Наталья Закаулова
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
Эмоции - психические процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Эмоции выражаются прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они являются одним из главных регуляторов деятельности ребенка.
Публикация «Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Современное воспитание детей часто вызывает невротизацию, являющуюся по мнению В. Н. Мясищева «эмоциональным заболеванием» личности. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов и фобий.
Проблема формирования психологического здоровья детей остается одной из ведущих в педагогической системе. Формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач психолого-педагогического воспитания. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.
Изучение литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, общение на методических объединениях с коллегами показали, что на сегодняшний день формирование «умных» эмоций является актуальной проблемой в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.
Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. В своей работе по формированию эмоционального мира ребенка, его умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими я делаю акцент на самовыражение ребенка, способствующее формированию самосознания. Большое внимание обращаю на такие эмоционально-личностные проблемы как повышенную тревожность, застенчивость, робость, а также трудности в общении, установлении социальных контактов со сверстниками и взрослыми.
Отсюда, главными целями работы моей работы в дошкольном учреждении являются :
• ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций,
• помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.
Задачами, которые я решаю, являются следующие:
1. Развивать умение:
• произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые испытывает ребенок.
• различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, беспокойно, удивительно, страшно)
• одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.
• произвольно и подражательно воспроизводить или демонстрировать эмоции по заданному образцу.
2. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.
3. Способствовать сплочению детского коллектива.
Реализация поставленных задач осуществляется по следующим принципам:
1. Системность образовательного процесса (одно занятие в неделю, совместная деятельность, ежедневное проведение бесед, игр и т. д.)
2. Принцип педоцентризма. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его сознания. Отбираются знания наиболее актуальные для ребенка этого возраста.
3. Принцип научности и доступности знаний. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, переходя в понятия, которые формируют знания.
4. Принцип «спирали», когда дети возвращаясь к тем или иным знаниям, идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления.
5. Удивление (использование точек удивления).
6. Развитие ценностного подхода. Не давая готовых ответов, дать возможность сделать выбор и оценить его.
7. Принцип заботы. Дети не только наблюдают, но и заботятся друг о друге.
Коррекционно-развивающую работу по формированию «умных» эмоций я проводила по следующим направлениям:
1. Диагностика детей и анализ результатов.
В начале работы я проводила диагностику эмоциональной сферы с помощью методик : «Рисунок семьи» (Хоминтаускас, «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, использую «опросник детско – родительских отношений» (Варга, Столин, методику «Волшебники», метод наблюдения деятельности детей. Проведенная диагностика показала, что 30% детей имеют высокий уровень проявления застенчивости, робости; у 30% детей проявляется высокий уровень страхов, тревожности, 30% детей не умеют взаимодействовать друг с другом (по отношению друг к другу проявляют агрессивность). Таким образом, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень важна.
2. Организация работы с родителями – дискуссии, клуб творческих встреч, круглые столы, анкетирование, собрания-диспуты, открытые занятия с детьми, родительские собрания, консультации, тренинги.
На встречах затрагивала такие вопросы как: «Воспитание чувств детей в семье», «Значение эмоций», «Преодоление негативных эмоциональных состояний детей средствами игры» и др.
3. Обмен опытом с педагогами - открытые занятия, мастер-классы, консультации,
тренинги «эмоционального выгорания»,семинары.
Я обсуждала такие темы как: «Работа с тревожными, гиперактивными детьми», «Стрессоустойчивость», «Организация работы с родителями детей с негативными эмоциональными состояниями» и др.
4. Обогащение развивающей предметной среды.
Оформила уголок «Азбука настроения», «Доска хороших поступков», использовала: стол для рисования песком, набор «Пертра».
5. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей.
В течение года я проводила цикл коррекционных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.
В своей работе использовала следующие программы и технологии: программа эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С. В., Слободяник Н. П., пособие «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаевой, занятия по социально-психологической адаптации ребенка в обществе С. И. Семенака, программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е. В. Котовой.
Развивая эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, использовала следующие методы и приемы:
• упражнения на мышечную релаксацию;
• дыхательную гимнастика;
• мимическую гимнастика;
• двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку;
• чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи
• позитивное подкрепление ответов детей;
• создание атмосферы взаимного доверия;
• обеспечение независимости в выборе и принятии решений;
• оказание положительной поддержки личности ребенка;
• минимализация количества ограничений и запретов;
• обеспечение только необходимой помощи ребенку;
Я организовывала деятельность, в которую включала занятия и игры («Друг к дружке», «Волшебная подушка», «Сиамские близнецы» и др., выставки картин, проводила беседы и дискуссии по разрешению конфликтных ситуаций. Формируя у детей умение снимать эмоциональное напряжение, проводила упражнения-тренинги («Хорошо-плохо», «Тренируем эмоции», «Угадай настроение» и др.). В своей работе обучала детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств, умению их видеть и ценить в себе индивидуальность, принимать и любить себя.
6. Обобщение результатов работы.
В конце учебного года провела диагностику, которая показала, что высокий уровень застенчивости снизился на 5%, страхов и тревожности на 10%, у 10% детей повысился уровень взаимодействия друг с другом.
Таким образом, выявлена эффективность использования программ и технологий, направленных на создание положительной и стабильной психоэмоциональной комфортности ребенка в окружающем его социуме. При систематическом и личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку такая работа дает свои положительные результаты. Мой ребенок - это ребенок:
• защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый
• самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий других
• умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию
• принимаемый и любимый.
Закаулова Наталья Алексеевна,
педагог-психолог высшей категории
МБДОУ Детского сада №16 «Росинка»