МААМ-картинки

Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе

Ольга Фомичева
Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Малыши восторгаются при виде цветка, бабочки, и в то же время могут бездумно раздавить бегущего по тропинке муравья.

Во всех группах детского сада для ознакомления детей с природой широко используются прогулки. Прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение: они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность. Воспитатель имеет возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем их многообразии и взаимосвязях, формировать конкретные представления о животных, растениях, о сезонных явлениях, о труде человека, преобразующего природу; он вводит ребят в жизнь родной природы, учит их приглядываться, подмечать ее особенности. Это способствует воспитанию любознательности, наблюдательности, пытливости. Прогулки доставляют детям большую радость, оставляя часто неизгладимый след в их сознании. На основе впечатлений, полученных в процессе наблюдений, воспитывают любовь к родной природе.

Публикация «Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе» размещена в разделах

Одним из важнейших компонентов экологической развивающей среды в детском саду является экологическая тропа, которая позволяет дошкольнику наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе, изучить живые объекты в их естественном природном окружении, получить навыки простейших экологических исследований.

Экологическая тропа - это прогулка с детьми по специально разработанному маршруту и беседа с ними, которая должна побудить каждого ребенка задавать свои «почему», а значит пробудить интерес к неизведанному или же открыть новое в уже известном.

Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

На территории нашего детского сада создана экологическая тропа, позволяющая продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических знаний и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Составлена карта-схема тропинки с нанесением маршрута и всех её природных объектов. Учитывая возраст детей экологическую тропу правильнее называть экологическими тропинками, которые выполняют познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функции. Планирование работы на экологической тропе можно осуществлять с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе.

В разное время с детьми посещаем разные точки, даже не одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны года. Если ознакомительная прогулка, можно посетить разные точки; если же преследуем конкретную цель (например, выяснить, кто обитает на пне, то ограничимся только одним объектом. Очень важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке во время прогулки с детьми наблюдаем, рассматриваем, обсуждаем, анализируем, а свои впечатления об увиденном ребята выражают в непосредственной образовательной деятельности.

В качестве видовых точек, прежде всего были выбраны отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья (ель, рябина, клён, каштан, липа, тополь, ясень, черёмуха, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы (магония, спирея, сирень). На прогулках в зимнее время года по экологической тропинке педагог привлекает внимание воспитанников к красоте заснеженных деревьев и кустарников. Дает им возможность рассмотреть деревья, сравнить их; показывает, что на елях снег лежит толстым слоем, а на обнаженных ветках лиственных деревьев его совсем немного.

Остановка «Альпийская горка». Одна из интереснейших видовых точек – альпийская горка, которая расположена возле центрального входа нашего детского сада, гостеприимно встречая всех гостей! Неподвижные камни служит прекрасным фоном для переменчивой прелести растений.

Летом альпийскую горку можно назвать горкой самоцветов: лепестки цветков переливаются всеми цветами радуги. Можно сказать, что это живые самоцветы. На горке много растений, их десятки видов, и они радуют нас своим цветением с ранней весны до поздней осени.

На этой остановке собраны растения, с разными требованиями к условиям обитания. Есть цветники, где растут тенелюбивые растения, такие, как разнообразные примулы (примула высокая, примула бесстебельная, примула Юлии и др., купальницы, папоротники, незабудки, аквилегия (или водосбор, различного вида хосты, а также ландыши, фиалки лесные и полевая герань.

В цветниках солнцелюбивых растений собраны такие цветы, как пионы, вербейник, золотарник, петуния и другие растения.

Цветники и клумбы разнообразной формы приобщают детей к миру прекрасного и удивительного, формируют их мировоззрение, бережное и эмоциональное отношение к окружающему миру.

«Птичья столовая». Особое внимание уделяется привлечению на территорию детского сада различных птиц для наблюдения с детьми. Для этой цели на участке устроена птичья столовая, размещены различного вида кормушки, постоянными посетителями которых стали синицы, снегири, воробьи и голуби. Особенной заботы птицы требуют в сильные морозы, после больших снегопадов, в гололед. Интересно наблюдать за пернатыми в разную погоду: воробьи в сильный мороз нахохливаются, становятся малоподвижными, выглядят беспомощными, в оттепели раздается их звонкое чириканье и пр. Подкармливая пернатых, дети руководствуются их вкусам: воробьи любят семена березы, синицы и снегири клюют семена ясеня и клена, ягоды рябины, кроме того, синицы любят сало. В течение зимы дети младшего возраста рассматривают снегиря, сравнивая его с вороной по внешнему виду, питанию, способу передвижения, по их следам на снегу. Ребята в средней группе рассматривают и сравнивают воробья с вороной. Педагог учит воспитанников определять погоду по поведению птиц: воробьи дружно расчирикались - к оттепели; ворона кричит - к метели; вороны летают и кружатся стаями - к морозу; синица начинает с утра пищать - ночью будет мороз.

«Зелёная аптека». В состав растений тропы входят : мята перечная, календула лекарственная, подорожник, лопух, одуванчик, мать-и-мачеха, тысячелистник обыкновенный, и др. Дети знакомятся с растениями, проводя сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений, а также с тем, какие именно части растений применяются для лечения болезней. Учатся находить и различать их.

В игровой занимательной форме педагог ведет рассказ о каждом лекарственном растении, также отмечает, что собирать эти растения нужно вдали от дорог, растения впитывают пыль и выхлопные газы от машин. Лекарственные растения нужно беречь, собирать их в небольшом количестве, не затаптывать.

Публикации по теме:

Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природеФормирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе План по самообразованию Тема: «Формирование начал экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе».

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.

Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы)Формирование элементарных математических представлений детей 3–4 лет посредством дидактических игр (из опыта работы) «Формирование элементарных математических представлений детей 3-4 лет через дидактические игры» из опыта работы. Новикова Галия Фаритовна.

Квест по экологической тропе на улице «День защиты детей»Квест по экологической тропе на улице «День защиты детей» 01 июня 2020г. : «День Защиты Детей» - Квест по экологической тропе на улице. Действующие лица: Старичок Боровичок- Кудрина Е. П., Карлсон-Романюта.

Формирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТФормирование у дошкольников с ОВЗ пространственных представлений посредством дидактических пособий и ИКТ Одной из характерных особенностей детей с задержкой психического развития является нарушение ориентировки в пространстве, а, как известно,.

Формирование экологической культуры дошкольников посредством опытно-исследовательской деятельности «Воздух-невидимка» Образовательная область: познание. Интеграция образовательных областей: игровая, продуктивная, коммуникативная, трудовая, познавательно.

Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью»Конспект ООД по ознакомлению детей с миром природы «Прогулка по экологической тропе осенью» Задачи. Образовательные: расширять представления детей об объектах экологической тропы и сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое.

Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проекта» Педагогический проект «Формирование временных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности» Автор.

Проект «Формирование у детей 6–7 лет представлений о культуре русского народа посредством музейной среды» АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Актуальность проектируемого процесса формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений.

Экскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возрастаЭкскурсия по экологической тропе детей старшего дошкольного возраста Цель: способствовать развитию наблюдательности и любознательности у детей старшего дошкольного возраста; способствовать расширению представлений.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе
Опубликовано: 18 августа 2022 в 23:36
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование экологических представлений у детей посредством прогулок по экологической тропе» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Фомичева (УИ 982342) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД