Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования

Валентина Сытник
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования

Введение

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Для развития интеллекта в дошкольном учреждении наряду с традиционными методиками используются инновационные педагогические технологии. Одним из эффективных способов умственного воспитания является формирование временных представлений с использованием моделирования. Ориентировка во времени жизненно необходима ребенку. В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям. Временные представления оказывают положительное влияние на общее умственное развитие детей и являются одним из показателей их готовности к школе. Сформированность временных представлений у детей повлияет на воспитание таких качеств как организованность, целенаправленность, собранность умение планировать свою деятельность, а значит, служит базисом его личностной культуры.

Цель: создание условий для развития интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством формирования временных представлений (сутки, последовательность частей суток) с использованием моделирования

Задачи:

- Выявить уровень интеллектуального развития детей

- Разработать систему по применению моделей по формированию временных представлений.

- Создать условия и обстановку, благоприятные для вовлечения ребенка в познавательную деятельность.

- Создать единое педагогическое пространство для развития интеллектуальных способностей дошкольника в семье и дошкольном учреждении.

- Определить эффективность использования системы.

Принципы работы: принцип научности знаний; принцип систематичности; принцип личностного подхода; принцип минимакса; принцип активности и самостоятельности; принцип воспитывающей и развивающей направленности знаний.

1. Теоретическая часть

1.1. Особенности интеллектуального развития детей 5 - го года жизни.

Дошкольный возраст с 4 до 5 лет называют средним. Он как бы находится на переходе от младшего к старшему дошкольному возрасту. Этим детям свойственны некоторые черты младших дошколят (конкретность и образность мышления, неустойчивость внимания, интересов и эмоций, преобладание игровой мотивации и др.) В то же время средний дошкольный возраст характеризуется развитием познавательных способностей, развитием коммуникативной, волевой и мотивационной сторон личности. По словам Л. С. Выготского, у детей среднего дошкольного возраста складываются совершенно новые отношения между мышлением и действием, появляется внутренний план действий, который определяет осмысленное поведение ребенка.

Мышление, бесспорно, является одной из наиважнейших составляющих психики человека. Трудно представить реализацию какого-либо вида деятельности без подключения мышления. Как подчеркивал Л. С. Выготский, развитие мышления является центральным для всей структуры сознания и для всей системы деятельности психических функций. В четыре-пять лет начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Они могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения.

Мышление в целом и более простые процессы, его составляющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельности ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Таким образом, средний дошкольный возраст является важной ступенью поступательного развития ребенка. Он осваивает много новых знаний, умений и навыков, крайне важных для его дальнейшего полноценного развития.

1.2. Влияние формирования временных представлений с использованием моделирования на интеллектуальное развитие детей 5 го года жизни.

Время – философская категория сложная для познания детьми дошкольного возраста. Знакомство дошкольников с единицами измерения осуществляется в определенной системе и последовательности. Так как мышление дошкольников характеризуется предметной образностью и наглядной конкретностью, формировать представления о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. А такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, можно рассмотреть только используя технологию моделирования.

В последние годы вопросы использования моделей и моделирования в работе с детьми дошкольного возраста привлекает все больше внимания. Их решение связывается с поисками путей совершенствования содержания и методов обучения, повышением эффективности подготовки ребенка к обучению в школе. Единым основанием для процесса обучения дошкольника, так и школьника выступает теория Л. С. Выготского о роли и обучении в развитии ребенка. Он считал, что самое существенное в развитии человека – это становление его сознания. Именно оно характеризует возможности познания человеком окружающей действительности и самого себя. Сознание человека- особая структура высших психических функций, таких, как восприятие, память, воображение, мышление. У человека они носят опосредованный характер. Основными средствами их формирования выступают прежде всего слова, понятия, которые стоят между человеком и миром и являются средствами открытия наиболее существенных сторон. Психологами доказано, что развитие ребенка заключается в постоянном освоении им человеческой культуры, развитии способности видеть мир и взаимодействовать с ним посредством существующих в этой культуре способами. Однако действия с понятиями, в которых в значительной степени фиксируется человеческий опыт на разных возрастных ступенях не одинаково значимы. Исходя из особенностей психического и возрастного развития детей, необходимо не только организовывать различные виды деятельности, но и использовать и те средства, которые способствуют наиболее эффективному развитию и становлению личности ребенка, его умственных способностей. Дошкольное детство определяется как период, оптимальный для умственного развития и воспитания.

Современные психологи Л. А. Венгер, С. П. Проскурова, А. В. Запорожец выявили, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста выше чем считалось раньше. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах Ф. Флебера, М. Монтенссори, но и способен усваивать представления о связях, лежащих в основе многих явлений природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач. Одним из наиболее перспективных методов реализации умственного воспитания является моделирование, поскольку мышление детей 5го года жизни отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Дошкольный возраст – период образных форм сознания, и основные средства, которыми ребенок овладевает в этот период – образные: сенсорные эталоны, символы, знаки и прежде всего, это различные наглядные модели, схемы и т. д. Использование их позволяет ребенку обобщить непосредственный опыт, выделить в окружающем наиболее существенное, значимое.

Исследователями (Р. Н. Блехер, Д. Т. Рихтерман,Е. Щербаковой) предлагаются круговые и линейные модели. Такие модели просты и многофункциональны в работе. Они позволяют ребенку свободно манипулировать ими на уровне развития их наглядно-образного мышления, понимать принципы, свойства и закономерности времени.

В процессе ознакомления с временными представлениями в работе с детьми дошкольного возраста используются линейные и круговые модели. Работа с ними помогает включить детей в активную умственную деятельность. Опора на модели стимулирует самостоятельность и инициативность в познавательной деятельности.

Наглядность, образность моделей, возможность практических действий с ними повышают интерес детей к занятиям. Ребёнок при этом легко адаптируется к изменениям среды, активно и адекватно действует, успешно развивается как личность.

Возможность проведения игр и игровых упражнений с моделями позволяет воспитателю развивать в детях умение творчески осваивать содержание занятий, накапливать опыт познания, повышать интерес к познанию, постепенно усложнять познавательный материал.

Временные модели, отражающие динамическую смену временных циклов, помогают дошкольникам не только закрепить временные эталоны, но и иллюстрировать свойства времени (одномерность, необратимость, текучесть, сменяемость

Назначение моделей – облегчить ребёнку понимание свойств вещей и связей между ними, которые для него в обычной жизни не очевидны. Это один из наиболее перспективных методов умственного воспитания, поскольку мышление дошкольника имеет предметную образность и наглядную конкретность.

2. Практическая часть

2.1 Диагностический этап

На диагностическом этапе работы решалась следующая задача:

-Выявить уровень интеллектуального развития детей.

Для этой задачи нами были использованы диагностические задания.

Приложения№ 1

В диагностике приняли участие 24 ребенка

По результатам констатирующей диагностики было установлено, что высокий уровень знаний у детей не выявлен. Средний уровень знаний – 15 человек, низкий уровень знаний составляет 9 человек.

С целью изучения интереса родителей к вопросу развитие интеллектуальных способностей детей посредством моделирования временных представлений было про-

ведено анкетирование на тему «Условия для развития интеллекта детей».

Приложение №2

Данные диагностики детей и анкетирования родителей выявили потребность в организации планомерной работы по развитию интеллектуальных способностей детей посредством формирования временных представлений.

2.2 Подготовительный этап

Задача: разработать систему по применению моделей по формированию временных представлений детей среднего дошкольного возраста.

Для проведения системы игр и занятий с детьми был разработан перспективный план, суть которого заключалась в поэтапном формировании представлений о времени и использование их в речи, в совместной деятельности воспитателя с детьми, в самостоятельной деятельности детей. При отборе комплекса игр и упражнений руководствовались принципами доступности, последовательности, систематичности, учитывались индивидуальные особенности детей, широкое применение различных видов наглядности в виде плоскостных и круговых моделей.

Приложение№3

Предметно-развивающая среда.

Свою работу мы начали с обогащения предметно-развивающей среды:

Дидактические игры, систематизированы по степени сложности, включающие разнообразные дидактические средства (схемы, модели)

Дидактические карточки с изображением действий детей, взрослых, природных явлений.

Оформили календарь природы.

Изготовили линейные, круговые модели «Времена года», «Суточный домик», «Помощник будильник»

Пирамидки «Части суток», «Времена года»

«Полочка умных книг»- тематический подбор книг по теме.

Такая развивающая среда в группе создает возможность интеграции различных видов деятельности на основе формирования временных представлений детей: поисковой, игровой, элементарно – исследовательской. Ребенок выбрав деятельность в соответствии со своим интересами и возможностями, а также необходимый материал, вовлекается в разные виды общения (взрослый- ребенок, ребенок- ребенок). Он имеет возможность продвигаться «индивидуальным» путем, овладевать словами отражающими временные отрезки.

Взаимодействие с семьями воспитанников.

Для того, чтобы работа была эффективной, важно установление сотрудничества, доверительного делового контакта взаимодействия с родителями воспитанников. Семья играет решающую роль в развитии интеллекта детей.

В работе с родителями мы используем следующие формы:

Провели консультацию на тему: «Развитие временных представлений у детей среднего дошкольного возраста».

Родителям были предложены рекомендации «Как научить ребенка понимать время», «Формируем представления о времени»

Рекомендовала родителям различные дидактические игры для дома – такие как «Паровозик из Ромашково», «Танина квартира», «Собери Цветок», «Волшебная дорожка». Родители активно включались в процесс воспитания и обучения ребенка, помогали в создании предметно – развивающей среды (изготовили модели-часики «Времена года», «Сутки», помогали в изготовлении пособий (линейные модели части суток, времена года разнообразной формы – круги, квадраты, звездочки.)

Совместно с родителями решение задач по развитию интеллекта детей посредством наглядного моделирования временных представлений дало хорошие результаты и приблизило их к жизни группы.

Приложение№4

2.3 Формирующий этап

Задача: Провести работу по развитию интеллектуальных способностей у детей среднего дошкольного возраста формируя временные представления посредством моделирования.

Исходя из особенностей развития детей среднего дошкольного возраста, я наметила поэтапную работу, а так же выбрала методы и приёмы по формированию у детей знаний о частях суток.

Формирование у детей дошкольного возраста элементарных представлений и понятий о времени в дошкольной педагогике рассматривается как составная часть гармонического и интеллектуального развития ребенка. Психолого-педагогические исследования Т. А. Мусейибовой, Р. Чудновой, Т. Д. Рихтермана, О. А. Фунтиковой позволили определить содержание знаний, умений детей и разработать методику их формирования. Исследования показали, что развитие у детей временных представлений является необходимым условием успешного обучения в школе, так как позволяет ребенку лучше ориентироваться в окружающей действительности, планировать свою деятельность, регулировать ее во времени. Это, благоприятно сказывается на воспитании у него самостоятельности, организованности, собранности, целеустремленности. В исследовании О. А. Фунтиковой показана роль и значение моделей, схем в формировании знаний о времени. Именно знаково-символические модели помогают детям пятого года жизни осознавать существенные количественно-качественные признаки суток, прошедшие и будущие сутки (вчера, сегодня, завтра) и на их основе наглядно представлять главные и существенные признаки времени.

Поскольку для мышления дошкольников характерны предметная образность и наглядная конкретность, формировать представление о времени и его единицах, опираясь только на словесно-логические связи и объяснения, очень сложно. Такие временные характеристики, как длительность, последовательность и цикличность, лучше рассматривать на основе технологии моделирования.

Сутки - это первая единица времени, которую усваивает дошкольник.

Работа протекала в следующей последовательности. Вместе с детьми наблюдали за восходом солнца, как постепенно все освещалось ярким светом. Затем читали стихотворение о солнце. В конце дня наблюдали как все меняется, погружается в темноту., предлагала детям попрощаться с солнцем до утра.

Потом дети рисовали красками день и ночь. Организовали выставку работ для родителей.

Провела беседу на тему «Как жизнедеятельность людей меняется от времени суток»

Затем провела игры – путешествия – в утро, день, вечер, ночь, которые рекомендует Ф. Н. Блехер. Проведение таких игр обогащает детей знаниями о содержании деятельности в разное время суток, позволяет свободно использовать в речи названия суток.

Когда дети научились определять части суток по разнообразной деятельности, их внимание сосредоточила на объективных показателях, символизирующих время (положение солнца, цвет неба, степень освещенности земли). Для этого снова организовала на прогулках наблюдения за этими явлениями. Предлагала им с помощью прямоугольников определенного цвета составить модель суток. При этом задавала наводящие вопросы, например:

Как вы думаете, какое время суток мы обозначим на модели серым, черным, голубым и желтым цветом? Почему вы так думаете?

В каком порядке мы разместим эти карточки?

Почему голубая карточка у нас должна находиться между черной и желтой?

И т. д.

Раздав детям карточки указанных цветов, я закрепляла данное условное соотношение в игровых упражнениях. Например, выложив поочередно картинки с изображением зубной щетки, подушки, тарелки, игрушки и т. д., предлагала ребенка показать с помощью карточки серого, голубого, желтого или черного цвета, в какое время суток используется этот предмет.

Детям предлагала сначала линейные модели суток, когда части суток в виде картинок, цветных карточек, кубиков пирамидки выстраивают в одну линию. Поскольку восход солнца и заход в условиях нашего северного города увидеть сложно, а серый цвет неба сохраняется длительно, в своей работе использовала карточки с изображением цвета неба и положением солнца в различные части суток. Дети самостоятельно отражали в рисунке местоположение солнца в соответствии с выбранным цветом карточки. На первой карточке изображали утро: голубое небо, внизу видна верхняя часть солнечного круга с расходящимися лучами светло- желтого цвета, на второй день- светло голубовато- желтое небо, а в верхней части круг солнца, на третьей вечер, серое небо, в нижней части – оранжевый круг солнца без лучей; на четвертой – ночь, черное небо с месяцем и звездами.

Предлагала поиграть в дидактическую игру «Части суток», Затем стала вводить условные знаки в виде цветных квадратиков, полосок, звездочек. Цветной символ давался, как условный знак Он является носителем определенной информации. Показывая ряд картинок со знаками, предлагала детям быстро по цветным знакам отобрать те на которых нарисовано утро, день, вечер, ночь. Разобрав картинки по цветным знакам, дети проверяют правильность отбора и анализируют их содержание. В последующей работе по закреплению знаний о последовательности суток использовала знаки как раздаточный материал, предлагала детям показать карточки- знаки, начиная с любой из них и затем пояснить словами установленную последовательность частей суток.

Познакомила детей с моделью «Сутки» На модели четко видно: сколько частей в сутках, название, последовательность смены, повторяемость, что раньше, что позже. При помощи круговой модели детям легко представить непрерывность времени: заканчиваются одни сутки, начинаются другие; сутки можно начинать с любой части суток (утро, день, вечер, ночь, главное - чтобы прошли все части суток.

Разработала дидактическую игру «Помощник Будильник» При помощи загадок, стихов дети угадывают часть суток и на будильнике поворачивают стрелочку на кружок обозначающий утро (говорят цвет кружка, и где он находится - слева). И так далее Волшебный будильник помогает детям закреплять знания о частях суток

С большим удовольствием дети играют в игру с пирамидой «Части суток». Данное пособие способствует закреплению детьми представлений о всех частях суток, умению определять по характерной деятельности и объективным показателям каждую из них. Представляет собой пирамиду, каждая грань которой – одна из четырёх частей суток, различающихся по цвету: утро – голубое, день – жёлтый, вечер – синий, ночь – чёрная. К пирамиде прилагаются разрезные картинки, изображающие признаки каждой части суток

Очень интересная и любимая игра детей «Волшебная дорожка».

На "Волшебной дорожке", поселились: утро, день, вечер и ночь.

Детям показываю картинку с изображением любого объекта живого или неживого и предлагает сочинить сказку, например про башмачки, которые однажды пустились путешествовать по "Волшебной дорожке". Дети фантазируют, что могло произойти с башмачками утром (зашнуровываются, обуваются на ножки и т. п.)

Днём башмачки (бегают, шагают, прыгают, ссорятся, наступают друг на дружку и т. п Вечером башмачки (читают книжки, смотрят телевизор, чистятся)

Ночью башмачки (спят под кроваткой,спрятались в шкафу, путешествуют по ночному городу.

Выше перечисленные игры и упражнения дают возможность детям увидеть преобладание голубого цвета в утренние часы, желтого в дневные, серого в вечерние и чёрного в ночное время. Признак цвета, таким образом становится показателем различных частей суток. Дети учились выкладывать кружки или квадраты разного цвета слева направо друг за другом. При этом решалась важная задача. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминал названия эталонов времени, чередование, их последовательность. Например, утро, день, вечер, ночь.

На закрепление с детьми проводились дидактические игры, направленные на формирование временных понятий «День и ночь», «Части суток», «Назови все части суток», «Назови соседей» «Времена года», «Когда это бывает», «Вчера - сегодня - завтра».

В ходе игр дети упражнялись в активном различении временных понятий.

В группе собран альбом иллюстраций, тематических картинок и загадок о времени. Детям нравится их рассматривать, разгадывать загадки. С тематическим набором картинок выполняли следующие упражнения: рассматривание контрастных частей суток, смежных частей (утро - день, определение частей суток, выбор картинок по заданию, раскладывание по порядку. В процессе рассматривания использовались и такие приемы: ошибка, побуждение к доказательству и мотивации своего ответа, группировка картинок. Проводила беседы по таким вопросам: какое сейчас время суток? Что наступает после вечера? Как вы узнали, что наступила ночь? Эти приемы позволили закрепить у детей последовательность суток и дает представление о сутках в целом. При этом у детей складывается элементарное понятие о текучести, непрерывности времени.

В процессе работы у детей средней группы начинают складываться элементарные понятия о текучести и непрерывности времени

Таким образом, использование моделирования при формировании представлений о времени помогает сделать этот процесс интересным и увлекательным для детей. Даже небольшой опыт работы по обучению дошкольников установлению временной последовательности показывает, что достаточно выделить и наглядно представить ее детям, поупражнять их в самостоятельном установлении порядка следования звеньев, научить пользоваться моделью, как они самостоятельно начинают использовать этот способ и вычленять последовательность в любом предложенном содержании. Умение дошкольников устанавливать временную последовательность развивает у них уверенность, самостоятельность и умение планировать деятельность.

2.4 Заключительный этап.

На заключительном этапе работы была проведена контрольная диагностика, которая позволила нам сделать выводы о позитивных результатах проделанной работы.

Публикации по теме:

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время – это отражение вечного развития.

Формирование естественно — научных представлений у детей дошкольного возраста посредством технологии моделирования В наших современных условиях, когда сфера воспитательного воздействия значительно расширяется, проблема экологического воспитания приобретает.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений и развитие ориентировки в пространстве «Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Картотека дидактических игр, направленных на формирование временных представлений в старшей группе 1.«Расскажи про свой узор» Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу. Содержание. У каждого.

Консультация для воспитателей по формированию временных представлений для младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей младшего дошкольного возраста по формированию временных представлений. Окружающий нас мир существует во времени.

Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста Организация предметно-развивающей среды по формированию временных представлений детей дошкольного возраста «Мудрое распределение времени.

Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР» У детей с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Формирование временных представлений у детей дошкольного возраста с использованием моделирования
Опубликовано: 18 декабря 2018 в 19:06
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 июля. День точечной живописи на МААМ

Среди нетрадиционных техник рисования, удобных для освоения детьми, особенное место принадлежит пуантилизму – точечной живописи. Для этого можно использовать и кисточку, и пальчик, и ватную палочку. Любой...

19 июля. День рождения Владимира Маяковского

Певец революции, новатор и первопроходец, Владимир Маяковский, сочинял стихи не только для взрослых, но и для детей. Он прокладывал дорогу в новую поэтическую среду, отвечающую духу и ритму времени. Его...

Дидактические игры по ФЭМП своими руками для дошкольников
18 июля. Смотр математических игр на МААМ Уважаемые коллеги, вашему вниманию представляю игры по формированию элементарных математических представлений,...
Консультация для воспитателей и родителей «Расскажем детям об улитке»
В тёплую дождливую погоду появляется очень много удивительных живых существ с красивым круглым домиком на спинке, ползающих по земле, траве, веточкам....
Фотоотчёт «Мой друг — велосипед!» с соревнований «Будущее ВелоОмска»
Мой друг… велосипед! - Я свой велосипед люблю, На нём по улицам пылю. Без устали кручу педали, Качу в заоблачные дали. Мой конь-огонь, от спиц и до...