Анна Эсске
Формы организации труда дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формы организации труда дошкольников.
Содержание труда реализуется в разных формах организации. В практику внедрены разные формы организации труда детей дошкольного возраста : поручения, дежурства, общий, совместный, коллективный труд.
ПОРУЧЕНИЯ – это обращенная к ребенку просьба выполнить какое-либо трудовое действие. Трудовые поручения могут быть индивидуальными, подгрупповыми, общими. По продолжительности – длительными и кратковременными, постоянными или одноразовыми. По содержанию – соответствовать видам труда. Посредствам поручений можно решать задачи не только трудового воспитания, но и нравственного, умственного и эстетического. Выполнение трудовых поручений вполне доступно детям 2-3 лет. Важно, чтобы их выполняли все дети. Поручения в младших группах используются для поддержания интереса к труду, желания трудится; для обучения трудовым умениям и навыкам, для формирования у детей уверенности в своих силах и способностях; для удовлетворения потребности в общении со взрослыми; для подготовки к другим формам организации труда. Трудовые поручения в старших группах более сложны и по содержанию, и по выполнению, и по степени ответственности за результат. Наряду с поручениями, предполагающими одно действие, есть такие, которые включают несколько взаимных действий (подобрать материал для ручного труда, разложить его на столы; помыть кисточки). Важно, что поручения дают возможность воспитывать у ребенка чувство ответственности. Детям старшего дошкольного возраста можно давать поручения с явно выраженной нравственной направленностью («Помоги Маше – она упала и испачкалась»). В старших группах можно давать поручения отсроченным результатом («Сегодня мы посеем рассаду, будем поливать ее, у нас вырастут овощи»). Поручения могут быть индивидуальными, но направленными на общий результат (нарисовать рисунок, а потом сделать выставку всех работ). Очень важно для детей научится самостоятельно продумывать организацию своего труда, последовательность выполнения поручений. Воспитатель тактично может помочь советом, подсказкой. В старшем возрасте уже четко проявляется интерес детей к тому или иному виду труда.
Публикация «Формы организации труда дошкольников» размещена в разделах
ДЕЖУРСТВА – предполагаем труд одного или нескольких детей в интересах всей группы, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота о других, поэтому способствует развитию ответственности, заботливого отношения к людям и природе. Дежурства по столовой, по подготовке к занятиям. Эта форма вводится во 2 младшей группе в конце второго полугодия. До тех пор воспитатель привлекает детей к помощи няне, когда она накрывает столы. Начиная с трех лет дети уже способны выполнять несколько взаимосвязанных действий, направленных на решение одной задачи (накрыть на стол). Воспитатель обращает внимание на темп и качество выполнения работ. Дежурство по подготовке к занятиям требуем внимания, следует помогать детям, напоминать, что должно быть на столах при рисовании, лепке. Когда работа завершена, воспитатель предлагаем дежурным проверить, все ли на месте. Дежурство способствует систематичности включения детей в труд. Следует только отмечать кто, где и когда дежурил. В группе устраивается доска дежурств, чтобы каждый знал о своих обязанностях. В конце дежурства полезно обсуждать качество выполненной работы.
ОБЩИЙ, СОВМЕСТНЫЙ, КОЛЛЕКТИВНЫЙ ТРУД – более сложная форма – способствует решению задач нравственного воспитания. Уже приобретенные трудовые навыки и умения лишь закрепляются. Общий, совместный и особенно коллективный труд создаёт благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу. Общий труд предполагает такую организацию детей, при которой при общей цели каждый ребенок выполняет какую-то часть работы самостоятельно. Совместный труд предполагает взаимодействия детей, зависимость каждого от темпа, качества работы других. Цель, как и в общем – единая. Коллективная форма организации труда, при которой дети вместе с трудовыми решают и нравственные задачи: договариваются о разделении труда, помогают в случае необходимости. Общий труд возможен уже в средней группе дошкольного учреждения, совместный и коллективный – в старшей и подготовительной группах.