Получи документы

Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Татьяна Беляева
Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста

Эффективность деятельности по формированию валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста во многом определяют выбранные воспитателем формы работы с детьми – организаторские приемы, направленные на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом.

Публикация «Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В дидактике «форма» (от лат. – устройство, строй, система организации, внутренняя структура) рассматривается как способ построения учебной деятельности. Исторически сложились три формы организации обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная. Эти формы определяются количеством детей, одновременно включенных в процесс обучения.

Фронтальная форма формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста предполагает руководство педагогом одновременно всей группой дошкольников и преследует общие образовательные, воспитательные, развивающие цели на занятии. Вместе с тем, предусматриваются способы индивидуализации обучения в ходе совместной коллективной деятельности. Достоинствами фронтальной формы являются четкая организационная структура, простое управление, возможность взаимодействия детей, экономичность обучения. В качестве недостатков следует указать на трудности в индивидуализации обучения.

Групповая форма формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста подразумевает разделение группы на подгруппы. Основаниями для комплектации подгрупп являются: личная симпатия, общность интересов, но не по уровням развития. Групповая форма будет эффективна, если педагог сможет обеспечить слаженное взаимодействие дошкольников.  

Суть индивидуальной формы формирования валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста заключается в выполнении ребенком самостоятельно или с помощью взрослого каких-либо обучающих заданий. При такой форме реализуется максимально доверительное общение; достигается учет и возможность дальнейшего исследования индивидуальных особенностей ребенка; индивидуализируются содержание, формы, методы, средства, темпы обучения. Достижения и недостатки ребенка находятся на виду у взрослого, что дает возможность корректировать процесс обучения. Минус этой формы состоит в отсутствии взаимодействия и сотрудничества со сверстниками, что сказывается на социализации ребенка; не формируется умение работать в группе.

На протяжении длительного времени основной формой обучения дошкольников являлись занятия. В современный период с учетом ФГОС ДО, модель организации образовательного процесса включает в себя:

- совместную деятельность детей и взрослого, где выделяются непосредственно образовательная деятельность с основными формами организации : игра, наблюдение, экспериментирование, проектная деятельность, общение (разговор, беседа) и решение образовательных задач в процессе режимных моментов;

- самостоятельная деятельность детей, а именно развивающая предметно-пространственная среда, соответствующая требованиям.

Педагогами при организации и проведении занятий используются разнообразные формы работы.

Игровая деятельность предполагает использование игр с правилами, дидактических, сюжетно-ролевых, настольно-печатных, подвижных игр, игровых упражнений, игр-драматизаций, игр-путешествий, игр-экскурсий, игровых учебных тренировок, пальчиковых игр, направленных на формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

В коммуникативной деятельности находят применение коллективные и индивидуальные беседы, моделирование ситуативных разговором и дидактических речевых ситуаций, разучивание пословиц, считалок, поговорок, стихов, песенных куплетов, викторины, интеллектуальные игры, составление рассказов по картинкам или из личного опыта, расширяющие знания детей о здоровье, здоровом образе жизни.

Познавательно-исследовательская деятельность включает наблюдение за природными процессами, проведение экспериментов и опытов, проектирование проблемных ситуаций и поиск путей их разрешения, моделирование, просмотр учебных материалов различного типа (печатных пособий, видеоряда, обучающих программ, проведение встреч с интересными людьми, участие в экскурсионной деятельности, коллекционирование, создание выставок, мини-музеев, направленных на расширение кругозора валеологических знаний.  

В двигательной деятельности используются такие формы работы, как утренняя гимнастика, физкультурные минутки согласно режиму дня, занятия по физической культуре, подвижные и малоподвижные игры (на прогулке и в группе, пальчиковая и иные виды гимнастики, выполнение игровых упражнений, обеспечивающие формирование ценностных основ культуры здоровья.

В процессе самообслуживания происходит тренировка культурно-гигиенических навыков в режимных моментах, в ходе игр и импровизаций, дежурства, выполнение поручений, реализация проектов, труд на групповом участке.  В продуктивной деятельности проводятся занятия по рисованию, лепке, аппликации, конструированию, направленные на закрепление валеологических знаний детей.

В процессе музыкальной деятельности проводятся музыкальные игры и викторины, готовятся театральные постановки, мотивирующие детей к ведению здорового образа жизни.

В процессе восприятия произведений художественной литературы используются такие формы работы, как чтение, проведение бесед, сказочные викторины, разучивание отрывков произведений, импровизации, драматизации, главной темой которых является привитие дошкольникам важности и значимости заботы о своем здоровье.

Главной целью работы педагога является формирование валеологической культуры у детей старшего дошкольного возраста, которое происходит в разных видах деятельности с использованием различных методов и приемов.

Методы – упорядоченные способы взаимодействия воспитателя и дошкольников, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования.

Методы формирования валеологической культуры направлены на достижение целевых задач в режимных моментах и процессе взаимодействия с дошкольниками в целом. Они классифицируются по источнику получения знаний: словесные, наглядные,  практические и игровой метод.

К словесным методам относятся :

- беседа;

- объяснение;

- рассказы воспитателей, детей;

- чтение художественной литературы.

Наглядные методы включают :

- наблюдения (это целенаправленное восприятие предметов под руководством взрослого);

- рассматривание картин и иллюстраций проводится после наблюдения реальных предметов или же в том случае, когда невозможно провести наблюдения или экскурсию;

- рассматривание игрушек, предметов.

- демонстрация опытов, диапозитивов, диафильмов, кинофильмов.

Практическими методами выступают :

- упражнения;

- элементарные опыты;

- моделирование.

- продуктивная деятельность

Игровыми методами являются :

- дидактическая игра;

- воображаемая ситуация в развернутом виде;

- роль.

В работе педагога используются разнообразные приемы. Прием формирования валеологической культуры – это конкретная операция взаимодействия воспитателя и дошкольника в процессе реализации метода обучения. Так, если метод помогает усвоить основное содержание изучаемого материала, то прием помогает углубить обсуждаемый вопрос.

К наглядным приемам, направленным на формирование потребности детей старшего дошкольного возраста в здоровом образе жизни, относится:

- показ картин, предметов, игрушек;

- показ образца;

- показ способа действия

  Словесными приемами, способствующими эффективной работе с дошкольниками, выступают:

- вопросы;

- сравнение;

- пояснения, объяснения.

Среди игровых приемов формирования потребности старших дошкольников в здоровом образе жизни, следует отметить:

- внезапное появление объекта;

- выполнение игровых действий;

- инсценировки;

- загадки;

- элементы соревнования;

- создание игровой ситуации.

- имитация голоса, движения.

Составной частью формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста являются средства обучения – комплекс объектов, которые могут быть использованы для более организации эффективного процесса взаимодействия между воспитателем и дошкольниками.

Применительно к теме данного исследования, приведем в качестве примера предметы и материалы, которые можно использовать в процессе непосредственной образовательной деятельности, которые могут повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса и сократить время на достижение целей и задач.

Важную роль в совершенствовании качеств личности, формирующих активную жизненную позицию ведения правильного образа жизни, играют предметы материальной культуры :

- натуральные объекты: объекты растительного и животного мира, реальные предметы (объекты);

- изобразительная наглядность (объемные изображения) : чучела птиц, животных, муляжи овощей, фруктов и др. ;

- игрушки:

- оборудование для опытов, игровое оборудование и пр. ;

- учебно-игровые пособия;

- дидактический материал (раздаточный материал).

Широкое применение находят технические средства обучения - совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в воспитательно-образовательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации.

Большое значение имеет учебно-методическое обеспечение : пакеты прикладных программ по образовательным областям; тестовый материал; методические разработки (рекомендации). Они способствуют использованию валеологических знаний и умений в процессе организации здорового образа жизни.

Эффективным средством обогащения знаний дошкольников о важности и значимости заботы о своем здоровье выступают:

- произведения живописи, музыки, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства, детская художественная литература (в том числе справочная, познавательная, общие и тематические энциклопедии для дошкольников, произведения национальной культуры (народные песни, танцы, фольклор, костюмы и пр.);

- картины: дидактические картины (серии картин, репродукции картин известных художников, книжная графика, предметные картинки;

- фотографии;

- предметно-схематические модели (календарь природы и пр.);

- графические модели (графики, схемы и т. п.)

Таким  образом,  формирование  валеологической культуры у  старших дошкольников осуществляется в процессе непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в игре, в трудовой деятельности, во время прогулок. Эффективность  формирования  валеологической культуры в  значимой  степени  зависит  от  разнообразия  средств и методов,  которые  педагог использует  в  своей  работе,  а  также  учета  возрастных  особенностей  старших дошкольников.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности»Консультация для педагогов ДОУ «Условия формирования у детей старшего дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности» На современном этапе образование предполагает предшкольную подготовку детей старшего дошкольного возраста в детских садах или школах.

Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.Формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста. Работая с детьми старшего дошкольного возраста, замечаешь, что коммуникативная деятельность представлена через межличностные отношения детей,.

Инновационные формы, методы и технологии в работе с детьми дошкольного возраста Процесс реорганизации всей системы образования предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует.

Консультация «Методы и приёмы формирования культуры общения детей со взрослыми и сверстниками» Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности,.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста.Организация работы по формированию культуры питания у детей старшего дошкольного возраста. Доказано, что здоровье человека закладывается в детском возрасте. Именно в дошкольном возрасте формируется стереотип питания, закладываются.

Правила культуры деятельности. Методы и приёмы её формирования с учётом возрастных особенностей детей (Часть3) Организуя образовательный процесс в различных видах детской деятельности, воспитатель может придерживаться следующей последовательности.

Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста»Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.

Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» Выступление на РМО по речевому развитию «Формы речевого развития детей старшего дошкольного возраста» В последние годы значительно увеличилось.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы и методы формирования валеологической культуры детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 18 августа 2022 в 13:21
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД