких удачных лжетолкований самую нежную и самую сильную эмоцию».

Восприятие живописи – это напряженная работа чувства и мысли. Это труд души человека. И этот труд будет желанным и радостным, если человек к нему готов, а подготовку эту необходимо начинать как можно раньше, в дошкольном детстве.

Я наблюдаю с детьми красоту природы из окна и на прогулке во всех ее проявлениях и рассматриваю пейзажи известных мастеров этого жанра. Эти пейзажи несут в себе эмоции художника, его отношение к природе, к данному ее проявлению. Художники как бы предлагают полюбоваться вместе с ними красотою природы, ощутить ликование или погрустить светлой грустью. Они щедро делятся с нами своими чувствами, наблюдениями, впечатлениями, и я с детьми стараюсь принять эту щедрость и мечтаю о том, что кто-нибудь из моих воспитанников, любуясь осенним днем, скажет, что у нас сегодня совсем, как на картине Остроухова, или, выглянув в окно зимним утором, вспомнит «Сказку инея и восходящего солнца».

Малыши рассматривают себя в зеркале и смотрят на портреты детей, начинают с ними общаться. Они домысливают их чувства, сопереживают им. Между моими воспитанниками и детьми с портретов десятилетия и века, но время не властно над красотою чувств. В этом волшебство художников-портретистов, и я говорю об этом с моими малышами.

Красота бытовых предметов теряется за повседневной суетой. В том, чтобы преодолеть рамки этой обыденности, нам помогает искусство натюрморта. Пышность цветов, свежесть овощей, сладость и сочность фруктов, тончайшие их оттенки веками хранятся на полотнах мастеров.

Искусство натюрморта очень близко и понятно детям и поэтому особенно привлекательно. Как увеличительное стекло натюрморт помогает нам увидеть красоту мира предметов, окружающих нас.

В нашем детском саду собрана большая коллекция дымковских игрушек. И это хорошо тем, что именно в большом количестве эти игрушки производят неизгладимое впечатление. Они рождают впечатление радуги, ярмарочного веселья, пестрой карусели. Ими хочется любоваться и любоваться, рассматривать в подробностях, в затейливых деталях. Дымковская игрушка как ни какая другая вызывает детей на радостное общение, желание поделиться своими впечатлениями.

Филимоновская игрушка обычно удивляет детей своей формой, странными вытянутыми пропорциями, прихотливыми изгибами длинношеих животных, в которых узнаются и не узнаются олени, козлики и медведи. Филимоновская игрушка хороша тем, что она звучит. Нежные переливы филимоновских свистулек очаровывают детей, архаичная роспись будит фантазию и радует глаз.

Городецкий сундучок, изделия со сказочной мезенской росписью погружают детей в мир былин и сказаний русской старины. Народное декоративно-прикладное искусство – это та золотая нить, что протянулась к нам их прошлого, нить живой связи времен.

Важно, чтобы детское ощущение красоты осталось на всю жизнь, чтобы чистота этого детского восприятия могла быть тем камертоном, тем чистым колокольчиком истинности. Хочется надеяться на то, что если люди будут прислушиваться к своему внутреннему хрустальному колокольчику красоты, то и прекрасного в мире станет больше. Прекрасного в самом широком понимании этого слова.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов по приобщению детей дошкольного возраста к музейной культуре «Живопись учит видеть» Живопись учит видеть Потребность к красоте у ребенка отмечается с первых дней его жизни. Едва освоив элементарные движения, малыш тянет.

Выступление на семинаре-практикуме: «Художественно-эстетическая и театрально-игровая деятельность детей» Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формирование умения видеть прекрасное в произведениях искусства и окружающем мире
Опубликовано: 21 ноября 2014 в 19:22
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД