Стерлингова Светлана
Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Формы и методы работы с потенциально одаренными детьми
В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужно «принятие» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, семьёй, педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.
Публикация «Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми» размещена в разделах
Данная тема меня заинтересовала, когда услышала от своего ребенка первое «Почему?», «Зачем?» Вряд ли стоит доказывать: ничто само по себе не дается, ведь с детьми нужно заниматься. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. В течение 6 лет осуществляю психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Ставлю перед собой цель – становление социально успешной личности дошкольника. Для достижения цели решаю задачи:
1. Стимулировать интеллектуальные усилия ребёнка.
2. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
3. Повышать уверенность ребёнка в своих целях, воспитывать определённую независимость взглядов.
Считаю приемлемыми для себя следующие формы работы :
• кружковая деятельность, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.
Говорят, хорошим педагогом можно назвать лишь того, кто способен из старого извлечь что-то новое… Так и мной был собран материал из разных источников: книг, пособий, материалов семинаров и конференций для использования на занятиях. Многие логические задачки, «Угадайки» с сюрпризом, буквомешалки, шарады и ребусы – появились благодаря коллегам, увлеченным своим делом.
В самом начале развивающего занятия оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики. Использую материалы «Юным умникам и умницам», О. А. Холодовой, «500 задач и заданий для детей», В. А. Дынько.
Наряду с компьютерными развивающими заданиями серии «Адалин», дети с увлечением строят фигуры из палочек. Необычность постановки вопроса: «как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?», а «с помощью одной палочки построить треугольник?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.
Интересны детям по содержанию, необычности решения и парадоксальности результата такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Занимательный треугольник». В качестве награды, когда дети быстро и точно справляются с игровыми заданиями, загадываю им несколько интересных загадок, например «что это за зверь, вместо носа, повесил знак вопроса?».
Дети ждут необычных загадок и с удовольствием составляют свои загадки. У них легко получается, когда взрослый знакомит и обучает приему составления загадок. Ведь загадки бывают разные – загадки-описание, загадки-сравнение, загадки-наоборот. Например: взрослый зачитывает загадку – «У него длинная шерсть (наоборот – короткая, это животное зимой бодрствует (наоборот – всю зиму спит) и т. д. Если детям все-таки не удалось решить ту или иную загадку, им нужно объяснить ее решение. Понять суть решения – тоже важный момент для развития мышления.
• Современная игровая деятельность совместно с другими потенциально одаренными детьми (в парах и малых группах). Основу игр составляют технология Воскобовича «Сложи узор», «Геовизор», «Шнур-грамотей», палочки Кюизенера. Также, использую материалы «Лучшие головоломки для мальчиков и девочек», составитель Т. В. Скиба, «Большая книга игр и головоломок для умного ребенка», С. Федин. Зарекомендовали себя приемы: «намеренная ошибка взрослого», взаимопроверка и самопроверка (проверьте, как у вас получилось и похвалите друг друга каким-то способом, например, нарисовать смайлик). Детям очень нравится, когда взрослый им доверяет и прислушивается к их мнению. Данную форму работы планирую при подготовке к интеллектуальным конкурсам.
• Сопровождение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту.
Такое сотрудничество предусматривает самостоятельную творческую деятельность ребенка, где он выбирает привлекающие его виды работы для реализации своих замыслов. Для этого предусмотрено насыщение развивающей предметно-пространственной среды предметами для экспериментирования, исследования, средствами для снятия напряжения и повышения эмоционального тонуса (песок, «сухой бассейн», модули, аквариум с рыбками, разные виды конструктора и мозаики и др.).
• Проектная деятельность.
Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Например, проект «Мультяшки в гостях у дошколят». Сначала это мультфильм без использования технических средств – дети рисуют в тетрадке, на уголке каждого листочка, фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывают тетрадку. Происходит быстрая смена рисунков, сливающихся в одно движение (эффект игрушек-вертушек, и наконец, пробуем компьютерную анимацию с использованием специальных программ, например: «Кукольная мультипликация», «Flipa Clip», «Рисуем мультфильмы». Для использования, необходимо иметь планшет с операционной системой android, доступ в интернет, регистрация в приложении Play маркет.
Одаренные дети, работая над проектом, овладевают методом научной и творческой работы. Дети развивают самостоятельное мышление, приобретают умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Но ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Участие в экспериментах, исследованиях позволяет дошкольникам почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.
Проводя мониторинг психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей, могу отметить, что детский сад на протяжении последних четырех лет, участвуя в муниципальном интеллектуальном конкурсе «Маленькие академики», занимает призовые места личного и группового первенства. И чтобы интерес детей к деятельности не угасал, ищу новые формы работы – образовательные практики, в которых можно использовать современные технологии (интеллект-карты, проектные задачи, «живые» кубики, смарт-доска).
Таким образом, правильный выбор форм, методов и приемов работы, это залог успешности каждого потенциально одаренного дошкольника. Захочет ли он узнавать, творить, выдумывать – зависит от нас взрослых, идущих с ним рядом, иногда впереди, иногда чуть позади. Успех детей, это большой труд взрослого (понимание его семьей и педагогами) и прежде всего высокий познавательный потенциал самого ребенка.