Татьяна Вытнова
Тема: «Система работы в ДОУ по формированию основ экологической безопасности с детьми старшего дошкольного возраста».
▼ Скачать + Заказать документы
В результате научно-технического прогресса и хозяйственной деятельности человека в природе на планете происходят стремительные изменения в окружающей среде: загрязняются и становятся безжизненными водоемы и почвы, разрушается озоновый слой Земли, выпадают кислотные дожди, а также меняется состав воздуха…
Город Дзержинск в советское время являлся столицей отечественной химии, до 1991 года входил в число наиболее загрязненных городов, и характеризовался как город с неблагополучной экологической обстановкой. Промышленный спад химического производства оказал благоприятное воздействие на экологическую обстановку в городе и по результатам экоаудита проведенного в 2000 году, был охарактеризован как «умеренно загрязненный». Однако, накопленный за многие годы багаж «экологических проблем» продолжает влиять на здоровье его жителей, особенно детского населения (которое относится к группе риска по возникновению экозависимых заболеваний).
Публикация «Тема: „Система работы в ДОУ по формированию основ экологической безопасности с детьми старшего дошкольного возраста“,» размещена в разделах
Приоритетным направлением МДОУ «Детский сад №10» г. Дзержинска, является физическое развитие детей. В настоящее время, когда прослеживается прямая зависимость состояния здоровья человека от экологических условий его проживания, и от того как человек себя ведет в этих условиях, возникает необходимость обучения подрастающего поколения нормам и правилам жизни в подобных экологических условиях, т. е. формирование у детей основ экологической безопасности.
Поэтому, вторым основным направлением своей деятельности наше ДОУ определяет экологическое воспитание детей, и выделяет следующие задачи:
1. Способствовать формированию у детей дошкольного возраста экологических знаний, целостных и ценностных представлений о природе, как о живом организме;
2. Формирование у детей осознанного отношения к природе,
экологически мотивированного отношения к ней.
Для успешного решения поставленных задач педагогическим коллективом ДОУ, прежде всего, было создано экологическое пространство.
В 1997 в отдельном помещении была организована комната природы, а в штатное расписание, (дополнительно, была введена единица воспитателя-эколога.
В нашей комнате природы широко представлен растительный и животный мир.
Её обитателями являются: мадагаскарский таракан и таракан Мертвая-голова, сухопутные и красноухие черепахи, разновидности попугаев, кролики декоративные, шиншилла, белки, рыбки, игуана петушок и курица, хомяки (сирийский, джунгарский, ангорский, мыши (песчанки, морские свинки.
Дети старшего дошкольного возраста привлекаются к посильной заботе о животных в «Комнате природы».
Отдельно для образовательной деятельности с детьми выделена экологическая комната и экологическая лаборатория. На территории ДОУ имеются огород, цветник, а так же, в процессе создания и пополнения, экологическая тропа.
Кроме этого в групповых комнатах организованы
уголки природы (где также имеются комнатные растения в соответствии с программными требованиями);
огород на окне (растения которые выращиваются в нем зимой, ребята с удовольствием, пересаживают их на огород на территории ДОУ где продолжают наблюдать за их ростом и ухаживать за ними);
уголки экспериментальной опытнической деятельности. А в группах С целью охраны здоровья воспитанников администрацией ДОУ организуется контроль за исполнениями санитарно-гигиенических норм, проводится мониторинг здоровья воспитанников, экологический мониторинг питания, анализ экологических условий ДОУ (нами составлен экологический паспорт).
С целью комплексного решения задач экологического воспитания детей было установлено взаимодействие с представителями социальных институтов занимающихся вопросами экологического образования :
- МУ ДОД Эколого-биологический центр (с которыми организуются следующие формы работы : экскурсии, практические семинары для педагогов ДОУ, смотры-конкурсы, выставки);
- МУ Дзержинский краеведческий музей (формы работы : краеведческие экскурсии; историко-художественные мини-спектакли);
- ДЮЦ «Магнитная стрелка» (формы работы : туристические походы; спортивно-туристические праздники; краеведческие экскурсии);
- Детская библиотека им. Ю. Гагарина (в рамках реализации программы «Экологическая азбука» формы работы : экологические уроки; экологические праздники, развлечения; практические семинары для педагогов ДОУ; конкурсы; круглый стол);
- МОУ СОШ №27 (в рамках продолжения программы «Экологическая азбука» формы работы с ней : экологические уроки; участие в акциях организуемых учащимися СОШ; экологические праздники; круглый стол).
С целью решения поставленных задач по формированию основ экологической безопасности, у старших дошкольников, нами были определены основные направления работы с детьми, а именно:
1. Знакомство дошкольников с особенностями взаимоотношений человека и влияния его деятельности на окружающую среду.
2. Организация мероприятий по охране и оздоровлению окружающей среды.
С целью ознакомления детей старшего дошкольного возраста с экологической обстановкой в родном городе и влиянием деятельности человека на окружающую среду организуется эколого-краеведческая работа с детьми, которая проводится не только на базе городского краеведческого музея, но и в краеведческом музеи ДОУ, по следующим циклам занятий на темы:
- «Влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду»;
- «Дзержинск 90-х – центр химической промышленности»;
- «Здоровье человека и окружающая среда».
Особое место и роль в работе с детьми по второму направлению работы, занимает организация в ДОУ природоохранных акций:
- «Сухая веточка»,
- «Поможем деревцу!»,
- «Капелька»,
- «Помоги птицам» и т. д. ,
Цель которых способствовать формированию позитивного опыта взаимодействия ребенка с окружающим миром, осмыслению у дошкольников разных аспектов взаимодействия человека с природой.
В рамках акций проводится трудовой десант (трудовая деятельность детей, с целью привлечения детей к оказанию практической помощи объектам живой природы, это позволяет решать не только воспитательные задачи, но и формировать у детей положительное отношение к природе.
Кроме этого, задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим («Следы человека на планете Земля», цикла занятий по физической культуре («Знай свое тело», «Береги свое здоровье») и занятий по ОБЖ, экскурсий по зонам экологических проблем (загрязненное озеро «Пионерское», ближайший лесной массив и т. д.).
Вся работа по экологическому воспитанию детей в ДОУ строится в тесном взаимодействии с семьей, так как для ребенка-дошкольника большое значение имеет пример взрослого, особенно близкого человека.
Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах. Кроме этого для родителей в ДОУ с целью пропаганды действуют экологические газеты : «Елочка», «Прикоснись к природе сердцем» и т. д.
Наша система работы по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время.