Лучший педагог года

Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми

Стерлингова Светлана
Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми

Формы и методы работы с потенциально одаренными детьми

В последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований. Одарённость – от слова «дар», (дар природы, Божий дар). В каком-то смысле это действительно дар, но для его проявления нужно «принятие» ребёнка, от природы наделённого особыми возможностями, семьёй, педагогами, умеющими увидеть одарённость и поддержать её.

Публикация «Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми» размещена в разделах

Данная тема меня заинтересовала, когда услышала от своего ребенка первое «Почему?», «Зачем?» Вряд ли стоит доказывать: ничто само по себе не дается, ведь с детьми нужно заниматься. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе. В течение 6 лет осуществляю психолого-педагогическое сопровождение потенциально одаренных детей старшего дошкольного возраста. Ставлю перед собой цель – становление социально успешной личности дошкольника. Для достижения цели решаю задачи:

1. Стимулировать интеллектуальные усилия ребёнка.

2. Развивать психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.

3. Повышать уверенность ребёнка в своих целях, воспитывать определённую независимость взглядов.

Считаю приемлемыми для себя следующие формы работы :

• кружковая деятельность, где решаются творческие задачи, проблемные ситуации.

Говорят, хорошим педагогом можно назвать лишь того, кто способен из старого извлечь что-то новое… Так и мной был собран материал из разных источников: книг, пособий, материалов семинаров и конференций для использования на занятиях. Многие логические задачки, «Угадайки» с сюрпризом, буквомешалки, шарады и ребусы – появились благодаря коллегам, увлеченным своим делом.

В самом начале развивающего занятия оправдывает себя использование несложных занимательных задач в качестве умственной гимнастики. Использую материалы «Юным умникам и умницам», О. А. Холодовой, «500 задач и заданий для детей», В. А. Дынько.

Наряду с компьютерными развивающими заданиями серии «Адалин», дети с увлечением строят фигуры из палочек. Необычность постановки вопроса: «как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?», а «с помощью одной палочки построить треугольник?» – заставляет ребенка задуматься и в поисках ответа втянуться в игру воображения.

Интересны детям по содержанию, необычности решения и парадоксальности результата такие известные игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Монгольская игра», «Вьетнамская игра», «Пентамино», «Занимательный треугольник». В качестве награды, когда дети быстро и точно справляются с игровыми заданиями, загадываю им несколько интересных загадок, например «что это за зверь, вместо носа, повесил знак вопроса?».

Дети ждут необычных загадок и с удовольствием составляют свои загадки. У них легко получается, когда взрослый знакомит и обучает приему составления загадок. Ведь загадки бывают разные – загадки-описание, загадки-сравнение, загадки-наоборот. Например: взрослый зачитывает загадку – «У него длинная шерсть (наоборот – короткая, это животное зимой бодрствует (наоборот – всю зиму спит) и т. д. Если детям все-таки не удалось решить ту или иную загадку, им нужно объяснить ее решение. Понять суть решения – тоже важный момент для развития мышления.

• Современная игровая деятельность совместно с другими потенциально одаренными детьми (в парах и малых группах). Основу игр составляют технология Воскобовича «Сложи узор», «Геовизор», «Шнур-грамотей», палочки Кюизенера. Также, использую материалы «Лучшие головоломки для мальчиков и девочек», составитель Т. В. Скиба, «Большая книга игр и головоломок для умного ребенка», С. Федин. Зарекомендовали себя приемы: «намеренная ошибка взрослого», взаимопроверка и самопроверка (проверьте, как у вас получилось и похвалите друг друга каким-то способом, например, нарисовать смайлик). Детям очень нравится, когда взрослый им доверяет и прислушивается к их мнению. Данную форму работы планирую при подготовке к интеллектуальным конкурсам.

• Сопровождение ребенка по индивидуальному образовательному маршруту.

Такое сотрудничество предусматривает самостоятельную творческую деятельность ребенка, где он выбирает привлекающие его виды работы для реализации своих замыслов. Для этого предусмотрено насыщение развивающей предметно-пространственной среды предметами для экспериментирования, исследования, средствами для снятия напряжения и повышения эмоционального тонуса (песок, «сухой бассейн», модули, аквариум с рыбками, разные виды конструктора и мозаики и др.).

• Проектная деятельность.

Проектная деятельность является одним из методов воспитания мотивированных детей. Например, проект «Мультяшки в гостях у дошколят». Сначала это мультфильм без использования технических средств – дети рисуют в тетрадке, на уголке каждого листочка, фазы движения фигуры, а потом быстро пролистывают тетрадку. Происходит быстрая смена рисунков, сливающихся в одно движение (эффект игрушек-вертушек, и наконец, пробуем компьютерную анимацию с использованием специальных программ, например: «Кукольная мультипликация», «Flipa Clip», «Рисуем мультфильмы». Для использования, необходимо иметь планшет с операционной системой android, доступ в интернет, регистрация в приложении Play маркет.

Одаренные дети, работая над проектом, овладевают методом научной и творческой работы. Дети развивают самостоятельное мышление, приобретают умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации. Но ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители. Участие в экспериментах, исследованиях позволяет дошкольникам почувствовать уверенность в себе, «не потеряться», самоутвердиться, ощутить радость успеха.

Проводя мониторинг психолого-педагогического сопровождения потенциально одаренных детей, могу отметить, что детский сад на протяжении последних четырех лет, участвуя в муниципальном интеллектуальном конкурсе «Маленькие академики», занимает призовые места личного и группового первенства. И чтобы интерес детей к деятельности не угасал, ищу новые формы работы – образовательные практики, в которых можно использовать современные технологии (интеллект-карты, проектные задачи, «живые» кубики, смарт-доска).

Таким образом, правильный выбор форм, методов и приемов работы, это залог успешности каждого потенциально одаренного дошкольника. Захочет ли он узнавать, творить, выдумывать – зависит от нас взрослых, идущих с ним рядом, иногда впереди, иногда чуть позади. Успех детей, это большой труд взрослого (понимание его семьей и педагогами) и прежде всего высокий познавательный потенциал самого ребенка.

Публикации по теме:

Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образованияФормы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 "Закона об образовании" говорится о том, что: "Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.

Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.

Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье»Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Лэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьмиЛэпбук — одна из вариативных форм работы с одарёнными детьми В условиях реализации нового федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) педагогам приходится искать новые средства.

Мастер–класс для учителей литературы «Литературный клуб как эффективная форма работы с одарёнными детьми» Одной из важнейших проблем современной школы является совершенствование индивидуальных, творческих способностей обучающихся, что предполагает.

Нетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествияНетрадиционные формы работы с детьми на занятиях по физической культуре — игры-путешествия В декабре на базе МБДОУ «Детский сад N 11» (г. Сасово, Рязанская область) в рамках работы городского ресурсного центра «Движение - это.

Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ»Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.

Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки»Система и методы работы с музыкально одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки» Система и методы работы с музыкально-одаренными детьми. Мини-студия «Жемчужинки».В возрасте от трех до семи лет закладываются основы нравственного.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ по ФГОС. Формы и методы работы по воспитанию основ ЗОЖ .

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы и методы работы с потенциально одарёнными детьми
Опубликовано: 9 апреля 2020 в 17:45
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД