Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Наталья Закаулова
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста

Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

Эмоции - психические процессы, связанные с непосредственной оценкой значимости для индивида действующих на него факторов. Эмоции выражаются прежде всего в форме непосредственных переживаний удовлетворения или неудовлетворения его актуальных потребностей. Они являются одним из главных регуляторов деятельности ребенка.

Современное воспитание детей часто вызывает невротизацию, являющуюся по мнению В. Н. Мясищева «эмоциональным заболеванием» личности. Тело (сома) заболевает под влиянием эмоциональных перегрузок. Директивные действия взрослых с раннего возраста блокируют у ребенка эмоциональное самовыражение, что приводит к возникновению неврозов и фобий.

Проблема формирования психологического здоровья детей остается одной из ведущих в педагогической системе. Формирование «умных эмоций», коррекция недостатков эмоциональной сферы должны рассматриваться в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач психолого-педагогического воспитания. В процессе развития ребенка происходят изменения в его эмоциональной сфере. Меняются взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребенка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других.

Изучение литературы, анализ ежегодной диагностики особенностей эмоциональной сферы детей, общение на методических объединениях с коллегами показали, что на сегодняшний день формирование «умных» эмоций является актуальной проблемой в психолого-педагогической работе с детьми дошкольного возраста.

Для целенаправленной, системной работы с детьми необходимо определиться, что брать за основу, на какие эмоции опираться. В своей работе по формированию эмоционального мира ребенка, его умения конструктивно строить взаимоотношения с окружающими я делаю акцент на самовыражение ребенка, способствующее формированию самосознания. Большое внимание обращаю на такие эмоционально-личностные проблемы как повышенную тревожность, застенчивость, робость, а также трудности в общении, установлении социальных контактов со сверстниками и взрослыми.

Отсюда, главными целями работы моей работы в дошкольном учреждении являются:

• ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций,

• помочь прожить определенное эмоциональное состояние, объяснить, что оно обозначает, и дать ему словесное наименование.

Задачами, которые я решаю, являются следующие:

1. Развивать умение:

• произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые испытывает ребенок.

• различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, беспокойно, удивительно, страшно)

• одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции и эмоции, которые испытывают окружающие.

• произвольно и подражательно воспроизводить или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

2. Повысить самооценку детей, их уверенность в себе.

3. Способствовать сплочению детского коллектива.

Реализация поставленных задач осуществляется по следующим принципам:

1. Системность образовательного процесса (одно занятие в неделю, совместная деятельность, ежедневное проведение бесед, игр и т. д.)

2. Принцип педоцентризма. Обучение строится «от ребенка» в направлении расширения его сознания. Отбираются знания наиболее актуальные для ребенка этого возраста.

3. Принцип научности и доступности знаний. На каждом этапе первоначальные представления углубляются, насыщаются содержанием, переходя в понятия, которые формируют знания.

4. Принцип «спирали», когда дети возвращаясь к тем или иным знаниям, идут из года в год по восходящей, углубляя и расширяя представления.

5. Удивление (использование точек удивления).

6. Развитие ценностного подхода. Не давая готовых ответов, дать возможность сделать выбор и оценить его.

7. Принцип заботы. Дети не только наблюдают, но и заботятся друг о друге.

Коррекционно-развивающую работу по формированию «умных» эмоций я проводила по следующим направлениям:

1. Диагностика детей и анализ результатов.

В начале работы я проводила диагностику эмоциональной сферы с помощью методик: «Рисунок семьи» (Хоминтаускас, «Тест тревожности» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, использую «опросник детско – родительских отношений» (Варга, Столин, методику «Волшебники», метод наблюдения деятельности детей. Проведенная диагностика показала, что 30% детей имеют высокий уровень проявления застенчивости, робости; у 30% детей проявляется высокий уровень страхов, тревожности, 30% детей не умеют взаимодействовать друг с другом (по отношению друг к другу проявляют агрессивность). Таким образом, работа, направленная на развитие эмоциональной сферы очень важна.

2. Организация работы с родителями – дискуссии, клуб творческих встреч, круглые столы, анкетирование, собрания-диспуты, открытые занятия с детьми, родительские собрания, консультации, тренинги.

На встречах затрагивала такие вопросы как: «Воспитание чувств детей в семье», «Значение эмоций», «Преодоление негативных эмоциональных состояний детей средствами игры» и др.

3. Обмен опытом с педагогами - открытые занятия, мастер-классы, консультации,

тренинги «эмоционального выгорания»,семинары.

Я обсуждала такие темы как: «Работа с тревожными, гиперактивными детьми», «Стрессоустойчивость», «Организация работы с родителями детей с негативными эмоциональными состояниями» и др.

4. Обогащение развивающей предметной среды.

Оформила уголок «Азбука настроения», «Доска хороших поступков», использовала: стол для рисования песком, набор «Пертра».

5. Коррекционная работа по развитию эмоциональной сферы детей.

В течение года я проводила цикл коррекционных занятий по развитию эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста.

В своей работе использовала следующие программы и технологии: программа эмоционального развития «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С. В., Слободяник Н. П., пособие «Развитие эмоций дошкольников» В. М. Минаевой, занятия по социально-психологической адаптации ребенка в обществе С. И. Семенака, программа эмоционально-личностного развития детей «В мире друзей» Е. В. Котовой.

Развивая эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста, использовала следующие методы и приемы:

• упражнения на мышечную релаксацию;

• дыхательную гимнастика;

• мимическую гимнастика;

• двигательные упражнения, включающие попеременное или одновременное выполнение движений разными руками под любую текстовку;

• чтение детских потешек с чередованием движений, темпа и громкости речи

• позитивное подкрепление ответов детей;

• создание атмосферы взаимного доверия;

• обеспечение независимости в выборе и принятии решений;

• оказание положительной поддержки личности ребенка;

• минимализация количества ограничений и запретов;

• обеспечение только необходимой помощи ребенку;

Я организовывала деятельность, в которую включала занятия и игры («Друг к дружке», «Волшебная подушка», «Сиамские близнецы» и др., выставки картин, проводила беседы и дискуссии по разрешению конфликтных ситуаций. Формируя у детей умение снимать эмоциональное напряжение, проводила упражнения-тренинги («Хорошо-плохо», «Тренируем эмоции», «Угадай настроение» и др.). В своей работе обучала детей свободному выражению эмоциональных состояний, чувств, умению их видеть и ценить в себе индивидуальность, принимать и любить себя.

6. Обобщение результатов работы.

В конце учебного года провела диагностику, которая показала, что высокий уровень застенчивости снизился на 5%, страхов и тревожности на 10%, у 10% детей повысился уровень взаимодействия друг с другом.

Таким образом, выявлена эффективность использования программ и технологий, направленных на создание положительной и стабильной психоэмоциональной комфортности ребенка в окружающем его социуме. При систематическом и личностно-ориентированном подходе к каждому ребенку такая работа дает свои положительные результаты. Мой ребенок - это ребенок:

• защищенный, находящийся в безопасности, благополучный, здоровый

• самостоятельный, независимый, свободный, в чем-то превосходящий других

• умный, знающий, компетентный, контролирующий ситуацию

• принимаемый и любимый.

Закаулова Наталья Алексеевна,

педагог-психолог высшей категории

МБДОУ Детского сада №16 «Росинка»

Публикации по теме:

Формирование эмоциональной сферы детей посредством познания окружающей среды Слайд 2 Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя.

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста на развитие эмоциональной сферы «Страх» Цели: расширять представления детей об эмоции «страх»; учить понимать свои чувства и чувства других; продолжить учить передавать эмоциональное.

Конспект занятия по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «Эмоции и чувства» "Эмоции и чувства" Цель: выявить имеющийся у детей запас знаний об эмоциях и чувствах Образовательные задачи: познакомить детей.

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста средствами народной игрушки Игрушка, как средство формирования эмоционального состояния у детейИгрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально.

Программа занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир эмоций» Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию эмоционально-личностной сферы детей старшего дошкольного возраста «Удивительный мир.

Развитие эмоциональной и познавательной сферы у детей младшего дошкольного возраста Занятие «Веселое путешествие» Цель: совершенствовать умение различать предметы по цвету; развивать память, мышление, восприятие цвета; развивать.

Развитие эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами художественной литературы Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь.

Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возрастаФормирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Статья. "Формирование эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театральную игру путем эффективного использования дидактических.

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет посредством художественной литературы Аннотация к компьютерной презентации практических достижений профессиональной деятельности воспитателя Елецких М. В. СЛАЙД 1 Вашему вниманию.

Упражнения для развития эмоциональной сферы детей Вот несколько примерных упражнений для работы с эмоциями. ЭТАП 1 А • Детям читается рассказ или сказка, в которой герой испытывает определенное.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 16 июня 2016 в 23:05
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация «Психологическая готовность детей к обучению в школе». Часть 6
Деятельный критерий рассмотрим более подробно. В 6-7 лет моторика уже готова к тому чтобы писать скорописью. Именно в этот момент в созревании центральной...
Консультация для воспитателей и родителей «Вязание — лучшее хобби для женщин»
В прошлом вязание было необходимо для создания тёплой одежды и одеял, а сегодня оно может показаться устаревшим ремеслом, но это не так. Наоборот, в...
Конспект игры-занятия по развитию речи для детей первой группы раннего возраста...
b]Цели:[/b] содействовать расширению представления детей о домашних животных и их характерных особенностях, побуждать к ответам на вопросы, воспитывать...
Консультация «Подарок папе своими руками». Часть 8
Поделки из бросового материала Пластиковые бутылки относятся к ненужным предметам, от которых мы избавляемся практически каждый день. В тоже время –...
Областной конкурс грантов молодежных авторских проектов «Измени жизнь к лучшему»
Приложение № 3 к положению о конкурсе грантов члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Р. Э. Гольдштейна для молодежных авторских...