Ольга Губанова
Формирование экологической культуры у детей 6–7 лет с нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, осознание того, что человек – это всего лишь часть природы.
Публикация «Формирование экологической культуры у детей 6–7 лет с нарушениями речи на занятиях по ознакомлению с окружающим миром» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Подготовительная группа
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как показывает практика, несмотря на значительный прогресс в деле экологического просвещения населения, уровень экологической культуры большинства людей остается недостаточно высоким. Следовательно, в складывающихся обстоятельствах большое значение имеет экологическое образование детей дошкольного возраста, а два последних десятилетия это период становления экологического образовательного пространства и выработки новых понятий – «экологическое сознание», «экологическое мышление», «экологическая культура».
В настоящее время, как никогда, остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. В. С. Сухомлинский считал необходимым вводить малышей в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нём что- то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Достижением первых семи лет является становление самосознания : ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, осознанно ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности. В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей : Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях И. А. Хайдуровой, П. Г. Саморуковой, И. Д. Зверева, Б. Т. Лихачева, В. А. Игнатовой, И. Т. Суравегиной, Н. С. Глазачева и др. Результат экологического воспитания большинство исследователей видят в сформированности экологической культуры.
Проблемой изучения формирования экологической культуры у детей занимались педагоги и психологи Я, Ю. Иванова, Н. С. Дежникова, И. Д Зверев, С. Н. Николаева, Н. А Рыжова, И. В. Снитко, В. А. Ясвин, Н. Ф. Виноградова и др.
Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.).
В дошкольной педагогике начались исследования по отбору и систематизации природоведческих знаний, отражающих ведущие закономерности живой (И. А. Хайдурова, С. Н. Николаева, Е. Ф. Терентьева и др.) и неживой (И. С. Фрейдкин и др.) природы. В исследованиях, посвященных живой природе, в качестве ведущей была выбрана закономерность, которой подчиняется жизнь любого организма, а именно зависимость существования растений и животных от внешней среды. Эти работы положили начало экологическому подходу в ознакомлении детей с природой. Однако, несмотря на обилие, достаточное освещение в литературе проблем экологического воспитания детей дошкольного возраста, имеются существенные пробелы именно в системном подходе и разработке четкости направления в воспитании и обучении.
Как сообщают РИА Новости, по распоряжению президента РФ Д. А. Медведева от 27 мая 2010 года в России принимаются меры по включению экологического образования в число обязательных учебных предметов образовательных учреждений системы общего и профессионального образования, предусматривая разработку соответствующих государственных образовательных стандартов и учебно-методических пособий. Ранее Д. А. Медведев неоднократно заявлял о необходимости бороться с экологической безграмотностью в России, и отмечал, что сформировать у людей экологическое сознание невозможно без преподавания курса экологии в школе.
Следовательно, система экологического образования и воспитания будет занимать все более приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений, в том числе и специальных (коррекционных) учреждений, задачами которых являются обучение и воспитание умственно отсталых школьников, развитие их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка к самостоятельной жизни в качестве полноценных членов общества. В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить учащихся с нарушениями развития базовыми экологическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для осознанного поведения в окружающей среде, однако теоретические и прикладные аспекты данной проблемы в специальной педагогике разработаны недостаточно.
Проблеме формирования экологической культуры личности в последние годы уделяют внимание многочисленные исследователи. В работах Н. М. Верзилина, С. Н. Глазачева, В. Д. Дерябо, А. Н. Захлебного, И. Д. Зверева, П. Г. Иоганзена, Д. Н. Кавтарадзе, И. С. Матрусова, A.A. Мамонтовой, И. Н. Пономаревой, H.A. Рыжовой, И. Т. Суравегиной, B.А. Левина и др. рассматриваются научные аспекты теоретико-методологического обеспечения процесса экологического образования и воспитания учащихся, не имеющих отклонений в развитии, в том числе в начальной школе. В. И. Ашиков, С. А. Веретенникова, Н. Ф. Виноградова, JI.H. Ердаков, Т. Н. Зенина, З. А. Клепинина, М. Ф. Маханева, Л. И. Парамонова, A.A. Плешаков, JI.M. Хафизова и другие авторы в своих исследованиях анализируют психолого-педагогические проблемы, возникающие при реализации данного процесса в школах и дошкольных учреждениях, приводят конкретные методические разработки. Однако применительно к специальной (коррекционной) школе VIII вида подобные исследования практически отсутствуют.
Так же, рассматривалась некоторыми отечественными дефектологами проблема экологического образования и воспитания детей с отклонениями в развитии. Имеются отдельные сведения в публикациях практического характера, посвященных обучению и воспитанию слепых и слабовидящих учащихся (В. И. Воробьева, В. Г. Зубарев, Ж. Е Оразбаев, Б. К. Тупоногов, М. В. Улемаева и др.). О важности и необходимости формирования бережного отношения к природе у дошкольников с нарушениями интеллекта писали Е. А. Екжанова, Е. М. Калинина, Ю. П. Кондратьев, Н. Г. Морозова, Е. А. Стребелева и другие авторы. Необходимость формирования у умственно отсталых учащихся элементарных экологических знаний и представлений подчеркивалась в работах В. В. Воронковой, Т. Н. Головиной, Е. А. Ковалевой, Н. П. Каняевой, И. В. Кабелко, Т. М. Лифановой, Т. И. Пороцкой, В. И. Сивоглазова, Т. В. Шевыревой и др. В программах, учебниках, рабочих тетрадях для специальных (коррекционных) учреждений VIII вида таких авторов, как В. В. Воронкова, Л. В. Кмытюк, Т. М. Лифанова, E.H. Соломина, Э. В. Якубовская и др. темы, посвященные экологии, нашли практическое осуществление.
В исследованиях вышеназванных авторов отражается интерес к рассматриваемой теме и указания на ее значимость и актуальность. Однако данный вопрос поднимается ими лишь в контексте других проблем воспитания детей с нарушениями развития. При наличии сложившегося общего взгляда на проблему, отмечается неразработанность теоретико-методических аспектов, связанных с формированием экологической культуры учащихся с нарушениями интеллекта; специальные исследования отсутствуют.
В России было создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников. Рядом психологов созданы авторские программы, в которых представлены психологические аспекты экологического образования дошкольников.
Одной из первых в 90-х годах появилась программа С. Николаевой "Юный эколог", созданная на основе собственной Концепции экологического воспитания дошкольников, а так же программа А. Вересова "Мы земляне"; Н. А. Авдеевой и Г. Б. Степановой создана программа экологического образования и воспитания старших дошкольников "Жизнь вокруг нас"; "Паутинка" Ж. Л. Васякиной - Новиковой; программа В. И. и С. Г. Ашиковых " Семицветик "; программа Т. А. Копцевой "Природа и художник"; программа Н. А. Рыжовой "Наш дом - природа"; и др.
Таким образом, обзор ряда программ экологического образования дошкольников демонстрирует большую творческую активность специалистов - понимание экологических проблем планеты, необходимости их решения, ценности природы и жизни на Земле во всех ее проявлениях, необходимости изменения стратегии и тактики поведения человечества на планете, способов его взаимодействия с природой. А для этого нужно интенсивное экологическое образование всех людей, начиная с дошкольного детства.
В возрасте 5 – 7 лет у ребёнка резко расширяется сфера познавательных интересов. Он смотрит в большой мир широко открытыми глазами, всё вызывает у него интерес, он задаёт массу вопросов. Это говорит о том, что ребёнка интересует не только предметная сторона, но и связи и отношения предметов и явлений большого мира. Кроме того, формируется его отношение ко всему окружающему.
Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям : они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещения, а так же дома, во время экскурсий.
Поэтому, любая деятельность дошкольника, соприкасающаяся с природой, может быть условно названа природоохранной, так как в процессе ее дети узнаю новые знания, осваивают различные умения и навыки, осознают значимость того или иного действия, его место и роль в природе. Что в свою очередь является частью экологической культуры, так как происходит становление осознанно - правильного отношения к объектам природы на основе понимания зависимости определенной деятельности человека в природе.
Именно занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей ребят и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством педагога формируется система элементарных знаний у всех ребят группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В повседневной жизни, во время наблюдений, игр, труда у ребят накапливается личный опыт. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать его.
В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога и ребенка и исключает авторитарную модель обучения. Занятия строятся с учетом наглядно-действенного и наглядно-образного восприятия ребенком окружающего мира и направлены на формирование экологических знаний (знания о мире животных; знания о растительном мире; знания о неживой природе; знания о временах года) и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам.
Просматривается еще одна важная тенденция – построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, – расширены, углублены, объединены, систематизированы.
В старшем дошкольном возрасте все конкретные занятия могут быть суммированы, обобщены. Появляется возможность показать дошкольникам единство форм в живой природе. Содержанием обобщенных представлений могут быть закономерно меняющиеся явления: рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.
Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. В современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность.
Уже сейчас работа по экологическому воспитанию даёт хорошие результаты, дети становятся добрее, умеют радоваться, волноваться, сопереживать, овладевают навыками ухода за растениями и животными. Так шаг за шагом мы стремимся прививать детям бережное отношение к окружающему миру.
Считаю, основным содержанием экологического образования в дошкольном детстве является формирование у ребенка осознанно - правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его. Целью экологического образования в дошкольном детстве является формирование основ экологической культуры.