Светлана Самсонова
Формы и методы контроля к «Программе по развитию песенного творчества у старших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы контроля
Диагностика проводится с целью изучения качественных показателей достижений детей и составления объективного и информативного представления об индивидуальной траектории развития каждого ребенка.
Диагностика позволяет увидеть изменения в развитии ребенка, которые происходят под влиянием целенаправленного образовательного процесса.
Задачи диагностики:
- изучение особенностей и возможностей ребенка в музыкально-творческой деятельности.
Публикация «Формы и методы контроля к „Программе по развитию песенного творчества у старших дошкольников“» размещена в разделах
- изучение своеобразия музыкального опыта ребенка, его интересов и предпочтений в песенном творчестве.
- изучение особенностей самовыражения и самопроявления ребенка с помощью музыки.
- изучение эффективности педагогических условий, содействующих музыкально-творческому развитию ребенка.
Диагностика проводится два раза: в начале и конце учебного года.
Это позволяет грамотно осуществить педагогический процесс и сделать его максимально результативным.
Диагностика песенного творчества представляет собой ряд творческих заданий, которые предлагаются выполнить ребенку. Для выполнения каждого задания используются игровые методы и приемы, создается игровая ситуация. Помогают игрушки, картинки, детские музыкальные инструменты. Это позволяет ребенку легче войти в диагностическую ситуацию.
При любом выполнении диагностических заданий педагог должен избегать оценочных суждений, подкрепляя стремление ребенка играть в предлагаемую игру своей заинтересованностью в его действиях. Атмосфера должна быть исключительно доброжелательной, психологически комфортной.
Критерии, по которым я оцениваю уровень творческих способностей детей в пении:
Высокий уровень – творческая активность ребенка, его самостоятельность, инициатива. Быстрое осмысление задания, точное и выразительное его выполнение без помощи взрослого. Ярко выраженная эмоциональность во всех видах творческих заданий.
Средний уровень – эмоциональная отзывчивость, интерес, желание включиться в творческую деятельность, однако, ребенок затрудняется в выполнении задания, требуется помощь педагога, дополнительные объяснения, показ.
Низкий уровень – ребенок малоэмоционален, без особого желания относится к творческой деятельности.
Приложение Творческие задания для диагностики
Творческое задание Сроки Цель
Сентябрь
«Лошадка» - импровизация на слог «цок».
Выявить уровень развития творческого мышления и воображения детей в песенной деятельности.
Октябрь
«Беззаботная песенка» - импровизация на слог «ля».
Выявить уровень способности детей находить разные приемы в решении творческой задачи.
Ноябрь
«Заверши мелодию»
«Пчела жужжит», муз Ломовой.
У пчелы полно хлопот
Добывать ей надо мед.
Над цветком пчела кружит,
Про дела свои жужжит:
«Жу-жу-жу, жу-жу-жу!» (2 раза)
Выявить уровень развития у детей чувства завершенности (целостности) музыкальной мысли.
Ноябрь
«Вопрос – ответ»
Вопрос: Маша. Где же ты была?
Ответ: Я в садочке чай пила.
Декабрь
Вопрос: Что такое Новый год?
Ответ: Это дружный хоровод!Определить степень активности детей, их творческой инициативы в стремлении находить новые интонации в вокальном диалоге взрослого и ребенка.
«Сочини песенку»
Январь
«Снежинка»
Легкие пушинки –
Белые снежинки.
Февраль
«Весна-красна»
Весна-красна идет
И песенку поет!
Март
«Дождик»
Ветер песню напевает,
Тучки на небе качает.
Выявить степень развития ладо-тонального слуха в умении сочинять грустные и веселые мелодии. (определить способность детей импровизировать в мажоре и миноре,умение находить адекватные (соответствующие) выразительно- изобразительные средства.
Март
«Музыкальные картинки»
«Белочка»
Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
«Лисичка»
Шла лиса по мостику
И виляла хвостиком.
«Петушок»
Петя, Петя, петушок
Целый день учил стишок.
Выявить уровень интонационной выразительности детских импровизаций, их интонационно-вокальный диапазон, а также быстроту реакции, находчивость в действиях.
Апрель
«Импровизация в определенном жанре»
Полька
Улыбнись, дружочек мой,
Потанцуем мы с тобой!
Марш
На зарядку мы спешим,
Стать мы сильными хотим!
Колыбельная
Баю, баю, баиньки,
Засыпайте, заиньки.
Выявить уровень способности детей импровизировать мелодии в разных музыкальных жанрах, используя определенные музыкально-выразительные средства.
Май
«Музыкальный театр»
Сказка «Теремок»
Вопрос:
Кто, кто в теремочке живет?
Кто, кто в невысоком живет?
Ответ:
Я – мышка-норушка,
Я – лягушка-квакушка и т. д.
Выявить уровень сформированности навыка находить нужные певческие интонации для передачи (создания) музыкально-игрового образа.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь». Москва. Просвещение 1988г.
2 Радынова О. П. «Музыкально-художественная деятельность в детском саду: современные проблемы и решения. Журнал «Справочник музыкального руководителя» №о 2012г. Москва. Издательство ООО МЦФЭР.
3 Теплов Б. М. «Психология музыкальных способностей». Москва. Наука 2003г.
4 Интернет – ресурсы.