Светлана Самсонова
Ступени развития песенного творчества
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида второй категории №6 «Колосок»
п. Гигант Сальского района
Методическая разработка
по теме:
«Ступени развития песенного творчества»
Муз. рук. Самсонова С. Г.
п. Гигант
2018 г.
Я занимаюсь, на мой взгляд, самой интересной темой - это музыкальное творчество. Конкретно - вокальное, песенное.
Публикация «Ступени развития песенного творчества» размещена в разделах
Задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому нормальному ребенку. Нужно лишь раскрыть их и развить.
Пение наиболее близко и доступно детям. В пении формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Песенное творчество ценно тем, что дети сами открывают что-то новое, ранее неизвестное им в мире музыки.
В дошкольном возрасте творчество становится естественным способом существования ребенка и дает прекрасные возможности для развития. И от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Всю работу по этой теме я разделила на три этапа. На каждом из них дети решают творческие задачи, доступные своему возрасту.
Дети 3-4 лет уже могут выполнять самые простые творческие задания. На первом ставятся задачи:
- звукоподражания птицам, насекомым,
- звукоподражания животным,
- имитация звуков природы (ветер, дождик,
- имитация «голосов» музыкальных инструментов.
На этом этапе нужно ориентировать детей на выполнение данных заданий в разных регистрах – дать представление о высотности звуков.
Используются также и такие творческие задания, как «Вопрос – ответ».
«Как тебя зовут?» - пропевает вопрос педагог.
«На-та-ша» -отвечает ребенок.
Необходимо побуждать ребенка спеть свое имя на звуках разной высоты, то есть пропеть его на 2-3 звуках.
На втором этапе творческие задания усложняются. Это дети 4-5 лет. Ставятся
задачи по развитию элементарных навыков песенной импровизации :
- упражнять в сочинении мелодий разного настроения,
- досочинить мелодию, начатую педагогом,
- сочинить мелодию целого предложения в форме «Вопрос – ответ».
Перед тем, как предложить детям то или иное творческое задание, я использую метод показа, то есть сама показываю образцы исполнения, пою несколько вариантов мелодии. Нацеливаю детей не на воспроизведение этого образца, а по примеру на создание нового своего варианта. Применение образца облегчает детям самостоятельные поиски певческих интонаций. На этом этапе становления навыка импровизировать, сочинять дети часто повторяют друг друга. Но постепенно, с накоплением опыта, мелодии ребят становятся более разнообразными. Робким детям предлагаю сочинять вместе со мной. Начинаю импровизировать мелодию, а когда ребенок «включается» в процесс, даю ему возможность себя проявить. Музыкальному руководителю нужно умело, эффективно управлять процессом развития песенного творчества, раскрывая личностный творческий потенциал ребенка, обеспечивая возрастную и индивидуальную ситуацию развития.
Третий этап. Это дети старших групп. Задача педагога – расширять и обогащать вокально-интонационный опыт детей. В этом возрасте дети способны решать довольно сложные творческие задачи :
- учить сочинять мелодию на заданный текст,
- учить находить нужную певческую интонацию для передачи конкретного образа.
- учить сочинять мелодию в определенном жанре (марш, колыбельная, полька).
Придумывая мелодии на заданный текст, дети редко заканчивают свои мелодии на тонике. Это говорит о неразвитом чувстве лада. Но они хорошо чувствуют завершенность и незавершенность мелодии. В этом случае я проигрываю на инструменте музыкальное вступление, после которого ребенок начинает импровизировать. Так легче удержаться в тональности. (Музыкальное вступление нужно заканчивать на тонике). Но для творческого процесса, когда сочиненная мелодия не завершается тоникой, а уходит в другие интонации («вопросительные», это не главное. Так считал композитор Д. Б. Кабалевсий.
Импровизируя мелодии в определенном жанре, дети должны знать характерные особенности каждого жанра, хорошо различать их по музыкально-выразительным средствам (темп, динамика, регистр, характер мелодии, чтобы в своих импровизациях выдерживать принадлежность к конкретному жанру.
На третьем этапе характер творческих заданий усложняется, поэтому нужно научить ребенка действовать более самостоятельно и оригинально.
Надо сказать, что есть такие творческие задания, которые даются на всех этапах развития навыка песенной импровизации. Они решаются в соответствии с возрастом и музыкальным опытом детей. Например, «Песенка дождя» - дети сочиняют свою мелодию на слоги «кап-кап». Если в младшей группе это повторение двух звуков, то в старших – развернутая и законченная мелодия в форме музыкального предложения со своим ритмическим рисунком, имеющая свой характер.
Известно, что содержанием музыки является ее настроение, характер, чувства, выраженные в ней. Поэтому каждый раз, предлагая детям творческое задание, нужно говорить о характере. (Даже котенок может мяукать грустно и радостно, дождик бывает грустный и веселый).
Использование игровых приемов, атрибутов (шапочки, игрушки, картинки, музыкальные инструменты) делает работу по развитию навыков импровизации более содержательной, интересной для детей и работает на результат.
В работе важно учитывать, что у разных детей разный уровень их музыкального развития и разная степень активности. Музыкально развитые дети не всегда бывают активными на занятиях. И наоборот, некоторые инициативные дети плохо интонируют. Один ребенок строит свою импровизацию на трех звуках, а другой придумывает интонационно развитые, интересные мелодические ходы. Поэтому при формировании песенного творчества нужно учитывать разные данные детей.
Творческая певческая деятельность ребенка связана с поиском собственного варианта исполнения и интерпритации песенного образа с помощью различных средств выразительности (характер мелодии, темп, динамика, регистр). Это результат творческой переработки опыта, знаний, приобретенных навыков действий в различных видах музыкальной деятельности. Песенное творчество развивает воображение, фантазию, умение применять свой опыт в новых условиях.
Песенное творчество – это сложный интегративный процесс, включающий интеграцию таких видов деятельности, как восприятие, исполнительство и творчество. Психологи, педагоги, музыканты сходятся во мнении, что дошкольный возраст самый благотворный для развития всех творческих способностей. Г. Струве говорил, что занимаясь с дошкольниками, мы обнаруживаем у них такие способности, о которых и не подозревали. А А. С. Выготский писал, что детское творчество является нормативным и постоянным спутником детского развития.
КАРТОТЕКА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО РАЗВИТИЮ ПЕСЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
Первый этап.
«Петушок», «Кукушка», «Воробей», «Собачка», «Кошечка», «Коровка», «Гуси», «Мышка»…
Развивать навык импровизировать, подражая птицам и животным. Учить придавать своим интонациям разный характер (жалоба, радость).
«Колокольчик», «Барабан»
Имитировать голосом звучание музыкальных инструментов, используя разные регистры (петь на высоких и низких звуках «динь-динь-динь», «бум, бум».) Дать представление о высотности звуков.
Развивать умение самостоятельно находить интонацию, используя различные звукоподражания.
«Позови куклу Машу»
Добиваться напевности в пропевании имени Ма-шень-ка. Побуждать детей пропевать имя на звуках разной высоты.
«Поздоровайся с мишкой»
Предложить поздороваться с игрушкой-мишкой.
Развивая первоначальные творческие проявления детей в пении, слова «Здравствуй, мишка» произнести на распев.
Второй этап.
«Озвучивание имен»
Пропевая вопросы-задания типа «Назови свое имя. Как тебя зовут? Давай знакомиться. Я--- .А ты? – педагог предлагает отвечать на музыкальный вопрос музыкальным ответом. Нужно с первых же опытов озвучивания имен приучать детей «петь» свое имя как можно выразительнее, передать в звучании голоса свой характер или свое настроение.
«Песенка дождя»
Импровизация на слоги «кап-кап». В старших группах предложить импровизировать мелодии разного характера (дождик бывает веселый и грустный).
«Дудочка»
Всем ребятам весело –
На лугу, на лугу,
Заиграла дудочка:
«Ду-ду-ду, ду, ду, ду»
Педагог предлагает поиграть на воображаемой дудочке. Дети придумывают свои мелодии на слог «ду-ду-ду». Подталкивать детей к поиску новых интонаций и мелодических ходов.
«Беззаботная песенка»
В этом задании нужно побуждать детей к импровизации простейших мелодий на слог «ля». Использовать метод показа разных вариантов.
Стимулировать и развивать умение сочинять, придумывать свои мелодии.
«Вопрос-ответ»
Это музыкальный диалог, музыкальная беседа между педагогом и детьми. Детям предлагается стать участником игры: на те вопросы, которые он будет пропевать, ребятам нужно давать музыкальные ответы – придумать свою мелодию и пропеть ее.
Упражнять детей, расширяя их опыт, стимулируя творческий поиск певческих интонаций в вокальном диалоге взрослого и ребенка.
Примерные вопросы и ответы:
Вопрос: Поезд, поезд, ты куда? –поет взрослый.
Ответ: Еду в села, города – отвечает ребенок.
Вопрос: Зайка, зайка, где бывал?
Ответ: На лужайке танцевал!
«Завершение мелодии»
Учить завершать мелодию, пропетую педагогом, обогащать вокально-интонационный опыт детей новыми интонациями. При выборе мелодий для этого вида импровизаций необходимо помнить о том, что они должны отличаться мелодической и ритмической ясностью, текстом, понятным для детей. Примерные задания:
«Снежок»
Педагог: В поле, на лужок…
Ребенок: Падает снежок.
Педагог: А я Ванечку качала и, качая, напевала:
Ребенок: Баю-баюшки, баю, тебе песенку спою.
«Сочинение мелодий в определенном жанре на заданный текст»
Опора на жанровые истоки даст возможность детям усваивать в собственной творческой деятельности такие средства выразительности, как мелодика, ритм, динамика, темп, лад. В этих творческих заданиях необходимо закрепить навык самостоятельно находить нужные интонации.
«Колыбельная»
Учитывая определенные музыкально-выразительные средства этого жанра, дети импровизируют на слоги «баю-бай». Упражнять в умении находить ласковые интонации на двух-трех звуках. Усложняя задание, можно предложить придумывать мелодии на текст:
Спи, мишутка, баю, бай.
Поскорее засыпай.
«Марш»
Вокальная импровизация на слог «та». Предложите ребенку петь и шагать одновременно. У ритмичного ребенка обязательно получится маршевая мелодия. Детская импровизация «встраивается» в ритм и характер шага.
«Полька»
Развивать творческую инициативу ребенка, побуждая его к самостоятельному поиску интонаций, отвечающих характеру жанра.
Встань-ка на дорожке,
Хлопни-ка в ладошки!
«Музыкальный театр»
Это творческое задание предполагает инсценирование народных сказок, сочинение простых партий их действующих лиц. Например, в сказке «Теремок» на вопрос «Кто, кто в теремочке живет?» Ребенок отвечает мелодией собственного сочинения: «Я – мышка-норушка, а ты кто?» И т. д.
Дальнейшая работа по развитию песенного творчества может быть направлена на побуждение детей к самостоятельному применению достигнутых творческих умений.