Лучший педагог года

Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть I)

Яна Михайлова
Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть I)

часть 2

часть 3

Формы и жанры традиционной культуры ориентированные на детский возраст

1 часть

Основу народной педагогике, как известно, составляет фольклор. Фольклор (в переводе с английского означает «народную мудрость», «народное знание») – народное художественное творчество: песни, сказки, легенды, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративного, прикладного искусства.

Публикация «Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть I)» размещена в разделах

Из поколения в поколение передаются народные мудрости, народное поэтическое слово и это преемственность может прерваться, если только мы с вами разучимся петь, плясать, играть, мечтать о будущем, ценить прошлое.

Интерес к фольклору – одно из проявлений интереса к своей истории, к жизни народа в разные времена, к его думам, надеждам, мечтам, к его языку и поэзии. Во все времена человек выражал себя в труде и творчестве. И то и другое людям так же необходимо, как хлеб, воздух, общение.

Слагая песни, былины и сказки, человек не только выражал свою мечту о счастье, о творчестве, справедливости и победе над злом, он запечатлевал в них быт и нравы людей, смену времен года, законы животного и растительного мира, крестьянский календарь.

Исстари человек верил в магическую силу слов. Ими он заклинал природу, обращаясь за помощью к матери – земле, солнцу, ветру, воде. Древний земледелец был уверен, что песнями и различными обрядами можно влиять на природу. Чем дальше прокатишься зимой на санках, чем выше раскачаешься весной на качелях, тем дружнее взойдут хлеба, выше поднимется летом лен.

На новый год дети, парни и девушки ходили по селу колядовать, стучались в каждый дом, пели песни – колядки, желали хозяевам в новом году хорошего урожая, а с ним и богатства и счастья. В конце зимы, на масленицу, пекли блины, круглые как солнышко, зажигали костры, насилии шест с горящим колесом, катали с гор горящие бочки со смолой – «заманивали» солнце, а с ним раннюю дружную весну, тепло. Весной праздновали пробуждение природы, завивали венки из березовых веток, украшали ими избы, насили по селу молодую березку, перевитую лентами.

Приближалось время летнего солнцестояния – праздник самого длинного дня и короткой ночи. В ночь на Ивана Купалу в чистых праздничных рубашках прыгали через костер – «очищались» огнем, собирали лечебные травы, пели купальские песни.

Приходила осень, собирали урожай и последнюю горсть колосьев («борозду») оставляли в июле не сжатой. «Бороду» «завивали» («заламывали», пригибали к земле или закатывали вместе с хлебом и солью, чтобы живительная сила земли сохранялась и не иссякла.

Эти календарные праздники и обряды давно утратили свое первоначальное значение, лишь некоторые из них остались в песнях и играх детей. В них отразилась душа народа, его глубинная связь с окружающей природой, его светлые гуманные традиции.

Но не только прошлое живет в устном народном творчестве, оно отражает и новые явления жизни.

Широко распространенный и наиболее любимым и доступным является жанр сказки.

Сказка – повествовательное народнопоэтическое произведение о вымышленных событиях, вымышленных героях, иногда при участии фантастических сил. Несмотря на фантастичность народные сказки имеют жизненную основу. Условно сказки можно разделить на три основные группы:

- волшебные,

- бытовые,

- о животных.

Их объединяет общая идея: воспитание настоящего человека, формирование его как положительной личности отличающейся высокими нравственными качествами. Педагогическая функция народных сказок – дать детям образцы для подражания (образцы богатырей, добротворцев, защитников трудящихся, народных умельцев). Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцем урок.

Сказка обобщала народный житейский опыт в общественной, эстетически действительной форме и была в жизни самого народа важным средством воспитания молодого поколения. Поэтому сказка всегда использовалась в народной педагогике в широком смысле этого слова – от обряда инициации до обычного в быту рассказывания сказок детям.

Сказки о животных – своеобразная разновидность сказочного жанра. Возникнув в глубокой древности, они отразили наблюдение над животными человека первобытного общества – охотника и зверолова, а затем и скотовода. Смысл этих сказок в те времена состоял прежде всего в передаче молодым людям жизненного опыта и знаний о животном мире. В начале складывались простые рассказы о животных, птицах и рыбах, об их отношениях между содой и с человеком. Позже, с развитием художественного мышления, рассказы превратились в сказки. Жанр формировался длительное время, обогащался сюжетами, типами персонажей, вырабатывая определенные структурные особенности.

В сказках о животных действуют и животные, и рыбы, и птицы, а в некоторых и растения. В. Я. Пропп в указателе, приложенном к третьему тому народных русских сказок А. Н. Афанасьева (1957), выделяют шесть групп сказок этого вида:

1) сказки о диких животных;

2)сказки о диких и домашних животных;

3)сказки о человеке и диких животных;

4)сказки о домашних животных;

5)сказки о птицах, рыбах;

6)сказки о прочих животных, растениях.

Каждая группа сказок имеет свои характерные сюжеты. Так, первая группа включает в себя сказки о лисе, которая крадёт рыбу из саней, и о волке у проруби; о лисе, попавшей в горшок со сметаной; известные сказки: битый небитого везёт (лиса и волк, лиса – повитуха, звери в яме, лиса и журавль (приглашение друг друга в гости, лиса – исповедница, мир у зверей.

Ко второй группе относятся сказки: волк в гостях у собаки, старая собака и волк, кот и дикие животные (звери пугаются кота, волк и козлята.

К третьей группе следует причислить сказки: о мужике, медведе и лисе (мужик обманывает медведя при дележе урожая); о том, что скорая хлеб - соль зарабатывается (волк спасенный мужиком, хочет его загрызть); о медведе – липовой ноге; о лисе, которая меняла скалочку не гусочку на индюшечку, индюшечку на овечку.

В четвертую группу входят сказки о козе лупленой, о лошади и собаке, в пятую – о журавле и цапле (несостоявшееся сватанье, о разбитом золотом яичке, о смерти петушка, подавившегося зёрнышком, в шестую – о лисе и раке, пустившемся вперегонки, о тереме мухи, о колобке и животных, о войне грибов, наконец, о морозе, солнце и ветре.

Волшебные сказки занимают в русском сказочном репертуаре довольно большое место. Они были весьма популярны и в народе. Основные особенности волшебных сказок состоят в значительно более развитом сюжетном действии, нежели в сказках о животных и в социально – бытовых сказках; в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда трудных препятствий в достижении цели; в необычности событий, чудесных происшествий, которые совершаются благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приёмах и способах композиции, повествования и стиля.

Что же есть мифологического в русских волшебных сказках. Во-первых, чудеса, которые происходят в сказках по воле персонажей, обладающих волшебными способностями, или по воле чудесных животных, или при помощи волшебных предметов; во-вторых, персонажи фантастического характера, такие, как, Баба – Яга, Кощей, многоглавый змей; в-третьих, олицетворение сил природы, например в образе Морозко, одушевление деревьев (говорящие деревья); в-четвертых, антропоморфизм – наделения животных человеческими качествами – разумом и речью (говорящий конь, серый волк).

Важным моментом является то, что сюжеты волшебных сказок, чудеса, о которых в них говорится, имеют жизненные основания. Это, во-первых, отражение особенности труда и быта людей рядового строя, их отношения к природе, часто их бессилия перед ней; во-вторых, отражение особенностей феодального строя, прежде всего раннего феодализма (царь – противник героя, борьба за наследство, получение царства и руки царевны за победу над злыми силами).

Среди сюжетов русских сказок есть такие, которые особенно популярны, особенно любимы народом: «Три царства: золотое серебряное и медное», «Чудесное бегство», «Волшебное кольцо», «Ивашка и ведьма», «Победитель змея», «Конек – Горбунок», «Сивка – Бурка», «Иван – медвежье ушко», «Безручка», «Мертвая царевна».

В. Я. Пропп в указателе сюжетов, приложенном к изданию сказок Афанасьева (1957, делит русские волшебные сказки на группы соответственно действующим персонажам, что обусловлено его теорией функций действующих лиц.

Первая группа сказок объединяется борьбой героя с чудесным противником (змеем). Таковы сказки «О молодце – удальце, молодильных яблоках и живой воде», «Три царства: медное, серебряное золотое», «Кощеева смерть в яйце». Вторая группа сказок отличается тем, что в центре сюжетов стоят поиски и освобождение от плена или колдовства невесты или жениха. Таковы сказки о заколдованной царевне – лягушке, о заклятом царстве (волк, козел, сокол). Среди них особенно известна сказка «Финист ясный сокол». Третья группа – сказки о чудесном помощнике, как, например в сказке «Золушка». Наиболее характерные сюжеты – «Конек – Горбунок», и «Сивка –Бурка». Четвертая группа – сказки о чудесном предмете, который помогает герою достичь цели («Волшебное кольцо»). Пятая группа сказки о чудесной силе или умении. Примером может служить сказка об Иване Медвежьем ушке.

В особую шестую группу – «Прочие чудесные сказки» - В. Я. Пропп выделил сказки, которые не укладывались в рамки первых пяти групп. Сюда вошли очень популярные сказки «Мальчик с пальчик», «Снегурочка», «Безручка», «Волшебное зеркальце». Среди эпизодов и мотивов, составляющих действие, выделяются те, которые употребляются наиболее часто, обычно для волшебных сказок: причина, заставляющая героя действовать (отлучение от дома, трудное поручение, появление цели действия, выполненные поручения (нередко поиски похищенной девушки, обнаружения предмета поисков, стремление победить или перехитрить врага, бегство от него и погоня, содействие чудесных помощников и использование чудесных предметов, битва с врагом, победа и наказание врага, торжество героя, который получает невесту и царство. Такова основная сюжетная схема волшебной сказки. Она варьируется в связи с конкретным содержанием произведения.

Публикации по теме:

«Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Данная практическая деятельность - «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам.

Значение фольклора в детском возрасте Что мы помним из детства? А если нам зададут такой вопрос? Немного помолчим и начнем рассказывать каждый о своем. Воспоминания, я думаю,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть I)
Опубликовано: 10 ноября 2014 в 16:08
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД