Любовь Кутыркина
Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Уже с первого класса школа предъявляет к учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший ее порог, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от товарищей по классу.
Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, предполагающем определенную степень сформированности средств языка : произношения и различения звуков, словарного запаса, грамматического строя, интонации, а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться ими в целях общения. В связи с возросшими требованиями школьного образования, изучение речевых нарушений, а также их коррекция приобретают особую важность в процессе подготовки детей к обучению в школе.
Публикация «Формирование звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2016
Развитие речи старшего дошкольника, умение связно, последовательно, логично излагать свои мысли, развитие фонематического слуха — важнейшие моменты в подготовке детей к школе.
К шести годам также почти полностью формируется произносительная сторона речи. Почти все дети четко и правильно произносят все звуки, исчезает смешение шипящих и свистящих звуков, звуков [р] ([р']) и [л] ([л']). В этот период жизни ребенок уже может изменять по мере необходимости громкость и темп речи : говорить громко, тихо, шепотом; быстро, медленно (причем ускорить свою речь ему легче, чем замедлить); умеет использовать интонационные средства выразительности. Однако у некоторых детей еще могут отмечаться те или иные недостатки в произношении звуков. Если у ребенка еще имеются недостатки речи, надо постараться устранить их до поступления в школу, так как от этого во многом будут зависеть его успехи в учебе.
И хотя достижения ребенка в усвоении всех сторон речи значительны, тем не менее проводить с дошкольником специальные упражнения необходимо — они помогут закрепить достигнутое. Несомненно, что задания теперь должны быть более сложные, поскольку ребенок вырос, он уже многое знает и умеет.
Одновременно с обогащением словаря, формированием грамматической правильности речи, развитием разговорной и связной речи следует приучать шестилетнего ребенка правильно слышать и различать звуки, отчетливо и внятно произносить их в словах, во фразе.
В этом возрасте дети, как правило, правильно произносят все звуки родного языка, отчетливо и внятно говорят слова и фразы, умеют пользоваться умеренным темпом, нужной громкостью голоса, говорить достаточно выразительно. Однако у некоторых детей наблюдается несовершенство звуковой стороны речи, поэтому работу по ее развитию следует продолжать. Особое внимание нужно обратить на правильное, отчетливое, ясное произнесение звуков, слов и фраз. При наличии недостатков в произношении звуков следует принять все меры к их исправлению.
Задачи воспитания звуковой культуры речи выдвигаются в соответствии с основными аспектами понятия «звуковая культура». Содержание работы строится на основе данных фонетики, орфоэпии, искусства выразительного чтения, при этом необходимо учитывать возрастные особенности речи детей.
Можно выделить следующие задачи:
1. Формирование правильного произношения звуков. Звук речи — минимальная, нечленимая речевая единица.
2. Выработка дикции.
3. Работа над правильным словопроизношением и словесным (фонетическим) ударением.
4. Формирование темпа речи и качеств голоса.
6. Воспитание выразительности речи.
7. Воспитание культуры речевого общения.
8. Развитие речевого слуха и речевого дыхания.
Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками, усвоение которых происходит постепенно в течение 3-4 лет.
В отличие от речевых дефектов несовершенства звукопроизношения связаны с возрастными особенностями формирования детской речи, с постепенностью и определенной последовательностью появления звуков в речи. Недостатки звукопроизношения — с неправильным усвоением звуков (межзубное произнесение свистящих звуков, горловое произнесение звука [р] и т. д., а также с поздним их усвоением (например, свистящие звуки появляются в речи детей к пяти годам).
Недочеты в произношении звуков могут выражаться в искаженном их произнесении; в замене звуков, сложных в артикуляционном отношении ([ш], [ж], другими, более простыми ([с], [з]); в пропуске звуков и в неустойчивом их произношении, когда в одних словах звук произносится верно, в других — заменяется. Неисправленные своевременно недостатки звукопроизношения у детей могут вызвать трудности в овладении чтением и письмом.
Произношение звуков у детей дошкольного возраста зависит от работы их речедвигательного аппарата. Поэтому, формируя правильное звукопроизношение, необходимо постоянно упражнять отдельные органы речедвигательного аппарата, особенно мышцы губ, щек, языка; развивать подвижность челюсти. Педагогические приемы должны помочь ребенку быстрее овладеть координацией артикуляционных движений. От точности и силы этих движений будет зависеть чистота, четкость произношения звуков и слов.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Система упражнений по развитию артикуляционной моторики должна включать как статические упражнения, так и упражнения, направленные на развитие динамической координации речевых движений.
Упражнения для губ
«Улыбка»- Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
«Кролик» - Зубы сомкнуты. Верхняя губа приподнята и обнажает верхние резцы.
Упражнения для развития подвижности губ
«Рыбки разговаривают»-Хлопать губами друг о друга (произносится глухой звук).
«Поцелуй» - Щеки сильно втянуть внутрь, а потом резко открыть рот. Необходимо добиться, чтобы при выполнении этого упражнения, раздавался характерный звук «поцелуя».
Статические упражнения для языка
«Птенчики»-Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.
«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
Динамические упражнения для языка
«Змейка» - Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«Качели» - Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Упражнения для развития подвижности нижней челюсти
«Обезьяна» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.
«Сердитый лев» - Челюсть опускается вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку и мысленным произнесением звуков а или э на твердой атаке, сложнее – с шепотным произнесением этих звуков.
Для развития звукопроизношения так же используют подвижные или хороводные игры с текстом («Каравай», «Лошадки», «Поезд); рассказы со звукоподражанием; заучивание специально подобранных потешен, стихотворений, дидактические игры с наглядным материалом или словесные с переходом от простых к более сложным звукам («Чей домик?» при изображении котят сначала используются звукоподражания мяу-мяу, а затем мур -мyр; при изображении собачки - сначала ав-ав, а позднее — р-p-p).
Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. У многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, от чего у детей недостаточно открывается рот и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем — от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
В старших группах для совершенствования дикции используется специфичное упражнение — заучивание скороговорок.
Цель использования скороговорки — тренировка дикционного аппарата — определяет методику преподнесения ее детям на занятиях. Новую скороговорку воспитатель произносит наизусть в замедленном темпе, отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читает ее несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями.
Общая длительность таких упражнений — 3-10 минут. Можно разнообразить такие занятия, например предложить повторять скороговорки «по заявкам» детей, роль ведущего поручать разным детям. Можно повторять скороговорку частями по рядам: 1 ряд: Из-за леса, из-за гор. ; 2 ряд: Едет дедушка Егор! Если скороговорка состоит из нескольких фраз, ее интересно повторять по ролям — группами. Первая группа: Расскажите про Покупки! Вторая группа: Про какие про покупки? Все вместе: Про покупки, про покупки, про покупочки мои! Все эти приемы активизируют детей, развивают их произвольное внимание.
Формирование звуковой выразительности речи обеспечивается умением изменять голос (повышать и понижать его тон, усиливать и понижать громкость, ускорять и замедлять темп речи, использовать паузы, выделять голосом отдельное слово или группу слов, придавать голосу эмоционально-экспрессивную окраску. С помощью интонации говорящий отражает свое отношение к высказываемой мысли, передает свои чувства, переживания, доводит свое высказывание до полной завершенности.
Правильное использование интонационных средств выразительности зависит от сформированности речевого слуха, развития слухового внимания, речевого дыхания, от умения правильно пользоваться голосовым и артикуляционным аппаратом. Поэтому задача воспитания интонационной выразительности речи заключается в том, чтобы учить детей изменять голос по высоте и силе в зависимости от содержания высказывания, пользоваться паузами, логическим ударением, менять темп и тембр речи; точно, осознанно выражать как свои, так и авторские мысли, чувства и наст-роения.
Важно приучать детей к плавной речи среднего темпа. Лучший прием — проведение хороводов, подвижных игр с напевным текстом, а также сопровождение речи движениями, так как действиям крупных мышц тела легче сообщить нужный замедленный темп, чем действиям мелких, речедвигательных, требующих тонкой дифференциации.
При формировании различных качеств голоса детей — силы, высоты можно использовать подвижные игры, в которых требуется проговаривание вполголоса. Например, в игре «Кот на крыше» дети негромко произносят:
Тише, мыши,
Тише, мыши,
Кот сидит
На нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись!
B старших группах нужно использовать тренировочные упражнения, развивающие гибкость голоса, игра «Эхо». Все дети изображают голоса птиц в лесу (пинь-пинь, ку ку, а ребенок, выполняющий роль эха, повторяет эти звуки тихо, как бы издалека. В подвижных играх «Мышеловка», «Kарусель» текст определяет форму произнесения : тихо, медленно, быстрее.
Еле-еле, еле-еле
завертелись карyсели.
A потом кругом, кругом —
Все бегом, бегом, бегом.
Очень важно воспитывать интонации, которые будут необходимы детям в их повседневной жизни. Нужно им показать, как приветливо и радушно встречают и приглашают гостей, дружелюбно просят о чем-то товарища, ласково уговаривают малыша поиграть вместе со всеми.
Есть ряд игр и хороводов, где текст, чаще всего фольклорный, произносится с особенно яркими интонациями. Например игра «Угадай», в которой должны прозвучать интонации вопроса, любопытства, противопоставления:
-Здравствуйте, дети,
Где вы бывали,
Что вы видали?
—Что мы видели — не скажем,
A что делали — покажем.
Большой эффект в овладении различными средствами звуковой выразительности (темпом, интонацией, логическим ударением) имеет чтение детьми стихотворений и пересказ художественных прозаических произведений. Педагог должен с помощью методических приемов научить детей самостоятельно выбирать средства выразительности в зависимости от содержания произведения.
Важно проводить работу и по формированию речевого слуха. Оно включает в себя способность к слуховому вниманию и пониманию слов, умение воспринимать и различать разные качества речи. Работа по формированию речевого слуха проводится во всех возрастных группах. Большое место занимают дидактические игры для развития слухового внимания, то есть умения услышать звук, соотнести его с источником и местом подачи.
В старших группах слуховые восприятия развиваются как с помощью игр «Где позвонили?», «Угадай, на чем играют?», так и при слушании радиопередач, магнитофонных записей. Нужно чаще практиковать кратковременные «минуты тишины», превращая их в упражнения «Кто больше услышит?», «О чем говорит комната?» B процессе этих упражнений можно предлагать отдельным детям изобразить звуками то, что они услышали (капает вода из крана, ; жужжит беличье колесо и так далее).
Другую категорию составляют игры на развитие собственно речевого слуха (для восприятия и осознания звуков речи, слов). Воспитатель предлагает отгадывать не слова, а звуки; произносит не одно слово, а два близких по звучанию (жук —паук, сон — суп). Игра «Угадай, что я сказала» занимает 3-7 минут.
Для различия тембра и качеств голоса проводятся разнообразные варианты игры «Угадай, кто позвал?». Например, дети угадывают товарищей по голосу в игре «Угадай, кто позвал мишку?», а так же могут угадывать, как позвали (тихо, громко, медленно, быстро, ласково и так далее). Проводятся и народные игры, требующие тренировки слуха: «Эхо», «Телефон».
Развитие фонематического восприятия предполагает развитие у детей аналитической деятельности в области их собственной речи : выделить в речи предложения, в предложениях слова, в словах – звуки. На примерах разных слов воспитатель подсказывает детям, что слова состоят из звуков, эти звуки располагаются по порядку; замена одного звука другим меняет все слово (кит - кот, мышка – мишка).
Детей обучают произнесению слона с интонационным выделением того звука, который затем должен быть назван изолированно.
Лото «Определи первый звук в слове»
Цель: упражнять детей в выделении первого звука в слове.
Игровой материал: карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:
а - автобус, аист, ананас, арбуз
у - удочка, усы, утка, утюг
и - иволга, иголка, индюк, иней
п - палатка, пила, платье, портфель
ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок
ч - чайник, часы, черемуха, черешня
к - карандаш, котенок, кузнечик, краски
х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк
с - сено (тог, сирень, скворец, собака
з - замок, заяц, зонт, земляника
ж - желуди, жираф, жук, журавль
ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф
л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка
р - рак, редис, рысь, рябина
Сочетание предметов на карточке может быть разным:
а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);
б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);
в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).
Примерный набор карточек:
1) ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски;
2) утюг — портфель — сирень — замок — шалаш — жук;
3) арбуз — халат — скворец — цифры — рябина — чайник;
4) ананас — удочка — иней — пила;
5) черешня — цапля — редис — ласточка;
6) собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы;
7) кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус — иней;
8) хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак— лесенка и т. д. ;
9) автобус — усы — иголка — овес — шапка — журавль;
10) цапля — черепаха — ласточка — рак — заяц — шарф. Под каждым изображением — полоска из трех одинаковых клеток.
Ход игры:
Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п.). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе, которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.
Так же важно научить ребенка правильно дышать в процессе речи, устранить возрастные недостатки речевого дыхания. Прежде всего у детей нужно развивать бесшумный, спокойный вдох без поднимания плеч. Для работы над речевым дыханием используются некоторые гимнастические упражнения («дровокол», «насос», игровые упражнения (поддувание бумажных птичек, шариков и так далее).
«Ветерок»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метелочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение "дождик".
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
«Перышко, лети!»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье перышко.
Ход игры: Подбросьте перышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на перышко снизу вверх.
Воспитание звуковой культуры – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи представляет собой целую систему, осуществляемую с первых дней пребывания в детском саду. Без специального внимания взрослых развитие звуковой стороны речи задерживается, могут сложиться отрицательные речевые привычки, которые очень трудно затем изжить.
Список литературы
1. Болотина Л. Р. Воспитание звуковой культуры речи у детей в ДОУ : метод. Пособие/ Л. Р. Болотина, Н. В. Микляева, Ю. Н. Родионова. – М. : Айрис-пресс, 2006.
2. Горшкова E. Учите детей общаться // Дошкольное воспитание. – 2000. -N212. – с. 91-9З.
3. Колодяжная T. П. Колунова Л. A. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. Методические рекомендации для руководителей и воспитателей ДОУ,- Ростов — н/ Д: Ти «Учитель», 2002. — 32с.
4. Шмаков С. А. Игpы — шутки, игpы — минутки. M.,-1996.