Ильмира Гудова
Формирование экологического пространства и экологической культуры у всех участников образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.21
И. Р. Гудова
(магистрант 2 курса, направление 44.04.01 Педагогическое образование, «Управление инновационным развитием дошкольной образовательной
организации», ФГБОУ ВО «Новосибирский государственный педагогический университет», Новосибирск)
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА И ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ВСЕХ УЧАСТНИКОВ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДОУ
Публикация «Формирование экологического пространства и экологической культуры у всех участников образовательного процесса» размещена в разделах
В статье на примере одного из учреждений г. Новосибирска описаны проблемы и способы организации экологического пространства и формирования экологической культуры у всех участников образовательного процесса в условиях дошкольного образования.
Экологическое пространство, экологическая культура, дошкольное образование.
Формирование экологической культуры – это становление осознанного и правильного отношения к природе; к людям, охраняющим её, созидающим на основе её богатств материальные и духовные ценности; к себе как части природы; принятие ценности жизни, здоровья и осознание их зависимости от состояния окружающей среды. Формирование экологического пространства в ДОУ и развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса основано на соблюдении принципов экологического воспитания, совместной и самостоятельной деятельности администрации, детей и родителей.
В статье эти задачи рассматриваются на примере работы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска «Детский сад № 44 комбинированного вида «Мозаика». В настоящее время в учреждении работают 90 сотрудников, в том числе 40 педагогов; 503 воспитанника посещают 17 групп, из них 3 группы для детей раннего возраста, 8 групп общеразвивающей направленности для детей в возрасте от трех до семи лет; с 01.09.2013 г. открыты 2 группы коррекционной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи в возрасте от 5 до 7 лет; 2 группы комбинированной направленности для детей со сложными нарушениями речи; 1 группа кратковременного пребывания для детей с 3 до 7 лет с ОВЗ «Особый ребёнок»; 1 группа кратковременного пребывания для детей с 2 до 5 лет «Группа развития», так же в детском саду с 01.09.2013 г. функционирует группа круглосуточного пребывания.
В результате анализа пространства образовательного учреждения на соответствие требованиям ФГОС к экологическому воспитанию детей были выявлены следующие проблемы: отсутствие центров «Наука и природа», недостаточное оснащение и озеленение зимнего сада «Полянка», холлов и территории детского сада; недостаточное количество методической литературы по данному направлению. По итогам анкетирования родителей также стало известно, что только 27% из них считают необходимым развивать экологическую культуру своих детей; 21% опрошенных считает, что у детей достаточно сформирована экологическая культура, 59% опрошенных не считают экологическое воспитание ребенка важным. Из этого следует, что формирование экологической культуры актуально для всех участников образовательного процесса.
Формирование экологического пространства и экологической культуры участников образовательного процесса осуществлялось посредством решения следующих задач:
1. Организация и реализация информационно-методической работы по экологическому воспитанию.
2. Организация и создание предметно-пространственной среды в ДОУ.
3. Организация работы экологического кружка «Юннатики».
4. Организация работы с родителями по формированию экологической культуры.
Формирование экологического пространства в ДОУ невозможно без воздействия на факторы, обусловливающие развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса. Изучив все комплексы возможных факторов, был определен план работы. В результате в детском саду были созданы наглядно-информационная, предметно-пространственная среда, экологический кружок «Юннатики», организована работа с родителями. В создании и реализации участвовали администрация, воспитатели, узкие специалисты, вспомогательный персонал, дети, родители.
После проведенных мероприятий была осуществлена оценка результатов работы. Эффективность организованных мероприятий устанавливалась по сравнительному анализу данных мониторинга, количеству наглядно-информационных материалов, представленных в среде детского сада, количеству проведенных мероприятий, а также по качеству их выполнения. Разработанные мероприятия и наглядно-информационные материалы могут быть использованы в практике других дошкольных учреждений.
Научный руководитель – д-р культурологии, доц.
Я. С. Иващенко