Валентина Фомина
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей 1-го года жизни с взрослым
Маленькие дети обладают врождённой способностью в общении. Общение с взрослым является условием и источником психического развития малыша. Во время общения происходит интенсивное созревание мозговых структур, развиваются все навыки младенца: двигательные, сенсорные, эмоциональные, речевые.
Публикация «Формирование эмоциональных контактов и социального поведения детей первого года жизни со взрослым» размещена в разделах
В домах ребёнка потребность каждого из детей в общении с взрослым, в новых впечатлениях, двигательной активности и положительных эмоциях должны быть удовлетворены. Эту задачу мы решаем, используя различные виды контакта : эмоциональное взаимодействие, мимические проявления, речевое общение, прикосновения. Общение с ребёнком строим, основываясь на постоянном, неустанном желании познать своеобразие его индивидуальности. Тактичное всматривание, проникновение в эмоциональное состояние ребёнка, наблюдение за происходящими в нём изменениями позволяет создать основу для глубокого взаимопонимания между ребёнком и взрослым. Совместные игры и действия взрослого и ребёнка, использование жестов, особенно указательного, подражание действиям – всё это способствует формированию контактов ребёнка с взрослым. В основу работы мы взяли игры из книги Ю. А. Разенковой «Игры с детьми младенческого возраста» Москва «Школьная Пресса» 2009г. Во время игр взрослого с ребёнком устанавливается тесная связь, ребёнок чувствует мотив, тепло, ласку, он становится спокойным, активным, самостоятельным.
Ниже приводится таблица, в которой отмечены показатели развития эмоций и социального поведения детей первого года жизни и приёмы работы, которые предлагаются для работы с малышами.
1 месяц
Показатели развития:
- Первая улыбка на разговор взрослого
- При контакте со взрослым успокаивается
Приёмы работы
- Поглаживать, тормошить, покачивать, щекотать, обнимать малыша
- Стимулировать улыбку в ответ на разговор взрослого
«Звуки» с. 73, «Забава» с. 73
- Легко дотрагиваться до ножек малыша, поглаживать его ступни, поглаживать ручки, перебирать пальчики, дотрагиваясь до каждого ноготка ребёнка «Наша птичка» с. 10
- После сна нежно и ласково прижимать ребёнка к себе. Раздевая его, поглаживать ручки и ножки, животик, нежно тормошить его грудку, улыбайтесь ему, смотреть в глазки, приближать и удаляйте своё лицо относительно его лица «Потянушеньки» с. 11
2 месяца
Показатели развития
- Быстрая улыбка в ответ на эмоциональное общение с ним
Приё мы работы:
- Играя с ребёнком, преувеличенно гримасничать
- Приплясывать с ребёнком на руках, напевая песенки, слегка приподнимая и опуская его, поворачивать влево - вправо
«Еду – еду» с. 12, «Тушки-тутушки» с. 13, «Потягушеньки» с. 13, «Ой, люли, люли» с. 14
- Разговаривать с малышом эмоционально - выразительно и личностно адресовано. Наклоняясь к малышу и удаляясь от него, тормошить его за грудку, напевно, с различными интонациями повторять звуки. Дожидаться ответа от ребё нка: восторженно смотреть на него, призывно улыбаясь, приглашая его к звуковому взаимодействию
- Напевать песенки, потешки «Жил-был у деточки маленький носик» с. 12
3 месяца
Показатели развития
- Проявляет «комплекс оживления» в ответ на эмоциональное общение с ним
- Реагирует на пребывание в кругу знакомых улыбкой, воркованием, прекращением плача
- Оживляется или подаёт голос, когда к нему обращаются
Приё мы работы:
-«Пляска» ручками и ножками ребёнка
- Игры с воспроизведением звуков из «набора» самого малыша
- Отвечать ответной улыбкой на эмоционально-положительные реакции ребёнка
«Ай, люленьки» с. 16
- Разговаривать с малышом эмоционально-выразительно и личностно адресовано «Вот проснулись» с. 15
- Поглаживать щёчки, носик, шейку, ручки и ножки ребё нка различными мягкими предметами: кусочком шёлка, пёрышком, цветными кусочками ваты, мягкой кисточкой.
4 месяца
Показатели развития:
- Громко смеётся в ответ на эмоциональное общение с ним
- Протестует, когда теряет взгляд взрослого или когда взрослый собирается уходить
Приё мы работы:
-«Погулять» мягкой игрушкой по ребёнку
- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с молчаливым присутствием в поле зрения ребёнка «Ай, люленьки!» с. 16
- Чередовать игры по вызыванию «комплекса оживления» с отходом от ребёнка
- Напевание песенок, потешек
«Ненаглядненький» с. 20
«Игры с шарфиком» с. 20
«Вздумалось детке» с. 21
«Смелый пилот» с. 21
«Кадриль» с. 22
5 месяцев
Показатели развития:
- Различает строгую и ласковую интонацию обращённой к нему речи
- Тянется к знакомым людям
- Отличает близких от чужих по внешнему виду (по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека)
- Переводит взгляд с одного говорящего человека на другого
- Узнаёт голоса знакомых людей
- Обменивается со взрослым звуками и выражением лица
Приё мы работы:
- Чередование ласкового разговора и улыбки со строгим голосом и серьёзным выражением лица
- Организовывать разговор двух взрослых в поле зрения ребёнка
- Игры – пляски: пляска с ручками и ножками ребёнка «Кадриль» с. 22
- Пение весёлых песенок, потешек: «Ладушки», «Гуси – гуси»
«Вздумалось детке» с. 21
«Смелый пилот» с. 21
«Кадриль» с. 22
6 месяцев
Показатели развития:
- Отворачивается, плачет, пытаясь избежать нежелательного контакта
- Проявляет интерес к человеку взглядом, попыткой дотянуться до человека
- Подкидывать малыша, чтобы спровоцировать ребёнка издавать звуки
«Вверх-вниз» с. 93
Приё мы работы:
- Держать ребёнка на коленях, махать его ручками, как крыльями «Гули – голубочки»
- Игры – забавы с воздушными шариками
- Пение весёлых песенок, потешек
7 месяцев
Показатели развития:
- Внимательно смотрит за действиями окружающих
- На вопрос «где?» находит хорошо знакомых людей
- Старается привлечь к себе внимание слогами или зовущими звуками
- «Требуя» продолжения какого-либо занятия, начинает двигаться, ищет зрительного контакта или подаёт голос, хнычет
Приё мы работы:
- В течение дня неоднократно обращать внимание ребёнка на того или иного взрослого
- Играя с малышом, активно разговаривать с ним, затем резко прекратить общение. Дождаться реакции и опять начать разговор «Ехал Тит на дрожках» с. 24
«Где деточка» с. 24
Экскурсия по группе с. 25
«Мчится поезд во весь дух» с. 25
«Достань из пакетика» с. 26
«Всё дело в шляпе» с. 26
8 месяцев
Показатели развития:
- Подражает действиям взрослого с игрушками (стучит, толкает, вынимает и др.)
- Интересуется предметами, издающими звук
- Тянет руки навстречу взрослому
- Повторяет действия, вызывающие интересную реакцию взрослого
(н-р, смех)
- Движениями и звуками привлекает к себе внимание
Приё мы работы:
- Показывать малышу, как действовать с игрушкой (молоточком – стучать, мяч – толкать, из ведёрка вынимать игрушки) «Вынимаем из пакета» с. 148, «Толкаю мяч» с. 147
- Предлагать игрушки, издающие различные звуки: погремушки, пищалки «Музыкальная игрушка» с. 32
- Позвать ребёнка к себе, протягивая ему навстречу руки
«Подражаем» с. 88
- Посадить ребёнка к себе на колени, качая, приговаривать слова игры «Вверх – вниз»
- Экскурсия по группе
9 месяцев
Показатели развития:
- Любит обниматься
- Предлагает взрослому предмет, но не всегда отдаёт
- Играет в «прятки»
- Интересуется заводными игрушками
Приё мы работы:
- Показать ребёнку заводную игрушку, завести её, предоставив малышу наблюдать за ней, достать её «Показ заводной игрушки» с. 25
«Шляпа» с. 49
«Петушок» с. 48
«Поезд» с. 50
«Большие и маленькие кубики» с. 51
10 месяцев
Показатели развития:
- Специально бросает предметы, чтобы их поднимали
- При заигрывании с ним выполняет разученные действия и движения («Сорока», «Прятки»)
- Замирает при слове «нельзя»
- Подражает действиям взрослого
- Подражает выражению лица взрослого
Приё мы работы:
- «Бросание прищепок» с. 147
- «Размазываем крем по мисочке» с. 139
- «Плюх и бултых» с. 145
- «Ку-ку» с. 85
- «Мишка спрятался» с. 84
- «Забавы перед зеркалом» с. 88
- «Маракасы» с. 68
- «Катаю мой мяч» с. 89
11 месяцев
Показатели развития:
- Понимает слово «нельзя» – прекращает действия
- Понимает несколько жестов: «указательный», «до свидания», «иди ко мне», «нельзя»
Приё мы работы:
- Увидев нежелательное действие ребёнка (стучит по столу чашкой, обращаясь к нему по имени, строго сказать: «Нельзя!». Если ребёнок не прекращает, повторить ещё 2-3 раза. Недопустим сердитый окрик. Лучше сразу переключить внимание малыша на что-то другое.
-«Настенная картина» с. 92
- «Иди ко мне» с. 121
- «Ходит детка» с. 122
- «Игра с тёплым тестом» с. 140
12 месяцев
Показатели развития:
- Проявляет удовольствие, когда его хвалят
- Может выполнять отдельные поручения: «Найди», «Принеси», «Отдай тёте» - Организовывать игры с игрушками, позволяющими развивать некоторый сюжет в игре: с куклой, пирамидкой, мишкой, лошадкой и др.
Приё мы работы:
- Организовывать игры – шутки «Идёт коза рогатая»
- «Лежебока рыжий кот» с. 32
«Погремушка, погреми!» с. 67
- «Пляшем сами» с. 69
- «Большие и маленькие кубики» с. 51
Сюрпризная коробка» с. 31
«Музыкальные игрушки» с. 32
«Мыльные пузыри» с. 30
Литература
1. Дневник развития ребёнка от рождения до 3-х лет. Москва, «Когнито – Центр», 1999г.
2. Оздоровительная и воспитательная работа в Доме ребёнка под ред. Э. Л. Фрухт Москва, «Просвещение», 1989г.
3. Разенкова Ю. А. «Игры с детьми младенческого возраста» Москва, «Школьная Пресса», 2009 г.
4. Печора К. Л., Пантюхина Г. В., Голубева Л. Г. «Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях Москва, «Просвещение», 1986г.