Надежда Стегнина
Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег.
Публикация «Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. В частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом : в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).
Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.
Работу с родителями следует проводить поэтапно, это фундамент для дальнейшего качественного взаимодействия. При этом, целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:
1. Этап подготовительный (Рекламный). Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.
На этом этапе:
• педагог-психолог планирует свою деятельность с родителями на основе годового плана, реализация его целей и задач. А отсюда, выстраиваются формы сотрудничества – индивидуальные или групповые.
Например, 1. Получить информацию у педагогов, когда и в какой форме в данной группе будет проводиться родительское собрание. 2. Обговорить с педагогом тематику вашего выступления на родительском собрании. 3. Проведение фрагмента в родительском собрании (упражнения, мини-сообщение, психологическое тестирование, и т. д.) 4. Совместное проведение мероприятия с родителями.
• На первом родительском собрании – после предварительного обсуждения со старшим воспитателем или на групповых родительских собраниях, ( например: в июле организуется родительское собрание с родителями будущих воспитанников детского сада). Педагог-психолог подготавливает выступление, в котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.
• Проводит мини-анкетирование родителей по темам : «Каким я вижу взаимодействие с психологом», «На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у педагога - психолога?»
• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где совместно с педагогом группы, обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду;
- раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада;
- здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.
• Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.
• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе, которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.
• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.
• Также, педагог-психолог может использовать другие формы «рекламы» своей деятельности, такие как:
- участие в проведении дней открытых дверей;
- оформление странички педагога-психолога на сайте детского сада;
- работа на горячей линии учреждения;
- участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;
2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.
Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», помощь в создании банка данных семей воспитанников ДОУ, что позволяет строить дальнейшую работу с учетом возраста родителей, их образовательного и культурного уровней, взгляда на воспитание.
На этом этапе, реализуется такое направление работы педагога-психолога, как психологическое просвещение.
Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.
Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:
—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.
Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:
—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.
— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.
— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.
— выступления на методических совещаниях, деловые игры.
Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.
У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.
Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.
Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.
Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).
• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, выступления на родительских собраниях.
Примерная тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний :
«Поощрения и наказания ребёнка в семье»
«Секреты общения в семье»
«Что такое школьная готовность»
«Что делать, если ребенок лжет?»
«Старшие и младшие дети»
«Воспитание ребенка без отца»
«Женские роли в семье»
«Капризы ребенка»
«Ребенок и компьютер»
«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»
«Типы семейного воспитания»
Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:
Данные формы взаимодействия с родителями, молодому специалисту можно провести совместно с педагогом группы, старшим воспитателем или другим специалистом.
• «Особенности поведения детей 4-5 или 5-6 лет»
• «Гиперактивный ребенок. Что делать?»
• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»
• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»
• «Психологическая готовность дошкольника к школе»
• «Семья на пороге школьной жизни»
• «Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»
• «Как справиться с кризисом 3-х лет?»
«Сохраним психологическое здоровье ребенка»
На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:
• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;
• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;
• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;
• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;
• проведение бесед в вопросно–ответной форме.
Мероприятия с родителями могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, проведение Недели психологии в ДОУ и др.
Подготовка к мероприятию с родителями :
Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1).
Заполнение родителями анкеты помогают, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на мероприятиях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия.
1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.
2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.
3. В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.
4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.
• Организуются индивидуальные беседы.
Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.
- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;
- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);
- детские страхи;
- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т. д.);
- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);
- воспитание ребенка в неполной семье;
- нарушения речи у ребенка;
- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.
• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.
Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.
Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы
Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.
Информационные стенды :
• «Возрастные особенности детей (каждой возрастной группы)»
• «Психологическая готовность к школе, ее компоненты»
• «Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»
• «Развиваем внимание»
• «Развиваем мышление»
«Готов ли малыш поступлению в детский сад»
«»Расставание с мамой, без слез»
«Агрессивность ребенка, что делать?»
«Гиперактивный ребенок»
Детские страхи.
Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)
Поиграем вместе с детьми.
Игры и упражнения для развития памяти.
Ребенок и ТВ.
Памятки:
• «Развитие зрительно-моторной координации. Игры»
• «Как правильно сформировать самооценку у детей?»
• «Кризис 3 лет»
• «Как помочь тревожному ребенку?»
• «Готовим руку к письму»
• «Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»
• «Тест для родителей «А я к школе готов?»
3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.
Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.
На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики воспитанников, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.
4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. Например: на этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями подготовительной группы, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальный руководитель. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов).
Вот некоторые темы наших гостиных:
• «Помочь понять мир ребенка» (Приложение)
• «Такие взрослые трёхлетки»
• «Возраст почемучек»
• «На пороге школы»
• «Адаптация без слёз»
Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.
Структура проведения гостиной следующая:
1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);
2. Проведение родительской гостиной;
3. Обратная связь.
Ход проведения Родительской гостиной:
1. Родительские гостиные начинаются с психологической разминки, квик-настройки на будущую работу.
2. Затем, с целью снятия напряжения, знакомство с участниками гостинной, проводятся игры с родителями.
3. Основная часть включает в себя:
• объявление темы;
• ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);
• представление приглашенных специалистов;
• демонстрация видеоматериала (презентация, видео НОД педагогов группы, открытых мероприятий, видеоролик педагога-психолога);
• выступление по теме (педагоги ДОУ, учителя, педагог-психолог);
. элементы тренинга или деловая игра с родителями по теме.
• диалоги с родителями (вопросы).
IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.
Регламент гостиной – 1 час 10 мин.