МААМ-картинки

Ступени развития песенного творчества

Светлана Самсонова
Ступени развития песенного творчества
▼ Скачать + Заказать документы

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №6 «Колосок»

п. Гигант Сальского района

Методическая разработка

по теме:

«Ступени развития песенного творчества»

Муз. рук. Самсонова С. Г.

п. Гигант

2018 г.

Я занимаюсь, на мой взгляд, самой интересной темой - это музыкальное творчество. Конкретно - вокальное, песенное.

Публикация «Ступени развития песенного творчества» размещена в разделах

Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.

Пение наиболее близко и доступно детям. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Песенное творчество ценно тем, что дети сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.

В дошкольном возрасте творчество становится естественным способом существования ребенка и дает прекрасные возможности для развития. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.

Всю работу по этой теме я разделила на три этапа. На каждом из них дети решают творческие задачи, доступные своему возрасту.

Дети 3-4 лет уже могут выполнять самые простые творческие задания. На первом ставятся задачи:

- звукоподражания птицам, насекомым,

- звукоподражания животным,

- имитация звуков природы (ветер, дождик,

- имитация «голосов» музыкальных инструментов.

На этом этапе нужно ориентировать детей на выполнение данных заданий в разных регистрах – дать представление о высотности звуков.

Используются также и такие творческие задания, как «Вопрос – ответ».

«Как тебя зовут?» - пропевает вопрос педагог.

«На-та-ша» -отвечает ребенок.

Необходимо побуждать ребенка спеть свое имя на звуках разной высоты, то есть пропеть его на 2-3 звуках.

На втором этапе творческие задания усложняются. Это дети 4-5 лет. Ставятся

задачи по развитию элементарных навыков песенной импровизации :

- упражнять в сочинении мелодий разного настроения,

- досочинить мелодию, начатую педагогом,

- сочинить мелодию целого предложения в форме «Вопрос – ответ».

Перед тем, как предложить детям то или иное творческое задание, я использую метод показа, то есть сама показываю образцы исполнения, пою несколько вариантов мелодии. Нацеливаю детей не на воспроизведение этого образца, а по примеру на создание нового своего варианта. Применение образца облегчает детям самостоятельные поиски певческих интонаций. На этом этапе становления навыка импровизировать, сочинять дети часто повторяют друг друга. Но постепенно, с накоплением опыта, мелодии ребят становятся более разнообразными. Робким детям предлагаю сочинять вместе со мной. Начинаю импровизировать мелодию, а когда ребенок «включается» в процесс, даю ему возможность себя проявить. Музыкальному руководителю нужно умело, эффективно управлять процессом развития песенного творчества, раскрывая личностный творческий потенциал ребенка, обеспечивая возрастную и индивидуальную ситуацию развития.

Третий этап. Это дети старших групп. Задача педагога – расширять и обогащать вокально-интонационный опыт детей. В этом возрасте дети способны решать довольно сложные творческие задачи :

- учить сочинять мелодию на заданный текст,

- учить находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.

- учить сочинять мелодию в определенном жанре (марш, колыбельная, полька).

Придумывая мелодии на заданный текст, дети редко заканчивают свои мелодии на тонике. Это говорит о неразвитом чувстве лада. Но они хорошо чувствуют завершенность и незавершенность мелодии. В этом случае я проигрываю на инструменте музыкальное вступление, после которого ребенок начинает импровизировать. Так легче удержаться в тональности. (Музыкальное вступление нужно заканчивать на тонике). Но для творческого процесса, когда сочиненная мелодия не завершается тоникой, а уходит в другие интонации («вопросительные», это не главное. Так считал композитор Д. Б. Кабалевсий.

Импровизируя мелодии в определенном жанре, дети должны знать характерные особенности каждого жанра, хорошо различать их по музыкально-выразительным средствам (темп, динамика, регистр, характер мелодии, чтобы в своих импровизациях выдерживать принадлежность к конкретному жанру.

На третьем этапе характер творческих заданий усложняется, поэтому нужно научить ребенка действовать более самостоятельно и оригинально.

Надо сказать, что есть такие творческие задания, которые даются на всех этапах развития навыка песенной импровизации. Они решаются в соответствии с возрастом и музыкальным опытом детей. Например, «Песенка дождя» - дети сочиняют свою мелодию на слоги «кап-кап». Если в младшей группе это повторение двух звуков, то в старших – развернутая и законченная мелодия в форме музыкального предложения со своим ритмическим рисунком, имеющая свой характер.

Известно, что содержанием музыки является ее настроение, характер, чувства, выраженные в ней. Поэтому каждый раз, предлагая детям творческое задание, нужно говорить о характере. (Даже котенок может мяукать грустно и радостно, дождик бывает грустный и веселый).

Использование игровых приемов, атрибутов (шапочки, игрушки, картинки, музыкальные инструменты) делает работу по развитию навыков импровизации более содержательной, интересной для детей и работает на результат.

В работе важно учитывать, что у разных детей разный уровень их музыкального развития и разная степень активности. Музыкально развитые дети не всегда бывают активными на занятиях. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют. Один ребенок строит свою импровизацию на трех звуках, а другой придумывает интонационно развитые, интересные мелодические ходы. Поэтому при формировании песенного творчества нужно учитывать разные данные детей.

Творческая певческая деятельность ребенка связана с поиском собственного варианта исполнения и интерпритации песенного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, темп, динамика, регистр). Это результат творческой переработки опыта, знаний, приобретенных навыков действий в различных видах музыкальной деятельности. Песенное творчество развивает воображение, фантазию, умение применять свой опыт в новых условиях.

Песенное творчество – это сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство и творчество. Психологи, педагоги, музыканты сходятся во мнении, что дошкольный возраст самый благотворный для развития всех творческих способностей. Г. Струве говорил, что занимаясь с дошкольниками, мы обнаруживаем у них такие способности, о которых и не подозревали. А А. С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития.

КАРТОТЕКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА

Первый этап.

«Петушок», «Кукушка», «Воробей», «Собачка», «Кошечка», «Коровка», «Гуси», «Мышка»

Развивать навык импровизировать, подражая птицам и животным. Учить придавать своим интонациям разный характер (жалоба, радость).

«Колокольчик», «Барабан»

Имитировать голосом звучание музыкальных инструментов, используя разные регистры (петь на высоких и низких звуках «динь-динь-динь», «бум, бум».) Дать представление о высотности звуков.

Развивать умение самостоятельно находить интонацию, используя различные звукоподражания.

«Позови куклу Машу»

Добиваться напевности в пропевании имени Ма-шень-ка. Побуждать детей пропевать имя на звуках разной высоты.

«Поздоровайся с мишкой»

Предложить поздороваться с игрушкой-мишкой.

Развивая первоначальные творческие проявления детей в пении, слова «Здравствуй, мишка» произнести на распев.

Второй этап.

«Озвучивание имен»

Пропевая вопросы-задания типа «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я--- .А ты? – педагог предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. Нужно с первых же опытов озвучивания имен приучать детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение.

«Песенка дождя»

Импровизация на слоги «кап-кап». В старших группах предложить импровизировать мелодии разного характера (дождик бывает веселый и грустный).

«Дудочка»

Всем ребятам весело –

На лугу, на лугу,

Заиграла дудочка:

«Ду-ду-ду, ду, ду, ду»

Педагог предлагает поиграть на воображаемой дудочке. Дети придумывают свои мелодии на слог «ду-ду-ду». Подталкивать детей к поиску новых интонаций и мелодических ходов.

«Беззаботная песенка»

В этом задании нужно побуждать детей к импровизации простейших мелодий на слог «ля». Использовать метод показа разных вариантов.

Стимулировать и развивать умение сочинять, придумывать свои мелодии.

«Вопрос-ответ»

Это музыкальный диалог, музыкальная беседа между педагогом и детьми. Детям предлагается стать участником игры: на те вопросы, которые он будет пропевать, ребятам нужно давать музыкальные ответы – придумать свою мелодию и пропеть ее.

Упражнять детей, расширяя их опыт, стимулируя творческий поиск певческих интонаций в вокальном диалоге взрослого и ребенка.

Примерные вопросы и ответы:

Вопрос: Поезд, поезд, ты куда? –поет взрослый.

Ответ: Еду в села, города – отвечает ребенок.

Вопрос: Зайка, зайка, где бывал?

Ответ: На лужайке танцевал!

«Завершение мелодии»

Учить завершать мелодию, пропетую педагогом, обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. При выборе мелодий для этого вида импровизаций необходимо помнить о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, текстом, понятным для детей. Примерные задания:

«Снежок»

Педагог: В поле, на лужок…

Ребенок: Падает снежок.

Педагог: А я Ванечку качала и, качая, напевала:

Ребенок: Баю-баюшки, баю, тебе песенку спою.

«Сочинение мелодий в определенном жанре на заданный текст»

Опора на жанровые истоки даст возможность детям усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад. В этих творческих заданиях необходимо закрепить навык самостоятельно находить нужные интонации.

«Колыбельная»

Учитывая определенные музыкально-выразительные средства этого жанра, дети импровизируют на слоги «баю-бай». Упражнять в умении находить ласковые интонации на двух-трех звуках. Усложняя задание, можно предложить придумывать мелодии на текст:

Спи, мишутка, баю, бай.

Поскорее засыпай.

«Марш»

Вокальная импровизация на слог «та». Предложите ребенку петь и шагать одновременно. У ритмичного ребенка обязательно получится маршевая мелодия. Детская импровизация «встраивается» в ритм и характер шага.

«Полька»

Развивать творческую инициативу ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску интонаций, отвечающих характеру жанра.

Встань-ка на дорожке,

Хлопни-ка в ладошки!

«Музыкальный театр»

Это творческое задание предполагает инсценирование народных сказок, сочинение простых партий их действующих лиц. Например, в сказке «Теремок» на вопрос «Кто, кто в теремочке живет?» Ребенок отвечает мелодией собственного сочинения: «Я – мышка-норушка, а ты кто?» И т. д.

Дальнейшая работа по развитию песенного творчества может быть направлена на побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.

Публикации по теме:

Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Фомина Н. А. В дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка.

Игры-опыты — ступени сенсорного развития 1-я часть. Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка. Оно пронизывает всю.

Консультация для родитетелей «Особенности развития художественного творчества у детей дошкольного возраста с нарушением речи» На современном этапе развития педагогики детское творчество нельзя рассматривать в отрыве от практики обучения изобразительной деятельности.

Консультация с презентацией «Рисование нетрадиционными способами и их значение для развития творчества у детей»Консультация с презентацией «Рисование нетрадиционными способами и их значение для развития творчества у детей» .

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

Проблема развития творчества в подвижных играх Актуальность В настоящее время забота о здоровье детей стала занимать во всем мире приоритетные позиции. И это понятно: современному обществу.

Сценарий песенного фестиваля «Сормовские соловушки» Приветственное слово заведующей. Зав. - Предлагаю открыть фестиваль парадом участников Звучит торжественная музыка, дети идут по залу круг.

Пластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возрастаПластилинография как средство развития художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста Выступление на педагогическом совете «Развитие художественного-эстетического творчества у детей дошкольного возраста» Подготовила и выступила:.

Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей Элементарное музицирование- это первозданный метод приобщения человека к музыке. Программа написанная и апробированная Т. Э. Тютюнниковой.

Занятие для учащихся в Центре развития творчества «Народные промыслы. Синяя сказка — вязаная гжель» Цель занятия: познакомить учащихся с народным промыслом гжель, с историей и особенностями этого искусства. Задачи: Образовательные: 1. Обучать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Ступени развития песенного творчества
Опубликовано: 5 февраля 2018 в 13:06
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Ступени развития песенного творчества» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Самсонова (УИ 1194176) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД