Татьяна Барбакова
Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация: в данной статье речь идет о том, что в процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания. Главное достоинство игр по ФЭМП - дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными. Ключевые слова: игра – важнейший вид деятельности детей; развитие логического мышления; умение рассуждать; делать умозаключения; радость от игр; радость учения; увлекательные математические игры.
Публикация «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В условиях современного мира одной из основных задач интеллектуального и личностного развития ребенка становится развитие элементарных математических представлений. Согласно ФГОС ДОО, образовательная программа дошкольного образования должна обеспечивать формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях). И большая часть в реализации этого требования отводится игре, как важнейшему виду деятельности детей.
«Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива» - так писала выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.
В игре ребенка привлекают возможности активно себя проявить, выполнить или даже придумать самому игровые действия, добиться результата. Очень часто пассивные в повседневной жизни дети в процессе игры примеряют на себя роль лидера. Играя, ребенок развивается, даже не замечая этого. В некоторых случаях математические игры несут основную учебную нагрузку. Именно поэтому, я широко использую дидактические игры и игровые упражнения в своей работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста.
Дидактические игры включаются в содержание НОД в качестве одного из средств реализации программных задач: развитие у детей памяти, внимания, мышления, воображения, так как без этих качеств невозможно полноценное развитие ребенка. Дидактическая игра может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, которое направлено на выполнение поставленных задач по ФЭМП. В средней группе дидактические игры уместны как в начале, так и в конце НОД с целью воспроизведения и закрепления ранее изученного материала.
В результате освоения практических действий, дети познают свойства и отношения объектов, чисел, арифметические действия, величины и их характерные особенности, многообразие геометрических форм и пространственно-временные отношения.
Дидактические игры по ФЭМП подразделяются на несколько групп:
- игры с цифрами и числами
- игры-путешествия во времени
- игры с геометрическими фигурами
- игры на ориентировку в пространстве
- игры на развитие логического мышления
- игры на плоскостное моделировани
Главной задачей всех этих игр должно быть развитие логического мышления, а именно умения устанавливать простейшие закономерности: порядок чередования фигур по цвету, форме, размеру (например, игра «Найди фигуру, пропущенную в ряду»)
Для того чтобы процесс получения знаний был более продуктивным, необходим хороший эмоциональный настрой у детей. Этого я добиваюсь непринужденными разговорами в неторопливом темпе и привлекательностью наглядного материала.
С цифрами мы знакомимся с помощью таких игр, как «Пластилиновые цифры», «На что похожа цифра?», «Цифры вокруг нас». Дети отгадывают математические загадки, учат стихи про цифры, знакомятся с математическими сказками. На закрепление пройденного материала даю детям домашнее задание: выучить пословицы, поговорки с заданной цифрой, конкурсы рисунков «Необычная цифра». Часто в качестве динамической паузы я использую игру «Изобрази цифру», где дети показывают цифры пальцами, руками, используют свое тело, работают в парах. Прямому и обратному счету мы учимся с помощью игр «Веселый счет», «Смешная зарядка». Геометрические фигуры мы изучаем в таких играх как: «Геометрия вокруг нас», «Назови на какую фигуру похоже»; игры со счетными палочками «Составь геометрическую фигуру». Сначала выкладываем по образцу, затем я усложняю задание и прошу составить 2 ровных квадрата из 7 палочек или составить квадрат из 2 палочек (с использованием угла стола).Дни недели мы изучаем с помощью дидактической игры «Семь гномов», из которой мы узнаем, что каждый день недели имеет свое название. В роли дней недели выступают гномики, каждый из них имеет свой цвет. Для того, чтобы дети лучше запоминали название дней недели, на каждый из них мы учим стишок. Наша любимая игра на закрепление – «Живая неделька», где дети выстраиваются в правильной последовательности с гномиками в руках. Игру можно усложнить, поставив детей в неправильном порядке.
Представления детей о пространстве постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети свободно и с удовольствием выполняют задания типа: «Встань так, чтобы слева от тебя был стол, а справа стул» или «Сядь слева от Вовы». С помощью игр «Мы - архитекторы», «Веселый художник» дети определяют положение одного предмета по отношению к другому.
Также на ориентировку в пространстве мы очень любим «Математические квесты» с появлением сказочных персонажей и поиском сокровищ. В процессе работы я заметила, что чем чаще мы «путешествуем», тем лучше дети справляются со всеми заданиями, употребляют слова для обозначения положения предметов.
В дошкольном возрасте у детей формируется логическое мышление, т. е. умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления. Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, птиц и животных из фигур. В своей практике недавно я стала использовать некоторые из них: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра».
Игра «Танграм» - одна из несложных математических игр. За короткое время эта игра стала популярной в нашей группе. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам и из раза в раз стараются выполнять задания еще точнее. Каждому ребенку я раздаю конверт с 7 танами (частями) и лист картона, на котором дети составляют разнообразные движения по образцу или по собственному замыслу. Развивается умение анализировать простые изображения. Игру можно усложнить введением соревновательного момента. Кто быстрее других выкладывает картинку, тот получает награду. Кроме того, во время игры в «Танграм» дети закрепляют количественный и порядковый счет. А если посчитать таны сверху вниз, слева направо, то можно закрепить ориентировку на листе бумаги. Постоянно закрепляются сравнение по величине. Переставляя таны, дети развивают мелкую моторику. В процессе игры полезно вести разговоры с детьми о способе составления фигуры. Дети называют вновь полученную фигуру, считают стороны и углы, показывают геометрические фигуры, из которых она состоит, отмечают количество, видоизменяют. Эта деятельность развивает сенсорные способности, воображение, приобщает к творчеству. Еще одна игра, которая приобрела у детей популярность – «Колумбово яйцо». В этой игре главная фигура – овал, который поделен на 10 частей. Из этих частей дети слаживают силуэт птицы, животного или что-то другое. Это может быть составление рисунка мо моему заданию и образцу или по замыслу самих детей. Еще я предлагаю детям выложить силуэты на белом листе бумаги и обвести их по контуру. Потом этот рисунок можно по своему замыслу дополнить деталями. Это помогает разнообразить игру и способствует развитию творческого воображения. Кроме того, в процессе игры можно поговорить с ребенком о том, на что похожи эти фигурки. Таким образом дети учатся соотносить и сравнивать части головоломки с окружающими их предметами, выделять общее, анализировать и систематизировать.
«Монгольская игра» - одна из многих игр – головоломок на плоскостное моделирование. Игра способствует развитию образного мышления, воображения, комбинаторных способностей. Формирует представления о размере и форме; способствует развитию творчества, смекалки и сообразительности. Учит детей сравнивать и тренирует наблюдательность. Игровая задача заключается в том, чтобы собирать всевозможные фигуры из предложенных элементов по принципу мозаики. При этом необходимо использовать все части, присоединяя их друг к другу. Для средней группы целесообразно складывать фигуры по заданному примеру по расчлененному образцу.
Систематически я изучаю новинки методической литературы и стараюсь выбрать из нее интересный материал не только для себя, но и для консультаций с родителями, чтобы нашими совместными усилиями радость от игр у детей перешла в радость учения.
Используя различные дидактические игры в работе с детьми, я пришла к выводу, что в процессе игры дети лучше усваивают программный материал, более точно и правильно выполняют сложные задания.
С помощью развивающего обучения дети войдут в мир математики через увлекательные игры, и знания не покажутся им трудными и скучными.
Список использованных источников
1. Габийе, Анник Большая книга математических упражнений для дошкольников / Анник Габийе. - М. : Эксмо, 2016. - 499 c.
2. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. О. Гонина. - М. : Юрайт, 2015. - 465с.
3. Дидактические игры-занятия в ДОУ (средний возраст). Выпуск 1:
Практическое пособие воспитателей и методистов ДОУ/Авт. -сост. Е. А. Панова. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007. – 79 с.
4. Колесникова, Е. В. Математические ступеньки. Программа развития математических представлений у дошкольников / Е. В. Колесникова. - М. : Сфера, 2015. - 112 c.
5. Нищева, Н. В. Конспекты занятий по формированию у дошкольников естественнонаучных представлений в разных возрастных группах / Н. В. Нищева. - М. : Детство-Пресс, 2014. - 364 c.
6. Помораева, И. А. Занятия по формированию элементов математических представлений в средней группе детского сада / И. А. Помораева, В. А. Позина. - М. : Мозаика-Синтез, 2015. - 670 c.