Яна Михайлова
Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть II)
▼ Скачать + Заказать документы
Сказки, в которых социальные и бытовые отношения стоят в центре действия, получили название социально – бытовых.
В них можно выделить две разновидности: в одних превалируют социальные конфликты, в других – бытовые.
Социально-бытовые сказки очень кратки, в центре сюжета, как правило, - один эпизод, действие развивается быстро, без замедлений, присущих волшебным сказкам, нет повторений эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что определяется их сатирическим, ироническим, юмористическим характером. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость; темой другой служат людские «пороки», в них осмеиваются ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально бытовых сказках две разновидности. Повествование в сказках этого типа очень простое, лишенное так называемой обрядности, свойственной волшебным сказкам. Развит диалог, изложение от лица условного рассказчика выполняет роль пояснения или ремарок.
Публикация «Формы и жанры традиционной культуры, ориентированные на детский возраст (часть II)» размещена в разделах
Социально – бытовые сказки возникли, по мнению исследователей, в два этапа: бытовые – раннее, с формированием семьи и семейного быта во время разложения родового строя, а социальные – с возникновением классового общества и обострением общественных противоречий в период раннего феодализма, особенно во время разложения крепостного строя и в период капитализма. Возрастающее бесправие и нищета народных масс вызвали недовольство и протест, были почвой социальной критики. Положительный герой социально-бытовых сказок – социально активный, критически построенный человек.
Таковы социально – исторические обстоятельства возникновения, популярности и действенности этого типа сказок. Тяжелой труд, бедность, темнота, часто нравный по возрасту и имущественному положению брак вызывали осложнение семейных отношений и определили появление сюжетов о злой жене и глупом и ленивом муже.
Социально – бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Это сказывается, прежде всего в том, что сюжеты имеют в основе две важных общественных темы: социальную несправедливость и социальное наказание. Первая тема реализуется в сюжетах, где барин, купец или поп обирают и угнетают крестьянина, унижают его личность. В сказках речь идет о барщине, о бедности крестьян.
Вторая тема реализуется в сюжетах, где умный и сообразительный мужик находит средство наказать своих угнетателей за вековое бесправие, выставляет их в смешном виде.
Идейный смысл сказок состоит не только в том, что в них критикуются жизненные «порядки», угнетатели и обиратели народа, но и в том, что в социально – бытовых сказках гораздо яснее выражается чаяние и ожидание народные, места о социальной справедливости, счастливой жизни. В ряде сказок этого типа мужик побеждает барина, купца и попа, но в мечтах. Тем не менее, подобные сюжеты рождали веру в победу, в освобождение от гнета; человек труда добивается торжества справедливости и обретает некоторую независимость. В отличие от волшебных сказок, где борьба зла, а затем и победа добра происходит в сказочном мире, здесь все совершается в реальной жизненной обстановке, в определенных социальных и бытовых условиях.
Идейная задача социально-бытовых сказок определяет и их структуру: основой ее служит социальная антитеза, противопоставление мужика барину, купцу, попу, бедного богатому («Марко Богатый и Василий Бессчастный»). Такого рода антитеза раскрывала общественные противоречия и выполняла важную роль в повышении кассового сознания трудовых масс, вызывало ненависть к барину, купцу, попу, богачу, находила положительный облик у слушателей.
Конфликты бытовых сказок, как и конфликты социальные, с особым составом персонажей. Если в социальной сказки представлены барин, купец, мужик, то в бытовых типизированы образы мужа, жены, старика, старухи, солдата.
В бытовых сказках выделяются две группы произведения: одни посвящены осмеянию человеческих пороков, их героями выступают глупец (дурак, мун, лентяй, хитрец, вор; другие изображают семейные конфликты, их герои – глупый и ленивый муж, злая и сварливая жена, бывалый солдат, доверчивые старики.
Социально – бытовые сказки лишены ужасов. Они веселы, остроумны, иногда кончаются присказкой. Белинский говорил, что в них видны «быт народа, его нравственные понятия и этот лукавый русский ум, столь наклонный к иронии, столь простодушный в своем лукавстве». Все в них сосредоточено на действии и особенностях повествования, которые раскрывают образы героев, но в этом типе сказок есть и особое средство краткого выражения душевных состояний персонажей в отдельные моменты, что передается в прямом определении, в действии и речи героев. Это оживляет их образы, которые представляют собой «готовые», то есть не изменяющиеся характеры.
Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа.
Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значение народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки. Н. А. Добролюбов считал сказки произведениями, в которых народ выявляет свое отношение к жизни, к современности. Н. А. Добролюбов стремился понять по сказкам и приданиям взгляды народа и их психологию, хотел «чтобы по приданиям народным могла обрисоваться перед ними живая физиономия народа, сохранившего эти предания».
Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно, входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.
Термин «докучная сказка» ввел в научный обиход В. И. Даль. Он же впервые опубликовал эти произведение в 1862 году. Всего пять текстов.
Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки – балакурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются отбить у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.
Докучные сказки, оставаясь преимущественно жанром материнской поэзии, широко бытуют и в детской среде.
Докучная сказка по форме повествования, по поэтике близка к сказке и присказке (рифмовке, по содержанию и назначению – к поддёвке. Она удачно сочетает черты обоих жанров.
Докучная сказка «Во саду ли в огороде собачка гуляла…» явно песенного происхождения. Повествовательная часть абсолютного большинства текстов заимствована у сказок «Жил был царь», «Жили были баран да овца…».
Сказочное повествование всегда нарушается издёвкой. Издёвки бывают разного характера. Иногда она довольно безобидна, например сразу же после начала объявляется, что сказка окончена:
Жили были два гуся…
Вот и сказка вся!
Иногда в издё вке предлагается ждать неведомо как долго:
…кости опять намочили,
а когда намокнут,
тогда доскажу!
В некоторых текстах издёвка грубо оскорбляющая. Но чаще всего издёвка состоит в том, что последние слова текста не оканчивают докучную сказку, а служат мостиком к повторению того же текста. Сказка повторяется несколько раз и отбивает у детей охоту к сказкам.
Подрастая, дети сами начинают пользоваться докучными сказками, чтобы позабавится над младшими. Охотнее всего используется сказка «Про белого бычка».
Докучные сказки не имеют большой художественной ценности. Но некоторые из них достигают поэтического совершенства за счет звуковой организации стиха, обилия рифм и повторов, что так любят дети:
Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис.
Вымок,
Выкис,
Вылез,
Высох,
Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок… и так далее.
Бытуют докучные сказки и в наши дни. Наибольшее хождение имеют тексты: «У попа была собачка», «Жили были два гуся», «Про белого бычка».
Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.