МААМ-картинки

Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

Татьяна Панина
Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

«Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»

У детей с ЗПР наблюдаются трудности в процессе восприятия, недостаточно развита память (непроизвольная и произвольная, отставание в мыслительной деятельности, дети не владеют интеллектуальными операциями (анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием, наблюдается отставание в развитии всех форм мышления (наглядно-действенного, словесно-логического) и исходя из этих особенностей развития детей с ЗПР необходимо всю коррекционную работу строить так, чтобы детям был изучаемый материал интересен, доступен, полностью усваивался и давал толчок к развитию словесно-логического мышления.

Публикация «Отчет учителя-дефектолога „Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР“» размещена в разделах

Пространственно-временные функции являются составной частью и предпосылкой многих психических процессов, поэтому коррекционную работу по преодолению различных нарушений при ЗПР целесообразно начинать, прежде всего, с развития у детей элементарных ощущений отдельных свойства предметов и явлений и целостного восприятия этих явлений и предметов в пространстве и времени. Далее следует переходить к формированию представлений о пространстве и времени, начиная работу с развития понимания, а затем отражения в устной речи пространственных и временных отношений.

После обследования детей с ЗПР группы «Цветик-Семицветик» в начале учебного года обнаружился низкий уровень сформированности пространственно-временных представлений, что свидетельствует о недоразвитии процессов пространственного анализа и синтеза. Все дошкольники с ЗПР, в разной степени, испытывают затруднения при выполнении заданий и необходимости осуществить вербальный отчет о проделанном результате.

Коррекционная работа была направлена на формирование у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений (о направлениях пространства, пространственных отношениях, о временных единицах).

Она осуществлялась в игре и в процессе активного наблюдения за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки, подвергать их анализу, устанавливать между ними сходство и различие, обобщать их, обозначать словами.

При обучении организовывались наблюдения детей за предметами и явлениями, в процессе которых дети учились выделять пространственные признаки.

В результате проведенных занятий у детей с ЗПР значительно улучшилась пространственная ориентировка : дети проявляют умение не только ориентироваться в правой и левой стороне у себя и у собеседника, но и определять направления по словесной инструкции, и определять стороны на изображениях. Заметное продвижение отмечается у них и в умении ориентироваться на плоскости листа, размещать рисунки в заданном месте на листе бумаги.

Знакомство с единицами времени необходимо осуществлять в последовательности и системе, чтобы знание одних интервалов времени служили бы основой для ознакомления со следующими интервалами, а также раскрывали детям существенные характеристики времени: её текучесть, непрерывность, необратимость. Какие же существуют меры времени? Это минута, час, сутки, неделя, месяц, год.

Знакомство с единицами времени я начинаю с понятия «сутки». Понятие «сутки» делю на четыре части: утро, день, вечер, ночь.

Во время обследования детей, я обратила внимание на то, что дети определяют их по своей деятельности, характерной для данного отрезка времени. Легче дети показывают свою деятельность днём и ночь, труднее утром и вечером.

Дети с задержкой психического развития, как правило, имеют узкое представление о временах года, их характерных особенностях, последовательности их смены друг за другом. Поэтому с самого начала учебного года я проводила посезонно работу над уточнением и закреплением каждого времени года.

Следила за поэтапным изменением в природе (осень ранняя, поздняя, начало зимы, зима в полной своей красе, весна ранняя, весна поздняя, начало лета, лето в разгаре).

Важно, как можно чаще побуждать детей к установлению временных отношений, к пониманию значения и использованию слов: завтра, вчера, сначала, потом, до, после, перед, до этого, после этого. Это имеет существенное значение для понимания логики временных отношений.

В подготовительной группе на основе имеющихся у детей знаний начинаю знакомить их при помощи календаря с неделей, месяцами, годом.

На каждом занятии ежедневно называем текущий день недели, а также обговариваем какой, день недели был вчера, какой будет завтра. Когда дети научились считать по порядку, название дня недели начинала связывать с его порядковым номером. Наблюдение за сменой дней недели позволяет подвести детей к пониманию периодичности, сменяемости времени, раскрыть идею его движения: идут дни за днями, недели за неделями. Семь суток составляет одну неделю. Заканчивается одна неделя, начинается вторая, затем третья, затем четвёртая. и т. д. Прошли 4 недели, закончится 1 месяц, начинается другой месяц и опять всё в том же порядке. Прошли 12 месяцев (4 времени года) - закончится один год. И опять начинается другой год и всё опять сначала.

Работа с календарём крайне необходима. Она облегчает детям ориентировку в окружающей действительности, распорядок жизни в детском саду и дома. С помощью календаря определяется время праздников (их наступление). Календарь помогает логически осознать последовательность смены времён года, месяцев, дней недели. С помощью календаря наглядно отражается взаимосвязь всех мер календарного времени.

Коррекционная работа, направленная на развитие у детей с ЗПР дошкольного возраста пространственно-временных представлений способствует улучшению понимания и способности свободного оперирования данными категориями в устной речи. На речемыслительном уровне выявлена положительная динамика в формировании пространственного мышления, понятия о пространстве и времени стали более адекватными, обобщенными в связи с включением операций сравнения, то есть становятся опосредованными.

Следует отметить, что уровень результатов не достиг уровня нормы, системная речевая патология, присущая детям с ЗПР носит стойкий характер и преодолевается с трудом. Очевидно, что коррекционное воздействие должно быть более длительным и интенсивным и начинаться на более ранних этапах развития, что позволит лучше подготовить детей к усвоению школьной программы.

Пространственные представления являются базисом, над которым надстраиваются необходимые для успешного обучения в школе навыки: письмо, счет, чтение. В связи с этим становится понятным, что у детей с ЗПР, несформированность пространственных представлений, у которых заметна уже в дошкольном возрасте, находятся в группе риска школьной неуспеваемости. Отсюда ясна необходимость проведения ранней коррекции недоразвития пространственных функций.

Несмотря на имеющуюся слабость пространственно-временных представлений, дошкольники с ЗПР достаточно хорошо используют организующую помощь и могут перенести усвоенные способы решения на аналогичные задания. Поэтому можно говорить у этих детей о наличии значительных потенциальных возможностей, на которые можно опираться в ходе коррекционной работы.

Наиболее доступной формой обучения дошкольников является игровая деятельность, поэтому формирование как пространственных, так и временных представлений эффективно осуществлять через предложенные в системе работы игры и упражнения.

Необходимо формировать пространственно-временные представления не только в специально-организованных формах, но и на прогулках в игре, самостоятельной познавательной деятельности.

Таким образом, развитию пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР будут способствовать различные дидактические средства (модели, дидактические игры и упражнения, малые фольклорные жанры, музыкальные произведения и др., которые могут использоваться в процессе образования в детском саду и в семье.

Благодаря целенаправленной и систематической работе наблюдается положительная динамика в формировании пространственно-временных представлений. Игры и упражнения, способствовали расширению, уточнению и систематизации полученных знаний, что позволяло нашим детям овладеть пространственно-временными представлениями не только на игровом материале, но и в реальной окружающей обстановке.

Ранняя диагностика и коррекция помогли добиться больших успехов и приблизить двоих детей с ЗПР к возрастной норме, и они выпускаются в общеобразовательную школу.

Следует отметить, что не все дети ЗПР группы «Цветик-Семицветик» достигли уровня развития возрастной нормы, поэтому следует продолжить работу для наилучших результатов.

Публикации по теме:

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Годовой план учителя-дефектолога Годовой план работы учителя-дефектолога Содержание работы Цель Категория Сроки проведения Контроль 1 Организационная работа Подготовка кабинета.

Использование индивидуальных фотографий детей в расширении пространственно временных представленийИспользование индивидуальных фотографий детей в расширении пространственно временных представлений Основные направления работы: Сформировать знания о количестве дней недели Закрепить названия дней недели.

Использование информационно-компьютерных технологий в коррекционно-развивающей работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Компьютеризация проникла практически во все сферы жизни и деятельности современного человека. Поэтому внедрение компьютерных технологий.

Консультация «Кабинет учителя-дефектолога» .

Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» Консультация для воспитателей «Формирование временных представлений у детей младшего возраста» МБДОУ "Детский сад №93" г. Владимир Воспитатель:.

Особенности развития временных представлений у детей дошкольного возраста с ЗПР .

Презентация к проекту «Развитие временных представлений у дошкольников 3–4 лет» Решению данной проблемы способствует использование наиболее продуктивного и перспективного метода – метода проектной деятельности, который.

Рекомендации учителя-дефектолога Подготовка ребенка к упражнениям для определения остроты зрения. Подготовка ребенка к проверке остроты зрения проводится на специальном.

Эссе учителя-дефектолога Эссе учителя-дефектолога Терещенко Ирины Николаевны учитель-дефектолог МБДОУ д/с №73 первой категории г. Златоуст Я учитель-дефектолог.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Отчет учителя-дефектолога «Формирование пространственно-временных представлений у дошкольников с ЗПР»
Опубликовано: 30 мая 2018 в 16:25
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД