МААМ-картинки

Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть III)

Яна Михайлова
Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть III)
▼ Скачать + Заказать документы

часть 1

Формы и жанры традиционной культуры ориентированные на детский возраст, часть 3

Колыбельные песни

Песни, обряды, сказки давая людям эстетическое наслаждение, несли одновременно и определенный объем жизненно необходимой информации. Только глубокое и всестороннее знание психологии детского возраста могло послужить основой для создания богатейшей поэзии пестования, особые для каждого периода жизни ребенка. В произведениях материнской поэзии закреплены многообразные приёмы воспитания.

Публикация «Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть III)» размещена в разделах

Рассматривая жанр как функцию, выраженную в художественной структуре, представляется целесообразным выделить по совокупности признаков следующие жанры поэзии повествования: колыбельные песни, потешки, прибаутки, докучные сказки. Каждая из выделенных групп имеет все жанровые признаки. Исследователи, объединившие в единый жанр потешки, прибаутки, вынуждены выделять их как группы или жанровые разновидности.

Название песен, которыми убаюкивают ребёнка, - колыбельные – идёт от основы колыбать (колыхать, колебать, качать, зыбать). Отсюда же – колыбель, коляска. В народном обиходе было бы и название «байка» - от глагола байкать (баюкать, качать, усыплять).

В народе дорожили колыбельным песенным мастерством и передавали его из поколения в поколение. Едва дочка начнёт забавляться со своими куклами, как мать её учит правильно «байкать». Этот урок не простая забава матери с ребенком и не пропадает даром. В крестьянской русской семье девочки с 6-7 летнего возраста уже сами становились няньками младших братишек и сестренок, а то и нанимались в чужие семьи.

Еще в древности люди хорошо понимали, что в первые годы жизни детский организм занят главным образом собственным созиданием, что «высшие человеческие функции — отправления разума и воли еще дремлют в зачаточном (эмбриональном) состоянии». Удивительным кажется все, что происходит в этот период. В первый год жизни только объем головного мозга ребенка увеличивается в четыре раза. Появившись на свет, ребенок не видит, слабо реагирует на боль, а через год его уже радуют песни, он понимает простую разговорную речь и сам лепечет свои первые слова. С необыкновенной быстротой, идет физическое и психическое развитие. Внешние раздражители постоянно воздействуют на органы ребенка, возбуждая жизненные импульсы, в первую очередь двигательные. У ребенка очень рано проявляется интерес как к активным, так и к пассивным движениям (качание, катание, любовь к ритму. «Уже в первый месяц жизни, - писал Г. Добряков, — ребенок проявляет музыкальные восприятия — восприятия ритма и мелодии; однако ему доступна лишь несложная ритмическая смена звуков».

И все это знал народ-педагог. Только удивительно глубоким пониманием особенностей психики ребенка раннего колыбельного возраста можно объяснить поэтику колыбельных песен как основного средства воспитания в этот период.

«Мать своим врожденным чутьем поняла, — писал А. Ветухов, — что для ребенка нужны именно песни. умиротворяющие, светлые и монотонные. Так создалась форма для колыбельной песня. Те же материнские чувства подсказали, какое должно быть содержание колыбельных песен; здесь же отражается все, что есть в душе матери лучшего, возвышенного». Бесспорно, мир матери, характер ее чувств, заботы и тревоги — все так или иначе отражено в колыбельной песне. Но сделано это не инстинктивно, а добыто опытом многих сотен поколений матерей и пестуний. «Опыты поневоле» ставились ежедневно и ежечасно в повседневной жизни человека. За ошибки в воспитании матери расплачивались жизнями своих детей, их здоровьем, их развитием. Однако лучшие результаты закреплялись и постепенно, трудно, но вырабатывались средства народно педагогики, в том числе и колыбельная поэзия. Колыбельные песни — продукт общественного опыта, общественного сознания. К. В. Чистов убедительно доказал, что художественность фольклорных произведений некоторых жанров, их эстетическая функция — явление вторичное, производное от доминирующих неэстетических функций, которые предопределяют структурообразование.

Колыбельная песня возникла не потому, что кому-то из матерей (пестуний) захотелось излить свои чувства и переживания (хотя автор и далек от мысли отрицать наличие этих чувств, а вызвана к жизни острой необходимостью безболезненного перевода ребенка из состоянии бодрствования в сон. Ибо в первые месяцы жизни ребенка длительный спокойный сон — непременное условие быстрого роста и развития. Люди примечали, что в пути, при ритмическом движении, покачивании, ребенок быстро засыпает. Эти наблюдения привели к созданию «инструмента укачивания» — колыбели. Ритмическое покачивание колыбели сопровождалось ритмически организованными звуками (поскрипывание шеста, очепа); эти «технологические шумы, в конечном счёте и предопределили ритмическую структуру колыбельного напева и поэтического текста колыбельной песни.

Прямым свидетельством древнего происхождения колыбельных песен являются антропоморфные образы Сна, Дремы, Угомона, Упокоя, а также близость древнейших текстов к заговорам («Сон да дрема, поди Коле к голова», «Угомон тебя возьми»).

В колыбельную песню вводилось преимущественно то, что ребенок может воспринять органами чувств.

Монотонная колыбельная песня своим несложным ритмом успокаивала ребенка, убаюкивала, что очень важно для физического развития, одновременно способствовала накоплению у него чувственных впечатлений, постепенно вела к восприятию человеческого голоса как сигнала общения, к вычленению из потока ежедневно и многократно повторяющихся звуковых рядов отдельных смысловых единиц, к восприятию слов, к пониманию языка.

Через колыбельную песню ребенок усваивает первичный словарный запас, без которого не возможно познание окружающего мира, развитие мышления. Поэтому введение в песню слов-понятий строго ограничено.

Учитывая психологические особенности ребенка колыбельного возраста, конкретно-образное, чувственное восприятие мира, колыбельная песня рисует этот мир не в красочной неподвижности, что любо некоторым детским писателям, а как мир стремительно движущихся существ и предметов:

Я качаю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла мешки таскать,

Баушка уху варить,

Баушка уху варить,

А дедушка свиней манить…

Здесь каждый стих — новая динамическая картинка. И снова не случайно: ребенок еще не в состоянии долго удерживать в памяти тот или иной образ, то или иное слово, надолго останавливать свое внимание на чем-то одном.

Таким образом, колыбельная песня была гибким инструментом направленного педагогического воздействия пестуньи на ребенка, а для последнего - первичной формой освоения действительности, познания простейших форм взаимосвязи предметов окружающего мира.

Все это дает основание утверждать, что колыбельная песня вызвана к жизни бытовыми, педагогическими надобностями народа.

Публикации по теме:

Детский фольклор и его влияние на развитие и воспитание детей Детский фольклор и его влияние на развитие, и воспитание детей. Жизнь наших детей тесно связана с нашей жизнью, жизнью взрослых. Но у каждого.

Использование колыбельных песен и музыки в реабилитации детей, воспитывающихся в доме ребёнка. Колыбельные песни - это особенные песни, которые складывались специально для того, чтобы петь самым маленьким. В семье такие песни обязательно.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть III)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 16:26
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть III)» (включая файлы) размещена пользователем Яна Михайлова (УИ 250853) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД