Получи документы

Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями

Надежда Стегнина
Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями
▼ Скачать + Заказать документы

Взаимодействие с родителями дошкольников - одно из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в дошкольном учреждении. Стремясь сделать такое взаимодействие наиболее эффективным, педагог-психолог планирует разнообразные формы работы с родителями; при этом он старается использовать все имеющиеся в его арсенале знания и средства, учесть все те наработки, которые есть или в его личном профессиональном опыте или в опыте его коллег.

Публикация «Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями» размещена в разделах

И как этот опыт показывает, взаимодействие педагога – психолога с родителями является действительно значимой и весьма продуктивной составляющей педагогического процесса в целом. В частности, выражается в общей заинтересованности родителей в сотрудничестве с педагогом-психологом : в их активном участии в различных мероприятиях, проводимых как в традиционных, так и в нетрадиционных формах; а также в частоте обращений родителей за консультацией по проблемам социально-психологической адаптации и развития дошкольников (трудности детей, связанные с общением, как со сверстниками, так и с взрослыми; трудности, связанные со спецификой возраста, эмоциональные проблемы детей; проблемы детей, связанные с развитием и др.).

Первое знакомство психолога с родителями происходит именно тогда, когда они впервые приводят своих детей в детский сад, или тогда когда педагог - психолог впервые начинает свою деятельность в данном учреждении. И именно в этот момент, то есть с самого начала, важно правильно организовать контакт психолога с родителями, прежде всего, наметить возможные точки соприкосновения с ними; обосновать значимость совместной деятельности, наметить основные пути, формы и средства взаимодействия.

Работу с родителями следует проводить поэтапно, это фундамент для дальнейшего качественного взаимодействия. При этом, целесообразно будет выделить следующие этапы взаимодействия с семьей воспитанника:

1. Этап подготовительный (Рекламный). Задачи данного этапа: установление контакта с родителями, формирование у них положительной установки на взаимодействие с педагогом-психологом, уверенности в пользе для ребёнка психологического сопровождения ребенка; осознания ими важности специальных усилий семьи в период адаптации ребенка к новым социальным условиям; оказание родителям помощи в установлении доброжелательных и продуктивных отношений с воспитателями.

На этом этапе:

педагог-психолог планирует свою деятельность с родителями на основе годового плана, реализация его целей и задач. А отсюда, выстраиваются формы сотрудничества – индивидуальные или групповые.

Например, 1. Получить информацию у педагогов, когда и в какой форме в данной группе будет проводиться родительское собрание. 2. Обговорить с педагогом тематику вашего выступления на родительском собрании. 3. Проведение фрагмента в родительском собрании (упражнения, мини-сообщение, психологическое тестирование, и т. д.) 4. Совместное проведение мероприятия с родителями.

• На первом родительском собрании – после предварительного обсуждения со старшим воспитателем или на групповых родительских собраниях, ( например: в июле организуется родительское собрание с родителями будущих воспитанников детского сада). Педагог-психолог подготавливает выступление, в котором он знакомит родителей с основными задачами, направлениями и формами своей деятельности в детском саду, обозначает круг проблем и вопросов, находящихся в пределах его профессиональной компетенции.

• Проводит мини-анкетирование родителей по темам : «Каким я вижу взаимодействие с психологом», «На какие вопросы вы бы хотели получить ответ у педагога - психолога

• Подготавливает цикл встреч «Психологическая гостиная», где совместно с педагогом группы, обсуждает с родителями вопросы, связанные с адаптацией малыша к детскому саду;

- раскрывает значимость для ребенка поддержки со стороны семьи, особенно - в период привыкания малыша к условиям детского сада;

- здесь родители получают рекомендации по вопросам подготовки и адаптации детей к новым социальным условиям. Важной темой обсуждения на этих встречах становится психологическая готовность родителей к посещению ребенком детского сада.

Осуществляет анкетирование по теме: «Готовность ребенка к поступлению в детский сад», где определяется готовность его к детскому саду и прогнозируется специфика и темпы его социальной адаптации.

• Встречается с родителями в индивидуальном порядке, организует беседу на тему: «Как подготовить ребенка к детскому саду», в ходе, которой помогает родителям определиться в последовательности их действий в этот важный для малыша период.

• Разрабатывает и вручает каждой из семей воспитанников детского сада раз в две недели памятки о развитии и воспитании детей.

• Также, педагог-психолог может использовать другие формы «рекламы» своей деятельности, такие как:

- участие в проведении дней открытых дверей;

- оформление странички педагога-психолога на сайте детского сада;

- работа на горячей линии учреждения;

- участие в создании рекламных буклетов, листовок, оформлении стендов;

2. Этап сотрудничества. Задачи данного этапа: изучение взаимоотношений родителей и детей, анализ затруднений, возникающих у родителей в ходе развития и воспитания ребенка. В связи с этим педагог-психолог на весь учебный год составляет план мероприятий с участием родителей, имеющих детей в каждой из возрастных групп. Их тематика определяется с учетом результатов анкетирования родителей и запросов педагогов.

Отбор содержания, средств, форм и методов взаимодействия с семьей невозможен без выявления образовательных потребностей семьи, уровня психолого-педагогической культуры родителей, без всестороннего изучения детско-родительских отношений, поэтому важнейшим звеном работы является диагностический блок. Он включает социологическое исследование семей, тематическое анкетирование и опросы, беседы и интервью, работу «анонимной почты», помощь в создании банка данных семей воспитанников ДОУ, что позволяет строить дальнейшую работу с учетом возраста родителей, их образовательного и культурного уровней, взгляда на воспитание.

На этом этапе, реализуется такое направление работы педагога-психолога, как психологическое просвещение.

Психологическое просвещение — это раздел профилактической деятельности специалиста-психолога, направленный на формирование у родителей положительного отношения к психологической помощи и расширению их кругозора в области понимания значимости функции педагога-психолога в условиях ДОУ.

Психологическое просвещение не должно ограничиваться общими сведениями по детской психологии. Полезно опираться на результаты изучения конкретных особенностей данного ДОУ, учитывать традиции и местные условия, квалификацию и особенности педагогического коллектива, своеобразие детей и родителей. Основной смысл психологического просвещения заключается в том, чтобы:

—знакомить родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;

— популяризовать и разъяснять результаты психологических исследований; — формировать потребность в психологических знаниях и желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;

— достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в детском саду.

Формы просветительской работы могут быть вербального и не вербального характера. К вербальным относятся:

—беседы, лекции, круглые столы, семинары с педагогами с демонстрацией эффективных методов и приемов работы с детьми и родителями.

— сотрудничество в подборе доступных игр по развитию психических процессов и коррекции поведения детей.

— выступления на родительских собраниях, организация родительских клубов.

— выступления на методических совещаниях, деловые игры.

Темы для просветительской работы могут выбираться как самим психологом, так и формироваться по запросу родителей или педагогов.

У родителей можно выделить несколько групп характерных запросов, наиболее часто встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит познавательный характер. Родители наблюдают за ходом психического развития ребенка, беспокоятся по поводу возможных отклонений и задержек в развитии и дают свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка. При таких запросах у родителей, с одной стороны, преобладает желание удостовериться, что ребёнок развивается нормально, а с другой стороны, желание родителей определить уровень развития их детей связано с необходимостью дополнительной подготовки к обучению в школе с более сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Здесь основная работа психолога связана с диагностическим обследованием детей.

Другой круг вопросов, возникающих у родителей, связан с проблемой выявления задатков и творческих способностей у ребенка. В данном случае задача психолога состоит не только в выявлении одаренных детей, контролировании их развития, но и в составлении индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Так же многочисленную группу составляют родители, чьи запросы связаны с отклонениями в поведении детей дошкольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкнутость, неуверенность в себе, эмоциональная неустойчивость, нервность).

• Проводятся групповые консультации, семинары-практикумы, тренинги, выступления на родительских собраниях.

Примерная тематика групповых консультаций и выступления на родительских собраний :

«Поощрения и наказания ребёнка в семье»

«Секреты общения в семье»

«Что такое школьная готовность»

«Что делать, если ребенок лжет?»

«Старшие и младшие дети»

«Воспитание ребенка без отца»

«Женские роли в семье»

«Капризы ребенка»

«Ребенок и компьютер»

«Раннее интеллектуальное развитие ребенка»

«Типы семейного воспитания»

Тематика семинаров – практикумов, тренингов самая разнообразная:

Данные формы взаимодействия с родителями, молодому специалисту можно провести совместно с педагогом группы, старшим воспитателем или другим специалистом.

«Особенности поведения детей 4-5 или 5-6 лет»

«Гиперактивный ребенок. Что делать?»

• «Причины конфликтов, возникающих в отношениях с ребенком, и пути их разрешения»

• «Особенности развития познавательных процессов у детей дошкольного возраста. Как их развивать?»

«Психологическая готовность дошкольника к школе»

«Семья на пороге школьной жизни»

«Закономерности и особенности развития детей раннего возраста»

«Как справиться с кризисом 3-х лет?»

«Сохраним психологическое здоровье ребенка»

На этих встречах используются необычные приемы, например, такие как:

• моделирование и анализ тех ситуаций, в которых может оказаться ребенок; основная задача такого моделирования - научить родителей формировать навыки поведения у малыша;

• обсуждение на групповых встречах с родителями сходных проблемных ситуаций и поиск путей выхода их них;

• проведение ролевых игр, в ходе которых родители берут на себя роль ребенка, пытаясь понять, что чувствует ребенок в разных ситуациях и как он реагирует на взаимодействие со взрослыми;

• совместный анализ детских рисунков и адаптационных листов;

• проведение бесед в вопросно–ответной форме.

Мероприятия с родителями могут проводиться в таких формах, как психологический тренинг, мастер класс, совместное занятие детей с родителями, день открытых дверей, проведение Недели психологии в ДОУ и др.

Подготовка к мероприятию с родителями :

Очень важно посоветоваться с родителями детей относительно того, какие вопросы и проблемы их интересуют. Для этого в конце или в начале учебного года на собрании родители получают анкету, в которой указаны темы будущих встреч, формы их проведения, предусмотрены строки, куда родители могли бы вписать названия интересных для них тем, отсутствующих в списке, а также удобное время и день для проведения собрания (приложение 1).

Заполнение родителями анкеты помогают, с одной стороны, сориентироваться в пространстве родительских интересов, а с другой – преодолеть нежелание родителей взаимодействовать на мероприятиях. Когда человек выбирает тему самостоятельно, она становится в каком-то смысле «его темой», и это повышает вероятность его присутствия.

1. Можно за неделю до собрания провести анкетирование родителей по теме мероприятия. Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Для активизации родителей и для обеспечения их явки желательно изготовить приглашения каждой семье в виде аппликаций, конструкций с учетом темы мероприятия. Важно, чтобы в изготовлении приглашений-секретов для родителей принимали участие дети. Приглашения раздаются за неделю до собрания.

3. В соответствии с темой изготовить оригинальные памятки с советами. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Внимание родителей к собранию привлекаем с помощью создания самодельных плакатов по теме собрания.

• Организуются индивидуальные беседы.

Индивидуальные формы предназначены для индивидуальной работы с родителями (или другими членами семьи) воспитанников. К ним можно отнести индивидуальные психологические консультации и беседы.

- проблемы адаптации ребенка к условиям детского сада;

- проблемы поведения (агрессивное поведение, капризы, упрямство);

- детские страхи;

- проблемы в развитии познавательных процессов (внимания, памяти, мышления т. д.);

- внутрисемейные конфликты (ситуация развода родителей, конфликты между бабушкой и родителями);

- воспитание ребенка в неполной семье;

- нарушения речи у ребенка;

- консультации по результатам психодиагностики, мониторингов.

• Вручаются памятки с практическими советами психолога и с различными играми, например, направленные на формирование социальной компетенции у детей, развитие познавательных процессов и др.

Тематика памяток и информационных уголков тоже весьма интересна и разнообразна.

Информационно-просветительский стенд оформляйте, исходя из темы

Темы стенда могут разрабатываться педагогическим советом, подбираться по инициативе психолога или создаваться исходя из вопросов родителей и детей. Как правило, тематика обновляется в соответствии с актуальными запросами и потребностями детей. Стенд должен быть постоянно обновляем. Рядом с ним можно прикрепить карман для вопросов. Важно, чтобы просветительский уголок был иллюстрирован фотографиями, плакатами и картинками, выглядел современно, красочно и содержал понятную, удобно читаемую, информацию для тех, кому он предназначен. Если вы подойдете к этому процессу творчески, то информационный уголок будет смотреться солидно и прослужит долго.

Информационные стенды :

• «Возрастные особенности детей (каждой возрастной группы)»

«Психологическая готовность к школе, ее компоненты»

«Скоро в школу. Как развивать познавательные процессы у детей 6-7 лет?»

«Развиваем внимание»

«Развиваем мышление»

«Готов ли малыш поступлению в детский сад»

«»Расставание с мамой, без слез»

«Агрессивность ребенка, что делать?»

«Гиперактивный ребенок»

Детские страхи.

Как заучивать наизусть стихи с детьми. (рекомендации психолога)

Поиграем вместе с детьми.

Игры и упражнения для развития памяти.

Ребенок и ТВ.

Памятки:

«Развитие зрительно-моторной координации. Игры»

«Как правильно сформировать самооценку у детей

«Кризис 3 лет»

«Как помочь тревожному ребенку?»

«Готовим руку к письму»

«Развитие пространственной ориентации у детей 6-7 лет»

• «Тест для родителей «А я к школе готов?»

3. Этап. Наблюдение за ребенком в период посещения им детского сада. Задачи данного этапа: оказание родителям помощи в решении задач развития и воспитания ребенка, выявление и снятие возникающих проблем у них проблем. С учетом этого строится дальнейшая работа педагога-психолога с ребенком и с его семьей.

Проведение психодиагностики ребенка в присутствии родителей - совмещение психодиагностики и консультирования по её итогам, что позволяет родителям более полно увидеть те или иные проблемы в развитии ребенка. Особенно действенен такой подход при определении готовности ребенка к школьному обучению, но он имеет и свои ограничения (например, при нарушениях семейного общения, при авторитарных родителях). По итогам психодиагностики родителям даются рекомендации.

На этом этапе так же оформляются информационные стенды; проводятся индивидуальные беседы, родители совместно с психологом анализируют результаты диагностики воспитанников, пытаются осмыслить итоги наблюдений за ребенком. А так же составляются для родителей памятки с индивидуальными рекомендациями.

4. Рефлексивно-аналитический этап. Задача данного этапа - подведение итогов взаимодействия. Например: на этом этапе, как итог взаимодействия педагога – психолога с родителями подготовительной группы, проводится родительское собрание в группе детей 6 – 7 лет по теме: «К школе я готов», на котором родители изучают результаты психологической готовности своих детей к школе, оценивают свою роль в процессе взаимодействия на протяжении всего периода посещения ребенком дошкольного учреждения.

Хотелось бы подробнее остановиться на такой форме работы с родителями как Родительские гостиные. В нашем дошкольном учреждении Родительские гостиные проводятся в течение 2 лет. Особенностью проведения гостиных в нашем саду является то, то мы проводим тематические гостиные. В организации и проведении Родительских гостиных принимают участие администрация ДОУ воспитатели, музыкальный руководитель. Приглашаются специалисты общеобразовательных школ (учителя начальных классов).

Вот некоторые темы наших гостиных:

«Помочь понять мир ребенка» (Приложение)

«Такие взрослые трёхлетки»

«Возраст почемучек»

«На пороге школы»

«Адаптация без слёз»

Как можно видеть, темы затрагивают все возрастные группы.

Структура проведения гостиной следующая:

1. Подготовка к проведению гостиной (листовки, объявления, пригласительные);

2. Проведение родительской гостиной;

3. Обратная связь.

Ход проведения Родительской гостиной:

1. Родительские гостиные начинаются с психологической разминки, квик-настройки на будущую работу.

2. Затем, с целью снятия напряжения, знакомство с участниками гостинной, проводятся игры с родителями.

3. Основная часть включает в себя:

• объявление темы;

• ознакомление родителей с результатами опроса (если опрос проводился);

• представление приглашенных специалистов;

• демонстрация видеоматериала (презентация, видео НОД педагогов группы, открытых мероприятий, видеоролик педагога-психолога);

• выступление по теме (педагоги ДОУ, учителя, педагог-психолог);

. элементы тренинга или деловая игра с родителями по теме.

• диалоги с родителями (вопросы).

IV. В заключении мероприятия проводится письменный опрос родителей – насколько была интересна и полезна тема.

Регламент гостиной – 1 час 10 мин.

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями»Фотоотчёт «Наглядные формы работы с родителями» Всем родителям необходимы педагогические знания, с рождением ребёнка они вынуждены овладеть профессией воспитателя. Педагоги дошкольных.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Аналитический отчет об эффективности коррекционно-развивающей работы педагога-психолога За период с 01.09.2017 г по 31.05.2019 г в работе педагога-психолога приоритетным направлением деятельности была подготовка детей подготовительной.

Формы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДОФормы работы с родителями в соответствии с ФГОС ДО С 1 января 2014 года введен в действие Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО разработан.

Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге»Фотоотчет индивидуальной работы педагога-психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Фотоотчет индивидуальной работы педагога - психолога с ребенком «Кукла Даша подруге» Педагог заносит куколку -оберег. -Добрый день, меня.

Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы педагога-психолога с ребенком 6–7 лет с задержкой психического развития .

Опыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психологаОпыт применения набора Фроссия в ходе коррекционно-развивающей работы педагога-психолога В своей работе педагога - психолога я использую набор ФРОССИЯ. Это мобильный маневренный чудо-комод на колесиках, который в течение дня.

Новые формы работы с родителямиНовые формы работы с родителями Родительская гостиная «Посеять в детских душах доброту» Подготовительная группа Предварительная работа: - Совместно с детьми изготовить.

Презентация на тему: «Нетрадиционные формы работы с родителями» (из опыта работы) ПРЕЗЕНТАЦИЯ НА ТЕМУ " НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ" (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) 1 СЛАЙД "Нетрадиционные формы работы с родителями " (.

Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Эффективные способы работы педагога-психолога с родителями «Знакомство с любимым человеком» Один психолог сказала на своей встрече однажды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями
Опубликовано: 16 января 2023 в 10:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формы работы педагога-психолога ДОУ с родителями» (включая файлы) размещена пользователем Надежда Стегнина (УИ 1702421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД